Программа объединения дополнительного образования «Эко» в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Непоседы-2015»


МБОУ средняя общеобразовательная школа №9
Городского округа г. Выкса Нижегородской области
Утверждаю:_____________________
Директор МБОУ СОШ №9: А.В.УхановПрограмма объединения дополнительного образования «Эко»
в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
«Непоседы-2015»
Автор программы: Кулагина Наталия Викторовна
Возраст детей: 7-11лет
Принято на педсовете от 29.05.2015г. №16
2015
Пояснительная записка
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации. Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность  возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность  определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение».
При этом более актуальными для детей являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Даная программа реализуется в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Автором программы разработан цикл занятий, позволяющих учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. На базе каб. №25 в наличии множество методических пособий, материалов, компьютерных программ, видео- и медиотеки, необходимых для проведения кружковых занятий в школе и на природе.
Программа построена на основе линейного принципа, на базе доступности и связи теории и практики. Она раскрывает пути взаимодействия человека и природы, экологические особенности различных сред живых организмов и неживой природы.
Программа расширяет полученные в начальной школе ЗУНы, продолжает формирование позитивного отношения детей, способствует бережному отношению к природе своей « малой» родины.
Особенности данной программы:
Изучение экологических основ экоразнообразия родного края на основе краеведения.
Использование теоретических знаний на практике в ходе экскурсии и экоакции.
Цель: воспитание экологической культуры у детей, ответственного отношения к природе.
Задачи:
Обучить азам экологического мышления в процессе игры;
Заинтересовать обучающихся в экологических проблемах г. Выксы (своего микрорайона);Помочь дать установку на правильное поведение в природе, сформировать у детей соответствующее эмоциональное отношение к данному поведению.
1.2. Учебно-тематический план
№П/П Темы занятий Дата проведения кол-во часов
теория практика экскурсии
1 Вводное занятие.
«Наш дом- природа» 6.06 1 2 «Волшебница вода». Подготовка к спектаклю «Перепутаница» 11.06 0,5 0,5 3 Мир природы в мире игр 13.06 1 4 «Прогулка по лесу» 17.06 1
5 «Мы друзья природы» 19.06 1 6 Операция «Зелёный уикэнд». Экологический спектакль «Перепутаница» 21.06 1 Итого: 1,5 3,5 1
1.3 Пояснительная записка:
(6ч.;2 часа в неделю)
Программа построена на основе линейного принципа, на базе доступности и связи теории и практикой. Она раскрывает пути взаимодействия человека и природы, экологические особенности различных сред живых организмов и неживой природы.
Программа расширяет полученные в начальной школе ЗУНы, продолжает формирование позитивного отношения учащихся, способствует бережному отношению к природе своей «малой» родины.
Особенности данной программы:
Изучение экологических основ экоразнообразия родного края на основе краеведения
Использование теоритических знаний на практике в ходе экологической экскурсии в лес и экологической акции.
1.4.Содержание программы:(6 часов)
Тема1(1 час)
Вводное занятие: «Наш дом – природа»
Цель: объяснение детям необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
Задачи:- привлечь внимание учащихся к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздыха.
-показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей.
Методы: описательный, сравнительный, эвристический.
Формы: беседа, игра, просмотров видеофильма «Экологический альманах»
Тема2 (1 час):
«Волшебница вода»
Цель: привитие навыков экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах.
Задачи: - обучить навыкам исследовательской работы при изучении экологического состояния воды;
-научить любоваться реками и прудами ( Выксунского района) , понимая необходимость бережного к ним отношения и последствий неграмотного поведения.
Методы: описательный, сравнительный, частично – иследовательский, проблемный.
Формы: рисование, рассказ, игра, лабораторная работа.
Тема3 (1час):
«Мир природы в мире игр»
Цель: повышение познавательного интереса к экологии .Задачи: - развивать мыслительное и логическое мышление;
-улучшать сплоченность и сознательность участников кружка.
Предполагаемые игры проводятся в группе по 8 -12 человек, увеличение их числа снижает эффективность игр. Игры составлены т.о., что не требует каких-либо специальных знаний, хотя определённый уровень обученности закладывается на уроках природоведения и « Окружающего мира « во 2 -4 классах начальной школы.
Игровым показателем, предъявляемым к творческой игровой среде должно стать эмоциональное благополучие всех детей. Здесь предлагаются насколько игр экологических задач.
Игры : «Природа в моей жизни», «Чистописание», «Ателье мод», «Предупредительные знаки».
Тема4 (1час):
«Прогулка по лесу» - экскурсия.
Цель: содействовать развитию у детей любви т бережного отношения к лесу и его обитателям.
Задачи: - систематизировать, закрепить и проверить знания о лесе и его обитателях;
- развивать навыки в команде.
Методы: наблюдения, описание, частично – поисковым.