Обобщение опыта по теме: «Создание оптимальных условий для личностно-ориентированного обучения и воспитания саморазвивающейся личности на основе использования здоровьесберегающих технологий как одного из ведущих направлений повышения эффективности работы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мугунская средняя общеобразовательная школа
Тулунский муниципальный район
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
Осиповой Любови Васильевны
2014
«Забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы …»
В.А. Сухомлинский
Изменения в социально экономической сфере, развитие техники, увеличение объёма информации привели к перестройке системы образования, в частности, прослеживается приоритет личностной ориентации.
Школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, она должна готовить своих учеников к продолжению обучения, к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Сегодня родители, являясь социальными заказчиками в образовательном процессе, считают главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В связи с этим возникают противоречия:
- между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» (см. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» («Вестник образования» №14 за 2004 г.), то есть определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика; - между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.
Один из путей разрешения противоречий - использование в процессе обучения здоровьесберегающих и развивающих технологий.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности ставит определённую цель профессионального развития. Ключевая идея цели моего профессионального развития создание оптимальных условий для личностно-ориентированного обучения и воспитания саморазвивающейся личности на основе использования здоровьесберегающих технологий как одного из ведущих направлений повышения эффективности работы и достижения высокого уровня индивидуального развития ребенка.
Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями деятельности школы на современном этапе.
В процессе обучения выделяю три основных аспекта: образовательный, воспитательный и развивающий. При постановке цели и задач учебного процесса в межаттестационный период я придерживалась следующих рекомендаций программы развития школы до 2014 года:
Объекты отношения Выражение ценностного отношения
Я и ШКОЛА Любознательность, стремление к творчеству, коллективизм
Я и ПЛАНЕТА Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам
Я и Моё Здоровье Самоопределение, самореализация, самоорганизация
С помощью данных рекомендаций определила задачи своей работы в межаттестационный период.
Задачи:
Образовательные:
- формирование теоретических знаний по предметам;
- формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному краю, гордости и уважения к землякам, знакомство с его прошлым и настоящим.
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Развивающие:
-развитие творческих способностей учащихся и устойчивого интереса к предмету;
- развитие основных процессов мышления.
Для достижения поставленных задач и в процессе их реализации проделана следующая работа:
1. проведена диагностика исходного состояния здоровья, сформированности познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
2. определены проблемы для индивидуальной методической работы (самомообразование);
3. определен круг действий по развитию потребности в здоровом образе жизни, развитию творческих способностей школьников, по созданию содружества детей, педагогов и родителей при решении целей и задач обучения;
4. внедрена в учебно-воспитательный процесс технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным.
Думаю, чтобы обучение стало более эффективным, функциональным, индивидуализированным в школе должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов.
Желания у нас очень сходны. Однако, в последние годы, знакомясь с учениками первого класса и изучая их познавательный, коммуникативный, творческий потенциал, состояние здоровья выясняю, что:
-до 70% школьников слабо умеют проводить аналогии, классифицировать, обобщать;
- 40% школьников имеют низкий , 45% - средний и только 15% выше среднего и высокий уровень коммуникативных способностей;
- 35% учащихся имеют низкий, 45% средний, 20% выше среднего и высокий уровень познавательной активности;
- по итогам оценки состояния здоровья обучающихся, поступающих в первый класс на основании медицинского обследования, отмечается количество детей в основном со второй и третьей группой здоровья.
Это достаточно большие проблемы, которые накладывают свой отпечаток на организацию моей педагогической деятельности. Решение проблем начала с формирования устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, двигательным умениям и навыкам, включение в активную жизнь.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию для сохранения и восстановления здоровья, освоение интеллектуальной и практической деятельности детей я выбрала технологию раскрепощённого развития детей, разработанную физиологом В.Ф. Базарным, что не означает полное исключение иных, а предполагает лишь ее преобладание. Выбор данной технологии как ведущей объясняется еще и тем, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в школу, что является исходным фоном на старте обучения и на завершение обучения в начальных классах. Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
В.Ф.Базарным разработана целостная методологическая система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебно-воспитательном процессе, основанная на принципах сенсорной свободы, двигательно-поисковой активности.
Внедрять в свою работу данную методику побудила меня организованная районным отделом народного образования в 2000 году встреча с физиологом В.Ф.Базарным в г.Красноярске, где получила очень ценный материал по этой технологии.
Составляющие части системы В.Ф. Базарногодинамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;
методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;
обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов и расширения зрительных горизонтов;
методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма;
дорожки здоровья – коврик - массажёр для стоп (из естественных тканей: солома, хлопок).
Важным и обязательным компонентом урока является движение. Движение – это наша жизнь. В этом мне, безусловно, помогают конторки, с помощью которых ученики могут менять позу несколько раз за урок. Работа за конторкой даёт больше возможности ребятам самим следить за своей осанкой, за своим здоровьем.
Не менее важными являются коврики-тренажёры. Они удобны для общего состояния, стимулируют активные точки и зоны, повышают иммунную систему, мобилизуют внутренние силы организма, являются прекрасным средством от плоскостопия.
