Выступление на семинаре на тему: Техническое творчество в летнем оздоровительном лагере


Техническое творчество на базе летнего оздоровительного лагеря
Исаева Наталия Евгеньевна,
методист отдела научно-технической
деятельности ТОГБОУ ДО
«Центр развития творчества
детей и юношества»
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Техническое творчество – вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.
Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений , развитию, развитию творческих способностей и др.
Научно-техническая направленность включает следующие группы программ: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа, судо, ракето или автомоделирование и др.), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др.), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн и др.), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность). Процесс обучения, развития и воспитания детей непрерывный, он продолжается и после школьных занятий с наступлением летних каникул в рамках детского оздоровительного лагеря.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Образовательная среда детского оздоровительного лагеря в системе дополнительного образования создает благоприятные условия для формирования личности. В отличие от общеобразовательного процесса это обеспечивает:
познавательное развитие личности ребенка;
социальную адаптацию, включающую межличностные отношения;
раскрытие творческого потенциала;
развитие общей культуры детей и подростков.
Организация занятий предполагает реализацию краткосрочных образовательных программ на базе городских и загородных детских образовательно-оздоровительных лагерей. Такие программы классифицируются:
по возрасту (для детей 7 – 10 лет, для подростков, разновозрастные);
по полу (смешанные, для мальчиков, для девочек);
по формам реализации (групповые, индивидуальные);
по способам реализации (репродуктивные, эвристические, креативные).
Такую работу с детьми можно условно разделить на три группы:
индивидуальная работа обучающихся с периодической консультацией у педагога;
групповая работа (кружки, студии, клубы и другие объединения обучающихся);
массовая работа.
Краткосрочная программа кружка технического творчества в детском образовательно-оздоровительном лагере составляется в соответствии с основными требованиями:
идейно-воспитательная направленность занятий;
соответствие возрастным особенностям детей и подростков;
систематичность и последовательность усложнения учебного материала и творческих заданий;
наличие тесных связей между занятиями;
использование широкого спектра материалов;
соответствие календарю общелагерных мероприятий;
предполагаемое развитие и совершенствование ее содержания.
Специфика организации образовательного процесса в детском оздоровительном лагере (краткосрочность, случайный набор детей, преобладание практикоориентированных работ) детерминирует использование программ технического уровня, который предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в области технического творчества, обогащение опыта общения, совместной творческой деятельности.
Техническое конструирование – путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике и техническим видам спорта, развитие у детей конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.
Ребята учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знание правил техники безопасности с ними.
Я познакомлю вас с доступными вариантами организации кружков технической направленности.
Самым простым и бюджетным вариантом организации кружка технической направленности является кружок «Оригами».
Образовательная программа «Оригами» имеет научно-техническую направленность и рассчитана на школьников 7-10 лет.
Цель программы: создавать условия для развития творческих способностей ребенка через моделирование и конструирование бумажной пластики, оригами.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Оригами сегодня внедряется в педагогику, т.к. это искусство, которое имеет широкий спектр применения. Занятия оригами способствуют интеллектуальному, эстетическому и физическому развитию детей - развитию мелкой моторики пальцев рук. Благодаря этому возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. Оригами способствует развитию памяти, внимания, формирует пространственное воображение, знакомит с основными геометрическими понятиями. Спецификой оригами является его общедоступность, простота, ощущение успешности.
Одним из вариантов содержательного отдыха детей являются занятия техническим моделированием и конструированием. Они помогают пробудить личность к поиску, активному труду, раскрыть ее внутренние резервы, дать детям практическую направленность в развитии творческих способностей и решить задачи всестороннего развития и воспитания.
Цель кружка – развитие личности, способной к техническому творчеству в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Обучающиеся младшего школьного возраста приобретают знания о моделях и технике в целом, получают навыки работы с бумажными моделями, знакомятся с простыми моделями из бумаги, выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей. Причем на этом этапе ставится принцип как можно большего использования самостоятельных работ обучающихся, то есть в начале своего обучения обучающиеся работают с неоконченными моделями, работа с которыми требует не просто сборки из готовых заготовок, но и, как минимум раскраски этих заготовок. В конце обучения обучающиеся знакомятся с принципами самостоятельного конструирования бумажных моделей в форме создания моделей.
Возможности, условия и материальная база в организациях разные и при планировании работы с этим необходимо считаться. Занятия кружка должны проводиться в специально отведенной комнате.
