Разработка урока: За что ставят во внутришкольный учет?


Тема занятия: Право «За что ставят на внутри школьный учёт»
Цели занятия:
Образовательная:
Закрепить знания учащихся о правилах, регулирующих жизнь человеческого общества. Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.
Коррекционная:
Развивать умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за свои поступки, уважительное отношение к закону.
Организационный
Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки
Игра: «Рука к руке»
Воспитатель произносит фразу «рука к руке» и все участники в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот кто не успел найти себе пару становится водящим.
Варианты команд:
«Спина к спине», «нос к носу», «плечо к плечу» т.д.
Выполняют команды водящего
Подготовка
К основному этапу занятия
Мотивация на усвоение знаний
На ковре лежат две нити.
(одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
найдите конец  прямой  нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко)
Найдите конец запутанной нити, что испытываете?
(затруднения)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть латинская пословица:
«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся»
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(ответы детей)
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- Наш воспитательный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. 
Слушают воспитателя, наблюдают за действиями детей, отвечают на вопросы
Объясняют смысл пословицы
ЦелеполаганиеСегодня на занятии:
Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права и обязанности, за что несем ответственность, какие наказания можно получить за тот или иной поступок.
Знакомятся с темой, целью занятия
Актуализация опорных знаний.
Притча
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя.
Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе.
Там нельзя было нельзя грубить друг другу, грабить т.д.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство - страну
Законию.
В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей?
Жители стали жить по законам.
Вывод:
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности.
Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Слушают воспитателя, рассуждают по содержанию притчи.
Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний.
Работа с термином
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».
Физкультминутка
Вы сегодня обезьянки
По английски просто манки
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки
Головой кивнём друг другу и пожмём друг другу руку
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.
Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность.
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Вам дано три понятия:
«Проступок. Правонарушение. Преступление»
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим ситуацию:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок?
(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей, постановка на внутри школьный учёт)Представляю соц педагога, который рассказывает детям о том кого ставят на внутришкольный контроль кто и за что
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Выберите из данных предложений, за что учащиеся ставятся на внутришкольный контроль
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- похищение человека,  изнасилование, насильственные  действия сексуального характера,
- кражу,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества
- терроризм
- захват заложника
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм
- хищение либо вымогательство наркотических веществ
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 15 дней).
Неуспеваемость учащегося по учебным предметам.
Социально-опасное положение:
А) безнадзорность или беспризорность.
Б) бродяжничество или попрошайничество.
Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение.
Совершение правонарушения, повлекшего за собой меры административного взыскания.
Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Работа в группах старшие выполняют самостоятельно, младшие с помощью педагога
Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
игра «Судья»  (прослушать ситуацию и огласить приговор)
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
Ситуация 3: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Ситуация 4:  Две девочки  в классе   ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 5: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона    
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Слушают ситуацию, обсуждают
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Учить анализировать и оценивать успешность.
Тема нашего занятия?
Что узнали нового на занятии?
Что понравилось на занятии?
Заключительное слово воспитателя.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных.
Но знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Права свои нам
надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить.
Играть, дружить и не тужить.
Определение настроения в конце занятия при помощи смайликов настроения
Отвечают на вопросы, слушают воспитателя,
демонстрируют смайлики настроения
Положение о постановке на внутри школьный учет
1. Общие положения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков.
2. Цели и задачи.
В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разрабатывается положение о постановке учащихся на внутришкольный учет.
3. Основания для постановки на внутришкольный учет.
Основания для постановки на внутришкольный учет исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 15 дней).
Неуспеваемость учащегося по учебным предметам.
Социально-опасное положение:
А) безнадзорность или беспризорность.
Б) бродяжничество или попрошайничество.
Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение.
Совершение правонарушения, повлекшего за собой меры административного взыскания.
Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Постановка на учет в КДН и ЗП, ИДН.
Систематическое нарушение внутреннего распорядка школы.
Нарушение дисциплины в школе (драки и др.) и Устава образовательного учреждения.
4. Основания для снятия с внутришкольного учета
Позитивные изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца), указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося.
5. Контроль над выполнением соответствующего положения.
Ответственность и контроль над указанным видом деятельности, постановку и снятие с внутришкольного учета, оформление соответствующей документации осуществляет лицо, персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора.
Контроль над качеством использования проводимой работы в соответствии с настоящим положением работы возлагается на директора образовательного учреждения.
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения на педагогическом совете школы.