Рабочая программа с тематическим планированием


№ Тема урока Дата Количество часов Тип
урока, форма проведения Планируемые результаты Форма
органи
зации
познава
тельной
деятель
ности Формы конт-роля Органи
зация
самос-
тоятель
ной
деятель-ности
Нагляд-ность,
ИКТ Приме-
чание
По плану Фактически Предметные Метапредметные (УУД) Личностные Королевство волшебных красок (9 ч.)
1 Картинная галерея.
С.3-17 1ч Комбиниро-ван-ный , урок-путе-шествие. Иметь представление
о спектре, цветовом круге;
о том, что бывает собственная и падающая тени;
о приёмах смешения цветов карандашами и на палитре.
Знать:
тёплые и холодные цвета;
приёмы смешивания цветов карандашами и на палитре для получения нужного цвета или оттенка.
Уметь:
различать цвета на цветовом круге;
определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета;
работать с акварельными красками и гуашью;
выполнять упражнения на альбомном листе;
соотносить размер листа и изображаемого предмета;
определять блик как самое светлое место на предмете;
составлять различные оттенки изученного цветового спектра;
изображать по памяти и представлению предметов различных цветовых оттенков;
использовать приёмы рисования «от пятна», «вливание в цвет» и «последовательное наложение цветов», «примакивание», «смешение цветов»,
«раздельный мазок».
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Соотносить различные цвета круга с личными ощущениями.
Рассматривать репродукции картин.
Выделять содержание и живописные достоинства картин, определять значение в них определённых цветов.
Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.
Изучать и комментировать последовательность действий при рисовании акварельными красками.
Использовать инструкции.
Проводить эксперименты по смешиванию цветов.
Поисковая работа: составление коллекций картинок.
Решать творческие задачи.
Использовать изученные приёмы работы красками.
Определять уроевнь владения живописными навыками.
Оценивать результаты своей работы.
Изучать и комментировать последовательность выполнения рисунка.
Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Познавательная мотивация к изобразительному искусству.
Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Работа в группах Теку-щий. Работа с учебником. Учебник
С.3-17
Тетрадь с.3 2 Школа рисования. Радужный мост.
С.20-27 1ч Комбиниро-ван-ный, урок –сказка. Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Рисунок радуги. Учебник
С.20-27
Тетрадь с.4-7 3 Школа рисования.
Красное королевство. С.28-31 1ч Комбиниро-ван-ный, урок –игра. Работа в парах.
Эксперимент- смешивание цветов на палитре. Теку-щий. Рисование красных ягод
(земляника,
малина) и цветов (мак, тюльпан) Учебник
С.28-31
Тетрадь
с.8-11 4 Школа рисования.
Оранжевое королевство.
С.32-35
1ч Комбиниро-ван-ный, урок-сказка. Работа в парах.
Поиско-вая работа – составление коллек-ции. Теку-щий. Рисование оранжевых цветов (ноготки) и фруктов. Учебник
С.32-35
Тетрадь с.12-13 5 Школа рисования. Жёлтое королевство. С.36-39 1ч Комбиниро-ван-ный, урок-игра. Работа в парах. Теку-щий. Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, банан, дыня) Учебник
С.36-39
Тетрадь с.14-15 6 Школа рисования. Зелёное
королевство. С.40-43 1ч Комбиниро-ван-ный,
урок-игра.
Работа в парах. Освоение приёмов смеше-ния цветов каран-дашами. Теку-щий. Рисование зелёных фруктов (груша или яблоко) Учебник
С.40-43
Тетрадь с.16-17 7 Школа рисования. Сине-голубое королевство. С.44-47 1ч Комбиниро-ван-ный,
урок-игра. Работа в парах.
