АНАЛИЗ промежуточного контроля за первое полугодие 2016/2017 учебного года по предметам биология, география, химия МО «Естествознания».


Приложение №1.
АНАЛИЗ
промежуточного контроля
за первое полугодие 2016/2017 учебного года
по предметам биология, география, химия МО «Естествознания».
В соответствии с утвержденными планами работы заместителей директора школы в конце I полугодия 2016-2017учебного года был проведен контроль знаний обучающихся по естественному циклу в период с 19.12.16 г. по 23.12.16 г.
Цель контроля: выявление уровня усвоения учебного материала, способствующего формированию современной естественнонаучной картины мира.
Получить объективную оценку об уровне освоения учащимися географии в 6 «А», «Б», «В», «Г» классах, биологии в 7 «А», «Б», «В» классах и химии в 9 «А», «Б», «В» классах. Отследить динамику усвоения учебного материала по предметам естественного цикла.
Преподаватели естественного цикла на должном уровне отнеслись к подготовке и проведению данного вида учебной работы, что выразилось в следующем:
1)    подготовлены разнообразные по форме контрольно-измерительные материалы – тестовые задания, аналогичные заданиям ОГЭ;
2)    проведена обработка результатов;
3)    проанализированы итоги контрольных срезов по различным основаниям – соответствие знаний обучающихся требованиям стандартов образования, основные типы ошибок и возможные причины их возникновения, пути корректировки знаний, умений и навыков обучающихся в процессе дальнейшего обучения.
19 декабря 2016 года, проводилась работа в 9-х классах. Работа проводилась в форме контрольной работы. В работу включены три вопроса с разделов: «Металлы» и «Неметаллы».
Класс Сколько учащихся писали работу Оценки Успеваемость Качество знаний Учитель
«2» «3» «4» «5» 9 «а» 21 0 3 11 7 100% 85,7% Рамазанова Э.З.
9 «б» 21 0 12 3 6 100% 42,8% Рамазанова Э.З.
9 «в» 22 0 6 8 8 100% 72,7% Рамазанова Э.З.
Итого в параллели 64 0 21 22 21 100% 66,8% Рамазанова Э.З.
Диаграмма оценочного сравнения.

Диаграмма успеваемости и качества знаний в сравнении с первой и второй четвертями.

Успеваемость в параллели находится на должном уровне 100%. Лучший показатель качества знаний в 9 «А» в классе.
Показатели успеваемости и качества знаний в сравнении с первой и второй четвертями выше промежуточного контроля. Успеваемость контроля выше первой и второй четвертями на 1,1%. Качество знаний выше на 2,4%
Ошибки допущенные при выполнении работы:
При решении задач на нахождении массы вещества.
В двух уравнениях реакции не смогли определить соотношение, когда образуется кислая соль.
Хорошие результаты показали по темам:
- Химические свойства металлов IV – VII подгрупп и водорода, а так же их соединений.
- Химические свойства металлов.
- Составление уравнений химических реакций с участием изученных соединений металлов и неметаллов.
- Рассмотрение уравнений в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.
20 декабря 2016 года, проводилась работа в 7-х классах. В работу включены темы, пройденные в первом полугодии «Класс Рыб», «Класс Земноводных», «Класс пресмыкающихся». Задание построено таким образом, что бы выявить умение учащихся сравнивать особенности представителей различных классов, выделять наиболее характерные признаки животных класса, проследить эволюционное развитие подтипа позвоночных.
Первое задание предполагало выбор из предложенного перечня признаков, качеств характерных для представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся
Во втором задании необходимо сравнить внешние и внутреннее строение земноводных и пресмыкающихся, определить сходство и различия.
В третьем задании учащиеся должны ответить на вопрос: « От кого произошли животные класса земноводных и пресмыкающихся?»
В четвёртом задании предложенных животных класса пресмыкающихся необходимо распределить по отрядам.
Класс Сколько учащихся писали работу Оценки Успеваемость Качество знаний Учитель
«2» «3» «4» «5» 7а 22 2 11 5 4 91% 41% Подгол О.И.
7б 24 2 8 7 7 92% 58% Подгол О.И.
7в 25 3 13 7 2 88% 36% Подгол О.И.
Итого 71 7 32 19 13 90,3% 45% Подгол О.И.

Диаграмма оценочных результатов.

Диаграмма успеваемости и качества знаний в сравнении с первой и второй четвертями.