Рабочее место младшего школьника в техническом кружке должно соответствовать следующим требованиям:
- стол, стул, инструменты должны соответствовать возрасту и росту школьника;
- высота рабочей поверхности должна обеспечивать ученику правильная осанку и удобное положение тела;
- площадь рабочей поверхности должна быть достаточной для расположения, на ней инструментов, материалов изделия, но не слишком большой, чтобы трудовые достижение школьника были экономичны, (примером может быть служить типовой школьный стол для начальных классов, рассчитанный для одного ученика);
- для выполнения графических работ на столе должна быть чертежная доска и соответствующие принадлежности;
- для выполнения слесарных и столярных работ, рабочую поверхность стола необходимо закрыть планшетом из фанеры, два картона и т.п.
Если занятия проходят в обыкновенной комнате, то желательно иметь универсальный школьный верстак, на котором крепятся слесарные тиски, маленькая наковальня, малогабаритный настольный детский станок «Умелые руки», т.е. должно быть оборудовано место, где школьник может отпилить, прибить, просверлить и т.д. Все остальные операции дети выполняют на своем индивидуальном места, оборудованном необходимыми инструментами, за сохранность которых он несет ответственность.
Примерный перечень материалов и инструментов для работы кружка начальное техническое моделирование для 2-3 классов.
1 Клей ПВА 1 банка
2 Цветная плотная бумага 5 листов
3 Бумага для ксерокса 4 пачки
4 Карандаш простой 15шт.
5 Ножницы 5шт.
6 Линейка 30см. 15 шт.
7 Угольник 15 шт.
8 Циркуль 2 шт.
9 Акварельные краски 1 набор
10 Небольшие обрезки тонкой цветной бумаги 1 набор
11 Транспортир 1 шт.
12 Фломастеры 1шт.
13 Резинка стирательная4шт.
14 Шило 1 шт.
15 Кисточки 3м.
для 4-5 классов
№ Наименование Количество
Рейки 6*6 длиной 600м 20 шт.
Рейки 2*4 длиной 600м 60 шт.
Напильники плоские 2шт.
Напильники трехгранные 2 штФанера 200*300 15 шт.
Лобзик 5шт.
Пилочки для лобзика 2 пачки
Дрель или коловорот 1 шт.
Сверла 2-5мм 5 шт.
Нитки 1 юрок
Калька 400*500 30 шт.
Жесть глянцевая 400*200 1 лист
Рейки 6*30 длиной 130м 15шт.
Молоток 1 шт.
Гвозди 100 шт.
Шило 1шт.

В план включаются работы действующих моделей, интересных для ребят и не требующих большой затраты времени, и исходя из имеющейся материальной базы организации.
Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета - это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.
В работе с начинающими моделистами упор делаться на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей.
Цель кружка – приобщить детей к миру техники, пробудить к поиску, активному труду, развивать технические, творческие способности младших школьников.
Занятия авиамоделизмом не такие затратные, как кажется на первый взгляд. Существуют модели из бумаги, картона, бросовых материалов, которые можно изготовить за одно-два занятия.
Лагерному авиамодельному кружку нужны самые простые инструменты: небольшие ножницы и перочинные ножи (по числу кружковцев); шило (3-5 шт.); плоскогубцы; круглогубцы; кусачки; небольшие рубанки (1-2шт.); лучковая пила или ножовка; небольшие стамески - плоские и полукруглые (3-4 шт.); напильники личные и полукруглые (6-8 шт.); небольшие настольные тиски; кисти для красок и клея; брусок и оселок для точки и правки инструмента; лобзик с запасом пилок. Неплохо иметь и ручную дрель с набором сверл.
Из материалов потребуются: плотная бумага (рисовальная или чертежная); папиросная бумага; тонкий, но плотный картон; тонкая фанера; сосновые рейки; липовые или сосновые бруски (для «мух»); клей - казеиновый, столярный, декстриновый (но только не жидкий конторский клей - для работы с бумагой он не годится); резиновая нить; нитки - суровые и катушечные № 10 и 30. Примерная программа «Авиамоделизм»
1. Вводная беседа (1 час)
Как люди научились летать (основные этапы истории авиации). Авиация на службе мирного строительства и обороны Советской родины. Над чем и как будет работать кружок.
2. Бумажные летающие модели (4 часа)
Основные части планера и самолета (на примере бумажных моделей). Устройство руля на самолете и на моделях. Управление самолетом. Регулировка моделей.
Практические работы. Изготовление бумажных моделей по готовым шаблонам, регулировка и запуск их.
Игры и соревнования. Соревнования на дальность, на точность и качество выполнения элементов пилотажа. Игры: «Дальний перелет», «Посадка на "Полюс» и др.