По мнению В.Базарного, глаза детей будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе. При приёме зрительно-пространственной активности внедряю офтальмотренажёр. Тренажер находится на потолке и представляет незамысловатые круги и восьмёрки-схемы-траектории.
Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.
Ежегодное обследование и наблюдение по данным показателям, позволило сделать выводы об эффективности внедрения технологии. Входящие показатели здоровья детей первого класса и промежуточные результаты до 4 класса, мы можем увидеть на представленных диаграммах.
571500175895Показатель простудных заболеваний
331470085725
Анализ: в 1классе - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80% обучающихся, то к концу 4 класса процент заболевших снизился до 6%.
91440059055Показатель нарушения осанки
Анализ: по показанию медицинского осмотра у 64% обучающихся 1 класса нарушена осанка. В 4 классе нарушение осанки наблюдается у 12% обучающихся. Вертикализация позы в процессе обучения, пространство помогают в профилактике и сохранении осанки учеников.
Уровень зрения у обучающихся
Анализ: зрение, если сравнить с исходными данными повысилось, а у 22% обучающихся имеющих остроту зрения ниже нормы, восстановилось.
Решение проблем формирования познавательной активности и творческого мышления заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование личности с устойчивыми познавательными интересами. В нашем селе мало учреждений, где ребенок может развивать свои способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и клуба негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.
С целью обеспечения качественного обучения использую и развивающие образовательные технологии:
- применение метода проектов, основанного на исследовательской деятельности учащихся во внеурочное и урочное время стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему;
- внедрение коммуникативных технологий позволяет создавать условия для развития познавательных способностей и коммуникативных умений обучающихся;
- использование игровых технологий формирует познавательную активность, высокий уровень заинтересованности и дисциплинированности;
- применение компьютерных технологий позволяет повышать мотивацию у обучающихся к изучаемым предметам.
Результатом использования развивающих образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является стабильный уровень обученности - 100%; прослеживается положительная динамика качества знаний с 38% в 2011-2012 учебном году до 41 % в 2012-2013учебном году.
Использование различных приемов, постановка проблемных вопросов, новые методические подходы к изучению проблемы способствуют максимальному интеллектуальному развитию личности.
Динамика роста творческой и познавательной активности за четыре года возросла.

Дети с высоким уровнем развития познавательного интереса принимают активное участие в дополнительных развивающих мероприятиях:
1. Были участниками конкурсов «История одного пожара», «Мои первые строки о Родине». Их работы были отправлены и отмечены в районе и в области;
2. В школьной и городской акции «65-летию Великой Победы – 65 оценок 5» Сидоренко Кристина стала победителем;
3. Принимали участие в районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника», Сидоренко Кристина стала победителем за проект «В царстве шоколада»;
4. Диплом первой степени присужден Сидоренко Кристине обучающейся 4 класса за исследовательскую работу, представленную на VI зональной научно-практической конференции «За страницами учебника». Исследовательская работа опубликована в сборнике работ конференции.
5. Были участниками в Региональных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор!»
По итогам этих конкурсов дети получили благодарственные письма, свидетельства участников, грамоты.
Обучающиеся 4 класса в 2012-2013 учебном году принимали участие во всероссийских конкурсах:
- «Русский медвежонок – языкознание для всех» – 13 участников, из них
4 диплома победителя;
- «Интеллект - экспресс» номинация: «Семь пядей во лбу» – 10 участников, из них 3 диплома лауреатов;
- «Кенгуру» номинация: «Конкурс специалистов» - 10 участников;
- «Кенгуру – математика для всех»- 4 участника;
- Международный конкурс по английскому языку «BRITISH BULLDOG» – 1 победитель;
- «Кит - компьютеры, информатика, технологии» – 5 участников.

При внедрении развивающих технологий выявилась проблема, требующая решения - проблема развития коммуникативных способностей обучающихся. Я убеждена, что пришло время, которое требует переосмысления функции учителя: учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и самооценивания. Я должна научить учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном мире, поэтому стараюсь постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. В этих целях: прохожу курсы повышения квалификации, провожу открытые уроки, участвую в конференциях, семинарах и МО учителей начальных классов, выступаю на круглых столах. В 2011 году стала лауреатом премии Губернатора Иркутской области.
Особое место в моей профессиональной деятельности занимает и самообразование, которое осуществляется через изучение опыта работы учителей по новым технологиям, через современную психолого-педагогическую литературу.
Имея личный кабинет в сети Интернет, обмениваюсь опытом работы (разработки уроков, презентации, рефераты, внеклассные мероприятия и т.д.) на сайтах: http//www.proshkolu.ru.; http//my.1september.ru; Считаю, что все это позволит мне в дальнейшем обеспечивать не только усвоение содержания программного материала, но и формирование при этом личностных качеств школьника, заданных целями образования. Самоанализ подготовила _________ Л.В.Осипова
Дата « 24 » апреля 2014г.