Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении. Основная цель профилактической работы — защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на раз


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Методические рекомендации
по организации индивидуальной профилактической работы
в отношении несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально-опасном положении
2016 год
Основная цель профилактической работы - защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений - индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена
как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Программа индивидуальной профилактической работы - документ, в соответствии с которым проводится индивидуально-профилактическая работа.
В деятельности специалистов воспитательной работы можно выделить следующий функциональный алгоритм по организации индивидуальной профилактической работы:
1.Выявление детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении и формирование банка данных.
При формировании банка данных уточняются такие позиции:
каковы основания постановки ребёнка на учёт;
какие структуры работают с несовершеннолетним;
какая работа проводится для разрешения проблемы;
что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
Цель этого этапа — определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным и определяться содержанием проблемы. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей и детей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы и класса. На основании анализа существующей проблемы можно выделить следующие направления профилактической работы образовательного учреждения:
работа с семьёй (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьёй и т.д.);
работа с ребёнком (диагностика и изучение личностных особенностей ребёнка, создание ситуации успеха, педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения и т.п.)
работа с педагогическим коллективом общеобразовательной организации;
социально-педагогическое и психологическое сопровождение личности в общеобразовательной организации;
профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включённых в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.
Специалисты по воспитательной работе изучают индивидуальные особенности несовершеннолетнего и выявляют его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений ребёнка.
На втором этапе несовершеннолетние обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится социальным педагогом совместно с психологом.
По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация
из других субъектов профилактики (органов здравоохранения, социальной защиты, ОДН и т.д).
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребёнка группы риска, выявляется необходимость диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной). Перед началом индивидуально-профилактической работы специалисты по воспитательной работе общеобразовательной организации вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы, с которыми необходимо работать.
3. Разработка программы (плана) индивидуальной профилактической работы.
По результатам диагностики специалисты по воспитательной работе ОО подбирают психолого-педагогические, социальные средства для организации работы с несовершеннолетним и его семьей. Индивидуальные программы (планы) должны предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения несовершеннолетним позитивного опыта разрешения проблем (Приложение №1). Программа (план) индивидуальной профилактической работы утверждается на заседании Совета профилактики.
Программа (план) индивидуальной профилактической работы, как правило, содержит следующие сведения:
Сведения о несовершеннолетнем и его семье;
Основания и причины проведения индивидуальной профилактической
работы с семьей и несовершеннолетним;
План мероприятий, сроки, ответственные исполнители;
4) Результаты профилактической работы.
4. Реализация индивидуальных программ (планов).
Данная функция предполагает, что специалисты по воспитательной работе ОО:
распределяют (сообразно целям и задачам программы) участие и ответственность всех привлечённых к реализации программы сторон;
организуют и исполняют индивидуальные методы и формы работы с несовершеннолетним и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
содействуют в получении несовершеннолетним необходимых видов помощи
и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации;
отслеживают результаты и вносят корректировку в реализацию программы.
5. Анализ эффективности проведенной работы.
По выполнению программы (плана) индивидуальной профилактической работы специалисты по воспитательной работе оценивают и анализируют результат проведенной работы с несовершеннолетним.
Основным критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни несовершеннолетнего, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы:
уровень жизни семьи доведён до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
родители проявляют заботу о детях;
дети посещают общеобразовательную организацию;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
семья поддерживает контакты с общеобразовательной организацией, центром психолого-педагогической помощи и т.д.;
в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и
позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Отчет о выполнении программы (плана) индивидуальной профилактической работы и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего и его семьи заслушивается на заседании Совета профилактики. После чего Совет принимает следующие решения:
о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой (планом) индивидуальной профилактической работы;
о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;
о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета в связи с успешной ресоциализацией.
Кроме того, основаниями прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета может быть выезд несовершеннолетних на другое постоянное место жительство, достижение ими совершеннолетия и т.п.
Приложение №1
Утверждено
на заседании Совета профилактики
02 сентября 2015 г.
Примерная программа (план) индивидуальной
профилактической работы с обучающимсяЛеоновым Николаем Сергеевичем, обучающимся 10 «А» класса
сроком на с 02.09.2015 г. по 23.12.2015 г.