Лучшие показатели в 7 «Б» классе.
Сравнительный анализ показал, что успеваемость и качество знаний снизилось в сравнении с первой и второй четвертью. Успеваемость промежуточного контроля ниже первой четверти на 7,4%, второй четверти на 7,7%. Качество знаний промежуточного контроля ниже первой четверти на 26%, второй четверти ниже на 16%.
Вместе с тем, количество неудовлетворительных оценок во всех классах примерно одинаковое. Основное отличие наблюдается в качестве выполненной работы.
Затруднение у учащихся вызвали задания связанные с кровеносной системой, нервной системой. Так же много ошибок допущено во втором задании, где необходимо провести сравнительный анализ особенностей строения классов земноводных и пресмыкающихся, не потому, что учащиеся не владеют навыком сравнения, а по причине недостаточного знания фактического материала.
При изучении темы «Строение. Индивидуальное развитие. Эволюция» обратить особенное внимание на вопросы, вызвавшие затруднения при написании полугодовой промежуточного контроля.
22 и 23 декабря 2016 года, проводилась работа в 6-х классах по географии:
23.12.2016-6 «А»
23.12.2016-6 «Б»
23.12.2016-6 «В»
22.12.2016-6 «Г»
Полугодовой промежуточный контроль в 6-х классах по географии проводился в форме тестовой работы.
Тест состоял из двух разделов:
- раздел « А» содержит 21 задание с выбором ответа (из четырёх вариантов ответа, среди которых только один является верным). За каждый правильный и полный ответ в этом разделе, учащиеся получали от 1до 3 баллов. За все правильно выполненные задания можно получить 43 балла.
- раздел «В» содержит 5 заданий с кратким ответом. Ответ должен быть в виде числа (цифры) или слова, обозначения. За каждый правильный и полный ответ в этом разделе, учащиеся получали от 1до 3 баллов. За все правильно выполненные задания можно получить 11 баллов.
Тестовая работа состояла из двух вариантов по следующим разделам и темам:
1. Раздел - Земля как планета.
Темы:
1. Форма, размеры и движение Земли.
2. Суточное и годовое вращение Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.
3. Градусная сеть, система географических координат.
2. Раздел - Географическая карта.
Темы:
1. Способы изображения местности. Географическая карта.
2. Масштаб и его виды.
3. Условные знаки. Понятие о плане местности и топографической карте.
4. Азимут.
5. Изображение рельефа на карте.
3. Раздел - Литосфера.
Темы:
1. Строение земного шара.
2. Горные породы.
3. Полезные ископаемые.
4. Движение земной коры.
5. Рельеф суши. Горы.
6. Рельеф суши. Равнины.
Сравнительные результаты.
Класс Учитель Кол-во
писавших Оценки Успеваемость Качество
знаний
«5» «4» «3» «2» 6 «а» Гаврилова Н.А. 21 0 11 9 1 95% 52%
6 «б» Гаврилова Н.А. 25 6 14 3 1 92% 80%
6 «в» Гаврилова Н.А. 23 4 3 15 1 97% 30%
6 «г» Гаврилова Н.А. 24 0 2 13 9 63% 8%
Итого в параллели Гаврилова Н.А. 93 10 30 40 12 86,75% 42,5%
Диаграмма оценочных результатов.

Диаграмма успеваемости и качества знаний в сравнении с первой и второй четвертями.

Из данной таблицы видно, что лучше всего с тестовыми заданиями справились учащиеся 6 «б» класса (у которых самое высокое качество знаний 80%) и учащиеся 6 «в» класса (у которых самая высокая успеваемость 97%). Самый низкий уровень успеваемости и качества знаний у учащихся 6 «г» класса.
Сравнительный анализ показал, что успеваемость и качество знаний снизилось в сравнении с первой и второй четвертью. Успеваемость промежуточного контроля ниже первой и второй четвертями на 12,25%. Качество знаний промежуточного контроля ниже первой четверти на 38,5%, второй четверти ниже на 30,2%.
Очень большие расхождения в показателях успеваемости и качества знаний по предмету география.
Наибольшее количество ошибок учащиеся всех 6-х классов допускали в части А, в вопросах: №5 - по теме «Масштаб»; №6 по теме - «Азимут»; №7,8 по теме «Изображение рельефа на карте»; №16 по теме - «Горные породы». В части В ошибки были допущены в вопросах: В1 - по теме «Условные знаки»; В2 - по теме «Рельеф суши».
Сравнительный анализ в целом по учебным предметам биологи, химия, география промежуточного контроля.
Диаграмма оценочных результатов.

Диаграмма сравнения успеваемости и качества знаний промежуточного контроля с первой и второй четвертью.


Лучшие показатели успеваемости у учителя химии Рамазановой Э.З.(стабилен).
Лучшие показатели качества знаний у учителя географии Гавриловой Н.А.
Стабильные результаты успеваемости и качества знаний у учителя биологии Подгол О.И. (незначительные отличия от промежуточного контроля).
Выводы.1. По результатам полугодовой контроля можно сделать вывод, что не все учащиеся 6 и 7 -х классов освоили материал по предметам биология и география, изученный в I и II четвертях.
2. Средний качественный показатель среди 6-х - 9-х классов по учебным предметам биология, география, химия составил:
успеваемости 98,6%, качества знаний 51,4%.
3.В дальнейшим необходимо продолжать развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
4. Применять педагогически обоснованные формы и методы обучения, обеспечивающие высокое качество образования.
5. Усилить контроль при изучении новых тем.
Рекомендации:
1.​ Обсудить на МО естественно цикла полученные результаты и наметить меры по обеспечению стабильности в обучении учащихся и ликвидации пробелов ЗУНобучающихся.
2.​ Провести повторные административные контрольные работы и срезыв 3 четверти (по итогам 2 четверти).
Причины недостаточно успеваемости и качества знаний:
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). 
Распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы закрепление.   
Большинство школьников сегодня имеют отклонения в здоровье и по данной причине не могут или с трудом осваивают школьную программу (треть учащихся могут это делать без ущерба своему здоровью).
Предлагается рекомендация в работе с неуспевающими:
Проанализированы отметки по предметам естественного цикла(биология, география и химия) за прошлый учебный год. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
​ Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
В третьей четверти будет скорректирована работу учителей предметников по устранению пробелов в знаниях учащихся 6-ых и 7-ых классов по географии и биологии.
Руководитель МО
«Естествознания» Л.Н.Большакова