Иссле-довать получе-ние лиловых, пурпур-ных цетов. Теку-щий. Рисование цветов голубого и синего цвета (незабудка, василёк) Учебник
С.44-47
Тетрадь с.18-21 8 Школа рисования. Фиолетовое королевство. С.48-51 1ч Комбиниро-ван-ный,
Работа в парах. Теку-щий. Рисование баклажана или фиолетовых цветов астра, колокольчик) Учебник
С.48-51
Тетрадь с.22-25 9 Итоговый урок. Разноцветная страна. С.52-54 1ч Ито-говый Работа в группах. Итоговый Учебник
С.52-54
Тетрадь с.26-27 В мире сказок (10 ч.)
10-11 Школа лепки и рисования. Волк и семеро козлят.
С.58-65 2ч Комбиниро-ван-ный,урок –сказка. Иметь представление
о работах художников изображающих сказочных персонажей.
Уметь:
нарисовать иллюстрацию;
выбирать цветовой фон для иллюстрации;
выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности;
объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации;
образно характеризовать персонажей сказки в рисунке;
выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла;
подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов;
применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Отвечать на вопросы по картинам.
Выделять художественно-выразительные средства.
Принимать участие в беседе о творчестве художников.
Беседовать по иллюстрациям.
Сравнивать одинаковых персонажей в изображениях различных художников.
Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Действовать по заданному алгоритму.
Изучать и комментировать порядок работы над иллюстрацией;
Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Познавательная мотивация к изобразительному искусству.
Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Работа в парах. Изучать порядок работы. Теку-щий. Иллюстри-рование сказки «Волк и семеро козлят». Учебник
С.58-65
12-13 Школа лепки и рисования.
Сорока –белобока. С.66-69 2ч Комбиниро-ван-ный Работа в парах. Теку-щий. Лепить сказочную птицу из пластилина.
Рисование Сороки-белобоки. Учебник
С.66-69
14-15 Школа лепки и рисования. Колобок.
С. 70-73 2ч Комбиниро-ван-ный Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Иллюстриро-вание сказки «Колобок» Учебник
С.70-73
16 Школа рисования. Петушок-золотой гребешок.
С.74-77 1 ч Комбиниро-ван-ный,
урок –сказка. Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Рисование петушка акварелью. Учебник
С.74-77
17 Школа лепки и рисования. Красная шапочка.
С.78-79 1 ч Комбиниро-ван-ный,
урок –сказка. Работа в парах. Теку-щий. Лепка из солёного теста.
Иллюстра-ция к сказке. Учебник
С.78-79
18 Школа рисования. Буратино.
С.80-83 1 ч Комбиниро-ван- урок-путе-шествие.ный
Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Иллюстра-ция к сказке «Буратино» Учебник
С.80-83
Тетрадь с.28-29 19 Школа лепки. Снегурочка. С.84-89 1 ч Ито-говый Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Лепить Снегурочку из пластилина. Иллюстрация к сказке
« Снегурочка» Учебник
С.84-89
В гостях у народных мастеров (9ч.)
20-21 Школа народного искусства. Дымковские игрушки.
С. 94-97 2ч Комбиниро-ван-ный
урок-путе-шествие. Иметь представление
о традиционных народных художественных промыслах;

Уметь:
рассматривать изделия, фотографии, открытки с видами изделий народных промыслов;
выделять характерные особенности изделий народных художественных промыслов;
воспроизводить по образцу, повторять узоры народных промыслов;
сравнивать изделия народных промыслов.
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Решать творческие задачи по росписи.
Рассматривать игрушки, сравнивать их с образцами, сопоставлять с описанием в стихах, песнях, отвечать на вопросы учебника.
Определять народные промыслы по характерным признакам: участвовать в викторине по изученным народным художественным промыслам.
Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры.
Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Познавательная мотивация к изобразительному искусству.
Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Работа в парах. Теку-щий. Вырезать и расписать игрушки, используя дымковские орнаменты. Учебник
С.94-97
Тетрадь с.32-33 22-23 Школа народного искусства. Филимонов-ские игрушки.
С.98-101 2ч Комбиниро-ван-ный
урок-путе-шествие.
Работа в парах. Теку-щий. Воспроизво-дить филимонов-ские орнаменты, расписывать ими игрушки. Учебник
С.98-101
Тетрадь с.34-35 24-25 Школа народного искусства. Матрёшки.
