Русская грамота. 1 класс. З-С. По Э. Шиму «Солнечная капля».


Русская грамота. 1 класс. Дата______________
Тема: З-С. По Э. Шиму «Солнечная капля».
Цель: 1. Образовательная: закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными на конце, формировать умение находить проверочные слова с парными согласными «з» - «с».
2. Воспитательная: содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, толерантности.
3. Развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия темы: парные согласные, глухие согласные, звонкие согласные.
Оборудование: иллюстрации, демонстрационный материал, карточки, учебник, тетради.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап
Задачи: Психологически подготовить детей к общению
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Положение ученика за партой.
2. Проверка домашнего задания
Задачи: Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявить пробелы в знания.
- О каких парных согласных мы говорили на прошлом уроке?
- Чтобы проверить, насколько вы запомнили материал прошлого урока, я приготовила карточки.
- Подберите к написанным словам проверочное слово.
- Спасибо.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся
Задачи: Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия, актуализировать субъективный опыт учащихся.
- Сколько всего пар парных согласных вы знаете?
- Назовите эти пары.
- Назовите только звонкие парные согласные?
- Только глухие?
- Как следует проверять парные согласные на конце слова?
Игра «Проверяй-ка!»
- Я буду показывать вам картинку с предметом, название которого заканчивается на парный согласный, а вы должны будете назвать мне проверочное слово.
- Молодцы!
4. Изучение нового материала
Задачи: Обеспечить восприятие и осмысление первичное запоминание учащимися учебного материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой парой согласных. Кто может сказать какая это пара? ( З-С)
- Какими буквами обозначаются звуки [з], [с]?
- Итак, откроем тетради и запишем число, классная работа.
- Какое новое словарное слово появилось у вас в тетради? (сорока)
- Что обозначает это слово? Запомните написание этого слова. Ударная гласная «о» во втором слоге, безударная гласная «о» в первом, подчеркните карандашом по линейке.
Минутка чистописания. Запишите красиво и аккуратно буквы Жж-Шш в соединении и слова с этими буквами.
Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки:
Без рук рисует,
Без зубов – кусает. (мороз)
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной … (медведь)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (Корова)
Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы.
(Петух)
- Молодцы!
Работа с учебником.
- У всех открыт учебник на странице 128-129, задание №1.
- Что нужно сделать в этом задании?
- Отгадаем загадки.
- Какая буква похожа на бараньи рога? (З)
- На что еще похожа эта буква?
- Какая буква похожа на подкову? (С)
- На что еще похожа эта буква?
Работа с чистоговорками и скороговорками.
- Повторите за мной: Вез на гору Саня за собою сани.
- Какие звуки повторялись чаще всего? (С)
- Какой это звук? (согласный, глухой)
Отработка навыка проверки парного согласного на конце слова.
- Что нам предстоит сделать в 3ем упражнении?
- Это задание мы будем выполнять цепочкой. С красной строки с большой буквы записываем первую пару слов: Мороз – морозы, …
ФИЗМИНУТКА «Буратино»
- Что нужно сделать в следующем упражнении?
- Замените предложение одним словом:
Посуда для варки варенья? водолаз
Зимний холод? таз
Человек, которые работает под водой? мороз
- Выполним звуковой анализ этих слов. Таз [тас] 1сл., 3 б., 3 зв., мороз [марос] 2сл., 5б., 5 зв., водолаз [вадалас] 3сл., 7б., 7 зв.
-Молодцы.
Работа с текстом «Солнечная капля»
Автором этого произведения является Э.Ю. Шим, русский писатель. Воспитывался в детском доме. Почти все его произведения о природе, животных и адресованы детям. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Чтение текста произведения учителем.
Первичный анализ.
- О чем рассказ? Понравился ли он вам? Чем понравился?
Вторичное чтение детьми «цепочкой».
Беседа по вопросам учебника.
- Почему автор назвал рассказ «Солнечная капля?» (Потому, что солнце ассоциируется с весной, с пробуждением.)
- Какие весенние звуки мы услышали в рассказе? (Дзинь!-Дон!, Смех, крик петуха)
- Какими красками переливается капля? (синими, желтыми, красными)
- Кто радуется весне? (солнышко, воробьи, петух, дети, весь лес и природа)
- Как встречают весну птицы? (воробьи купаются в брызгах, чирикают; петух кричит: - «Встречай, весну!») - Почему все засияло? (потому, что пришла весна, природа проснулась)
- Любите ли вы весну? Почему? За что?
5. Закрепление новых знаний
Задачи: Обеспечить закрепление новых знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащихся изученного материала, глубины его усвоения.
- С какими парными согласными мы познакомились сегодня?
- Какой согласный глухой/звонкий?
Игра «Буква заблудилась»
сильный моро___
зоркий гла___
колючий дикобра___
сладкий арбу___
ценный гру__
солёный вку___
большой парово___
юный матро___
старый пё__
Составление словосочетаний со словами и картинками.
7. Подведение итогов урока
Задачи: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
- Что понравилось? что нового узнали?
– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)
– Кто назовёт способы проверки?
- Молодцы!
8. Информация о домашнем задании
Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/зСтр. 129 упр. 5, стр. 131 – 132 выразительно читать