Описание проблемы поведенческие нарушения, проявляющиеся в формеасоциального поведения (распитие алкогольных напитков, воровство)
Цели: сформировать положительные черты характера т качества личности, исключить асоциальное поведение
Задачи: 1) формирование моральных представлений; 2) воспитание негативного отношения к вредным привычкам
Исполнитель Содержание и формы
работы
Сроки
проведения
Отметка о
выполненииРезультаты,
выводы
Социальный
педагог
Педагог-
психолог
Классный
руководитель
Заместитель директора
по
воспитательной
работе
Общественный
наставник
Школьный
участковый Работа с подростком:
-осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью ученика;
- контроль за внеурочной
занятостью, в каникулярный
период;
-Индивидуальная консультация «О вредных и опасных привычках»;
- Индивидуальная беседа «Подросток и закон»;
- Практикум «Не говори «да» если хочешь сказать «нет»;
- Индивидуальная беседа «Твои
положительные и отрицательные качества личности».
- Занятие в клубе «Подросток и закон».
Работа с родителями:
- Привлечение к мероприятиям родительского всеобуча;
- Групповая консультация «Личность родителей в воспитании детей»;
- Индивидуальная беседа «Должны ли родители нести
ответственность за неправильное поведение своих детей»;
«Почему так трудно с подростками»;
- Индивидуальная беседа «Родительско -юношеские конфликты – что за ними стоит и как их решить».
Работа с подростком:
1. Индивидуальная консультация по результатам психодиагностического
исследования личности;
2. Индивидуальное занятие
«Какой Я? Я и другие», направленное на формирование стремления к самопознанию и самовоспитанию;
3. Индивидуальное занятие
«Мои чувства и эмоции», направленное на осознание проявления эмоций (особенно чувства тревоги);
принятие собственной
тревожности;
4. Индивидуальное занятие «Хорошие и плохие привычки», направленное на обучение умению
анализировать свое поведение;
5. Индивидуальное занятие «Ценностные ориентации», направленное на формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
6.Тренинг целеполагания
«Ты сможешь, ты добьешься», направленный на осознание целей
7. Индивидуальное занятие
«Мой профессиональный
выбор»
Работа с родителями:
1. Индивидуальная
консультация по результатам
диагностики;
2. Индивидуальная консультация
«Психовозрастные особенности»;
3.Индивидуальная консультация «Мы и здоровье наших детей»;
4.Индивидуальная консультация «Способности и профессиональные
интересы моего ребенка.
Помощь в профессиональном выборе».
Работа с педагогами:
1. Индивидуальная консультация
«Психовозрастные особенности»;
2. Индивидуальная консультация
«Профилактическая работа аддиктивного поведения подростков»
- Знакомство с Уставом
школы – раздел «Пропуски и
опоздания»;
- Классный час – пропаганда
ЗОЖ «Нет группы риска –рискуют все!»;
-Индивидуальная беседа об опозданиях на занятия и поведении на уроках;
- Анкетирование по профориентации «Сто дорог – одна твоя»;
- Посещение семьи ученика, с целью изучения взаимоотношений в триаде мать – отчим -
несовершеннолетний;
- Участие в акции «Стоп -дым»;
- Контроль за ведением
ученического дневника:
отметки, заполнение, посещаемость дополнительных занятий в школе;
-Привлечение подростка к участию в Днях здоровья;
- Круглый стол «Человеческие ценности»;
- Классный час-беседа «Виды юридической ответственности
несовершеннолетних»;
-Час общения «Алкоголь и подросток»;
- Подготовка сообщения о нормативно-правовой базе в контексте антиалкогольного
законодательства»;
- Профилактический классный час
«Ответственность за
употребление алкоголя».
-Контроль и координация
деятельности заинтересованных лиц по реализации индивидуальной
профилактической программы с учащимся
-Наблюдение за посещением
учебных занятий, поведением
несовершеннолетнего в школе, на улице, в общественных местах;
- принятие мер по организации досуга во внеурочное и каникулярное время;
- оказание помощи родителям в коррекции отклоняющегося поведения,
формирование правовой
культуры.
Индивидуальные беседы в рамках дней школьного участкового:
- «Правовые аспекты в контексте антиалкогольного законодательства»;
- «Ответственность подростка за противоправное поведение»;
- «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»;
-«Виды ответственности». В течение
учебного
года
Постоянно
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Согласно
графика
Сентябрь
Декабрь
Ноябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
В течение
учебного
года
Постоянно
Октябрь
Октябрь
Октябрь-
ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Результат выполнения программы
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
С содержанием ознакомлены и согласны:
Ф.И.О. ___________________________
Подпись _________________________