Самостоятельная работа как средство повышения эффективности обучения математике в начальной школе

Самостоятельная работа как средство повышения эффективности обучения математике в начальной школе
Изиланова Ирина Евгеньевна, методист МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский район РБ, iraizilanov@mail.ru
Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению.
В.Каверин
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах.
Одним из самых доступных путей повышения эффективности обучения математике в начальной школе, повышения качества знаний и активизации учащихся на уроке является продуманная, систематически проводимая самостоятельная работа. Она обеспечивает оптимальное развитие каждого ученика в классе, как самостоятельного сильного, так и слабого. Именно умение самостоятельно работать вырабатывает у ребят желание быть уверенными в себе, эрудированными, неординарно-мыслящими, но самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.
Несмотря на то, что вопрос о самостоятельной работе стоит перед школой давно, этот метод обучения не находит сегодня должного применения. Анализ школьной практики показал, что на самостоятельную работу обучащихся отводится не более 13% всего времени урока, причем и это время на  уроке малоэффективно. Проводя ту или иную самостоятельную работу, учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая внимания на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности  ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера.
В педагогической науке понятие «самостоятельная работа» определяется как вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика. Как дидактическое явление, самостоятельная работа обучащихся представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению нового знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблем самостоятельности учеников в процессе обучения. Достигнуты определенные успехи в разработке теории обучения, использования самостоятельных работ в системе уроков и домашних заданий (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон). Некоторые исследователи (Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер, Л.М. Пименова и другие) делали попытки изучить развитие самостоятельности у учащихся в динамике – от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю сторону самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучащихся может быть организована на различных этапах учебного процесса, то есть не только при повторении и закреплении пройденного материала, но и при подготовке к изучению нового материала, а в некоторых случаях и при знакомстве с новым материалом. В связи с этим самостоятельная работа может занимать самое различное место на уроке математики, соответствуя цели данного урока. Кроме того, в зависимости от возраста учащихся и цели самостоятельной работы она может быть разнообразной по длительности: от самых маленьких заданий, рассчитанных на 1-3 минуты до довольно продолжительных до 25 минут. Учитель должен смотреть на самостоятельную работу учащихся, как на основную свою задачу, которую он обязан каждый раз правильно методически разрешить. Каждый новый вид самостоятельной работы может быть введён лишь после того, как он будет освоен детьми под руководством учителя.
Самостоятельную работу можно различить: по дидактическим целям (обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие); по уровню самостоятельности учащихся (по образу, реконструктивные, вариативные, эвристические, исследовательские); по степени индивидуальности (групповые, индивидуальные); по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, практические работы, подготовка докладов, рефератов); по месту выполнения (классные и домашние); по форме выполнения (устные, письменные).
При анализе общей структуры темы, учитель должен заранее определить для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации самостоятельной деятельности на уроках математики. В тематическом плане важно отметить логическую последовательность самостоятельных
· работ, их разнообразие и усложнение. Важно продумать организацию, методическую инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место самостоятельной работы в структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий; приемы, стимулирующие самостоятельную деятельность в процессе изложения материала.
Анализ передового опыта показывает, что самостоятельная работа на уроках математики в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. Значительно сложнее включать в структуру урока математики самостоятельные работы с целью изучения новых знаний. Учителю, особенно молодому, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал обучащиеся могут успешно усвоить по учебнику. Исследования показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю.
Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других. Нередко учителя пытаются найти выход из положения, предлагая учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы. Некоторые с этим справляются легко и без ущерба для дела, другие - спешат, проявляя небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в содержание заданий. Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально-типическим особенностям учащихся.
В связи с выше изложенным к организации самостоятельной работы на уроках математики выдвигаются следующие требования:
-  хорошо понимать её цели;
-  отчётливо видеть её место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока;
-  максимально учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
-  использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания;
-  предвидеть трудности и “барьеры”, которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы;
-  обоснованно выбирать её объём, предусматривать основную и дополнительную части;
-  разнообразить самостоятельные задания по содержанию;
-  предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т. п.;
- готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, “опоры”;
-  искать рациональные способы проверки работ;
-  подводить итоги выполнения самостоятельной работы.
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа на уроках математики, при правильной её организации, способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления, ускоряются темп формирования у обучащихся умений и навыков практического характера, при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у обучащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Деятельность по организации самостоятельной работы учащихся даёт дополнительный воспитательный эффект:
-класс приучается к самостоятельной работе не только на уроках, но и во внеурочное время;
-воспитанники, без дополнительного контроля со стороны взрослых, выполняют работу по самообслуживанию;
-обучащиеся самостоятельно готовят творческие выступления, у них формируются лидерские качества, вырабатывается активная жизненная позиция.

15