3. Вертолет (3 часа)
Как воздушный винт создает тягу. Зависимость силы тяги от скорости вращения винта. Как летает вертолет. Устройство простейшей модели вертолета-"мухи".
Практические работы. Изготовление и запуск модели «муха».
Соревнования. Чья модель «муха» дольше продержится в воздухе. Чья модель пролетит дальше.
4. Космические корабли и модели ракет (6 часов)
Успехи советской науки и техники в завоевании космоса. Героические полеты советских летчиков-космонавтов. Почему летит ракета (принципы реактивного движения). Устройство простейшей модели ракеты. Части модели.
Практические работы. Постройка и запуск бумажных и картонных моделей ракет: с резиновым двигателем и воздушным винтом; с катапультой.
Соревнования. Чья модель ракеты поднимется выше.
5. Парашюты (4 часа)
Изобретатель парашюта Г.Е. Котельников. Почему парашют опускается медленно. Назначение парашютов. Устройство парашюта: купол, стропы, подвесная система, вытяжной парашютик, ранец. Типы парашютов: спасательные, спортивные, грузовые. Устройство и запуск простейших моделей парашютов.
Практические работы. Изготовление и запуск простейших моделей парашютов (разных форм и размеров).
Соревнования. Чей парашют дольше продержится в воздухе. Чей парашют точнее приземлится.
6. Воздушные змеи (3 часа)
Воздушный змей - древнейший летательный аппарат. Почему змей летает (элементарное понятие об образовании подъемной силы). Устройство воздушных змеев: несущие поверхности, стабилизирующие устройства, уздечка, леер.
Практические работы. Изготовление и запуск плоских воздушных змеев.
Соревнования. Чей змей поднимется выше. Чья "телеграмма" быстрее дойдет до назначения.
7. Простейшие схематические модели планера и самолета (5 часов)
Общее понятие об устройстве и назначении планера и самолета. Устройство простейших схематических моделей планера и самолета. Понятие об угле атаки крыла и центре тяжести модели. Отличие модели планера от модели самолета. Винтомоторная группа модели самолета. Материалы и готовые детали для моделей планеров и самолетов. Как собрать и отрегулировать модель. Как запускать модели планеров и самолетов.
Практические работы. Постройка простейших схематических моделей из наборов деталей и заготовок.
Широкое распространение получили готовые наборы для детского технического творчества, так называемые «кружки в коробке».
В коробку-комплект входят:
– наборы заготовок, расходные материалы авиамоделей для начинающих с пропеллером, стендовых авиамоделей, планеров с катапультой на резинке, метательных планеров, вертолетов, бумерангов, воздушных змеев, парашютистов, ракетопланов и др. с сертификатами безопасности;
– учебные программы, пособия и методички с описанием работы авиамодельного кружка для начинающих, мастер-классов, организацией игр, выставок, авиамодельных соревнований;
– инструкции, схемы, чертежи авиамоделей, пособия по работе с наборами для детского технического творчества (комплектов заготовок для начинающих), утвержденные инструкции по технике безопасности,
– учебная программа авиамодельного кружка для начинающих составлена для студентов без опыта работы в дополнительном образовании.
Аналогично можно организовать объединение судомоделистов и автомоделистов.
Существуют программы по техническому творчеству младших школьников делающие упор на работу детей с конструкторами.
Это лего конструирование и робототехника. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития. Новые образовательные подходы сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Конструкторы ЛЕГО, развивают у детей творческий и исследовательские навыки, пространственные представления, некоторые физические закономерности, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости, а также позволяет детям в форме познавательной игры развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Выделяют следующие виды Лего-конструкторов:
Lego Education (Лего Эдьюкейшн)
Это серия образовательных  конструкторов Lego, которые разработаны педагогами специально для развития творческих способностей, коммуникативных навыков, мелкой моторики и знакомства с окружающим миром. Очень интересные и разноплановые конструкторы, которые в игровой форме расскажут об устройстве мира и научат решать творческие задачи на практике, самостоятельно придумывать и реализовывать первые проекты. 
ПервоРобот LEGO WeDoКонструктор ПервоРобот LEGO WeDo - комплект Лего, разработанный специально для практики конструирования роботов начального уровня.
Данный набор позволит сконструировать и запрограммировать через компьютерное приложение первые действующие модели робототехники.
ПервоРобот NXT Базовый набор
ПервоРобот NXT Базовый набор - набор всех основных элементов для построения моделей роботов. Хорошо подходит для начала серьезного знакомства с робототехникой и первых опытов по ее программированию.