Применение некоторых приемов технологии развития критического мышления у младших школьников


Применение некоторых приемов технологии развития критического мышления у младших школьников
Требования ФГОС НОО ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Эта технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, что соответствует современным требованиям к результатам обучения.Технология критического мышления используется мной при проектировании уроков начиная со 2 класса. Сначала я ввожу отдельные ее элементы, а к 4 классу дети в полной мере осваивают все приемы и уверенно используют их в самостоятельных работах.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (содержание), рефлексия, то есть структуру урока я практически не меняла, дополняя содержание урока следующими методами и приемами: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ и другие.Представлю особенности использования мною методов и приемов ТРКМЧП.
Кластер использую как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Например, на уроке закрепления знаний в 3 классе по теме «Суффикс» предлагаю детям обобщить всё, что они узнали о суффиксах. По ходу ответов заполняется кластер. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле данного понятия.
Синквейн является способом творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Пример синквейна, созданного на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
На уроках русского языка использую небольшие по объёму рефлексивные сочинения. Например, после изучения темы «Части речи. Имя существительное» детям было предложено написать сочинение от имени этой части речи. Приведу образец такой работы:
«Я – Существительное. Привет! Я – имя существительное. Я обозначаю предметы в широком смысле слова. У меня есть число, падеж, род и очень хорошие друзья. Я дружу с именем прилагательным и глаголом. Мы с друзьями очень важные, учите нас лучше!»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Мои обучающиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, обучающиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника.
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.
Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Один из приемов, которые я использую – таблица «тонких» и «толстых» вопросов используется мной на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?
Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, обучающиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
7321551671320Прием Фишбоун (рыбный скелет) использую на уроках обобщения. Запись выглядит так: голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Приведу пример схемы «Фишбоун» на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема поля»:
Использование данной технологии в значительной степени заставило меня пересмотреть мою педагогическую позицию, ведь учитель на данных уроках выступает исключительно в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес обучающихся к изучению русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Обучающиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие обучающиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Обучающиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.