Из опыта работы в летнем оздоровительном лагере

Летний лагерь одна из эффективных форм отдыха детей школьного возраста (из опыта работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Забияка», организованного при МОУ СШ №96 Дзержинского района Волгограда)

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Ежегодно администрация школы проводит работу по организации летнего лагеря отдыха и оздоровления учащихся школы, сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха в летний период. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения
Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы летнего школьного лагеря имеют познавательный характер.
Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Для успешной работы летнего лагеря, необходимо четко понимать, какой набор документов федерального, муниципального и школьного значения должен быть у начальника лагеря. Поэтому перед началом оздоровительного сезона создается номенклатура дел по летнему лагерю, которая включает в себя: государственные правовые акты, локальную акты по лагерю, приказы по организации работы лагеря, штатное расписание, план-сетки мероприятий и по различным направлениям и т.д.
В нашей школе ежегодно обновляется и дополняется программа работы летнего лагеря, которая направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом.
Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников. В планирование работы лагеря при школе включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах. В лагере создается отряд велосипедистов из числа детей 9-10 лет, который изучает строение велосипеда, правила езды на нем, а также проводит тренировки на транспортной площадке школы. С сотрудниками лагеря проводится инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности, санитарно- гигиеническим правилам, правилам пожарной безопасности, поведения детей на воде, в походах, при проведении спортивных и других мероприятий, а также по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
В период работы лагеря педагогический коллектив проводит обязательные плановые и внеплановые инструктажи с детьми по правилам техники безопасности и дорожного движения.
Систематическая работа, проводимая воспитателями по охране труда и здоровья учащихся, позволила снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время каникулярного отдыха учащихся.
Администрация школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь с дневным пребыванием в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска».
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
наличие организаторского опыта;
степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, воспитатели из расчёта: на 25 человек – два воспитателя, спортивный и музыкальный инструкторы (по возможности). К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы. Также для полноценной работы летнего лагеря привлекаются учащиеся старших классов в качестве вожатых.
Перед открытием лагеря в апреле проводится заседание педагогического коллектива лагеря с повесткой дня "Организация работы летнего лагеря дневного пребывания", на котором обсуждается тема и план работы, ставятся обязательно кроме оздоровительных задач и познавательные, обсуждается прогноз количества школьников, которые примут участие в дневном оздоровительном лагере, трудовом лагере. Затем проводится инструктивно-методическое совещание администрации и руководителей лагеря "Организация воспитательного процесса в лагере", на котором утверждается план и режим работы, штат и должностные обязанности работников лагеря.
Конечно же, готового рецепта "звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы на лето, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, при этом воспитатели учитывают желания и любимые развлечения детей.
Вся воспитательная работа в текущем году в пришкольном лагере “Забияка” была направлена на реализацию тематической программы «Фильм, фильм, фильм», посвященной Году кино в России.
Летние каникулы – это время нравственной закалки детей, их духовного обогащения, пробы сил в труде с взрослыми, время ярких впечатлений, самодеятельного творчества, активного познания нового в природе, товарищах и в себе.
        И в то же время летние каникулы – время увлекательных игр, соревнований, красочных праздников. Традиционными в нашем лагере стали такие мероприятия, как День Нептуна, День вожатых, «Весёлые старты», конкурсы «Мисс лето», «А ну-ка, мальчики». Увлекаясь проведением физкультурных праздников, спортивных игр, мы не забываем о ежедневных утренних зарядках. На территории школы, которая вся утопает в зелени, дети играют с мячом, в бадминтон, проводят спортивные игры.
        Лето – благодатное время для изучения героических традиций Родины, подвигов народа. Ежегодно 22 июня, в День памяти и скорби, воспитанники посещают памятные места нашего города, возлагают цветы в знак уважения воинов, защищавших нашу Родину. В этот день в лагере проводятся викторины, военно-спортивная игра. Ко Дню России, 12 июня, воспитатели и вожатые рассказывают детям о символике России, об истории праздника.
        Временный коллектив лагеря обладает специфическими воспитательными возможностями. В новой товарищеской среде хочется показать все свои способности, силы, умения, проявить качества характера, которыми гордишься. В тесном, активном общении интенсивнее и полнее раскрываются все качества личности.
        В лагере проводится много коллективных мероприятий, где все тесно взаимодействуют, работают на коллектив. Иногда дети, которые пассивны в школе, становятся в лагере активными, увлечёнными и заинтересованными.
        Музеи города, кинотеатры, цирк, библиотеки, театры нашего города становятся активными социальными партнерами в летний оздоровительный период.
Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря в нашей школе – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни.
В начале работы лагеря каждый год медицинский работник измеряет рост, взвешивает детей, а в конце смены проводится повторный осмотр ребят. Дети подрастают, прибавляют в весе, и мы взрослые радуемся этой положительной динамике. Значит, наша работа проходит не зря, ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс становится взрослее.
Система работы по организации оздоровительного лагеря при школе, сочетающая развитие и воспитание детей с оздоровительным отдыхом даёт позитивные результаты.

 ђ Заголовок 115