С.102-105 2ч Комбиниро-ван-ный
Работа в парах. Теку-щий. Расписать загорских матрёшек (гуашь). Рисовать в альбоме полхов-майданские цветы, ягоды и листья. Учебник
С.102-105
Тетрадь с.36-37 26 Школа народного искусства. Городец.
С. 106-109 1ч Комбиниро-ван-ный урок-путе-шествие. Работа в парах. Теку-щий. Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) Учебник
С.106-109
Тетрадь с.39 27 Школа народного искусства. Хохлома.
С.110-113 1ч Комбиниро-ван-ный Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка» Учебник
С.110-113
Тетрадь с.40-41 28 Школа народного искусства. Гжель.
С.114-121 1ч Ито-говый Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Выполнять гжельские орнаменты на альбомном листе (гуашь) Учебник
С.114-121
Тетрадь с.38 В сказочной стране «Дизайн» (5ч.)
29 Круглое королевство. С. 126-127 1ч Комбиниро-ван-ный Уметь:
находить объекты дизайна различных геометрических форм;
рисовать тела геометрической формы;
выполнять декор из геометрических фигур;
использовать смешанную технику в работе;
анализировать выразительные возможности цвета в архитектуре;
планировать работу и работать в коллективе.
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.
Решать творческие задачи.
Высказывать собственное мнение, выражающее отношение к объектам дизайна.
Работать вместе, договариваться о действиях и предполагаемом результате. Познавательная мотивация к изобразительному искусству.
Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Рисование на альбомном листе круглого угощенья для принца Круга. Учебник
С.126-127
Тетрадь с.44 30 Шаровое королевство. С. 128-129 1ч Комбиниро-ван-ный Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Рисование шариков и мячиков. Учебник
С.128-129
Тетрадь
с.45 31 Треугольное королевство. С. 130-131 1ч Комбиниро-ван-ный Индиви-дуальная работа. Теку-щий. Дорисовывать треугольники и
« превращать» их в сказочные предметы. Учебник
С.130-131
32.
Квадратное королевство.
С.132-141 1ч Комбиниро-ван-ный
Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.
Решать творческие задачи.
Высказывать собственное мнение, выражающее отношение к объектам дизайна.
Работать вместе, договариваться о действиях и предполагаемом результате. Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Индиви-дуальная работа.
Работа в группах. Теку-щий. Эскиз подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация) Учебник
С.132-141
33. Итоговый урок.
С.132-141 1ч Комбиниро-ван-ный
Индиви-дуальная работа.
Работа в группах. Итого-вый Учебник
С.132-141
Пояснительная записка
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа ,Учебно-методического комплекта «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2010 г. Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2010г. Учебник: 1 класс. - М.: АСТ Астрель, 2010г. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. - М.: АСТ Астрель, 2015г. В соответствии с учебном планом проводится 1час в неделю, в год 33 часа.
Особенности курса
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности,
развитие творческой одаренности ребенка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия — наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.
Основные цели
приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Основные задачи
1.Ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства.
2.Сформировать у детей:
—интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—эстетическое восприятие произведений искусства;
—представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
—представление об архитектуре как виде искусства;
—представление о дизайне как виде искусства;
—представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.
3.Обучить детей:
—пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
—теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме;
—основам народного и декоративно-прикладного искусства;
—основам дизайна (азбуке форм; элементам проектирования и конструирования; чувству стиля);
—основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
—элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности.
4.Развить у школьников:
способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного возрастного этапа:
«Мир изобразительного искусства»;
«Мир народного и декоративного искусства»;
«Мир дизайна и архитектуры».
Эти содержательные линии в каждом классе реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.
В процессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются таким образом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства при изложении материала и не свести его изучение к узко технологической стороне.
С первого класса на каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объема, пропорций и др.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. В 1 классе проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных и фигуры человека.
Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся, а не на специальных уроках.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным материалом: владеть терминологией, замечать цветовые пятна, различать теплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребенка различным видам художественного творчества. У детей происходит формирование восприятия цвета и формы как учебного материала. Ребенок осознает, что с помощью этих средств можно передать свое настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.
Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном искусстве, которые в 1 классе органично входят в структуру урока.
Программа направлена на развитие у детей способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1 класса систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства и объектах дизайна такие геометрические формы, как квадрат, круг, треугольник, и такие тела, как куб и шар. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы.
Освоение традиционных способов и приемов передачи пространства на плоскости происходит систематически в процессе выполнения изобразительных и дизайнерских заданий. При анализе произведений искусства учащимся предлагается «войти» в пространство.
На протяжении всего обучения в 1 классе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в нее основ цветоведения. Дети получают первоначальные сведения о спектре, цветовом круге, основных и составных цветах, теплых и холодных цветах, особенностях восприятия красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов; знакомятся с элементами светотени, построения композиции, передачи пространства на плоскости листа; осваивают некоторые «игры с пространством» (приемы загораживания дальних объектов ближними, уменьшение удаленных объектов и др.).
В процессе выполнения учебных заданий дети учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваясь выразительности и образности рисунков.
Большое внимание в процессе всего обучения в 1 классе уделяется ознакомлению школьников с приемами работы различными художественными материалами и техниками. Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель, акварель, тушь, чернила — это материалы для графики. декоративного украшения предметов быта народными росписями.
Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Постичь красоту народного искусства — значит понять душу народа.
Обучение основам дизайна ведется во взаимодействии с освоением художественного языка — как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ формообразования и цветоведения: свойств цвета и осознания его прикладных возможностей в формировании предметной среды. Работы на плоскости и в объеме закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное — развивают ощущение ритма, движения, глубины пространства и др.
Программа предусматривает широкое использование дизайнерской деятельности (художественного конструирования), или, точнее сказать, конструирования с элементами художественного проектирования. Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь триады: «польза — прочность — красота».
Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и др.). Эти задания направлены на обучение учащихся умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде.
Обучение школьников основам дизайна направлено на достижение эффекта сознательного ощущения ими формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. В 1 классе учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм.
Ставится задача создать художественный образ при выполнении плоских, рельефных, объемных и пространственно-глубинных композиций, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В этих композициях учащиеся пытаются освоить цветовое и текстурное пространства, проследить особенности восприятия цвета и текстуры на плоскости и в объеме при различном освещении. Таким образом, в дизайнерской деятельности осуществляются «игры с пространством». Особое внимание учащихся обращается на использование в работе по созданию объектов дизайна разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техники.
Формообразующие ориентиры, задаваемые учащимся при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер, благодаря чему у детей развивается творческое воображение. Ориентация учащихся на утилитарно-технические параметры конструирования приведет к формированию у них полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Излишняя «технизация» конструирования может, напротив, дать обратный эффект.
Стержневая линия программы — развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования. Причем эти свойства должны стать предметом творческого поиска ребенка. Конструирование, таким образом, представляет собой особую поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность, направленную на организацию будущей конструкции как целого.
Формирование конструкторской деятельности детей по схеме «от частей — к целому» предусматривает постепенный переход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому.
Приоритетными в программе являются творческие формы конструирования, обучение которым основывается на принципе «от целого — к частям и затем опять к целому». При этом необходимо выявлять особенности материала, специфику каких-либо отдельных частей конструкции, способы соединения (крепления) деталей и т.д.
Введение прямых и обратных задач в дизайнерскую деятельность ребенка создает основу для формирования у него обобщенных способов конструирования. Формирование этих способов и составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию.
Программа предусматривает особую организацию конструирования по замыслу ребенка. Детей в первую очередь учат находить, развивать и воплощать в материале общую идею конструкции, то есть образ, в котором схватывается целостнообра-зующее звено конструкции. Одна из целей программы как раз и состоит в том, чтобы ребенок мог посильно выполнять функции «генератора идей» не только в конструкторской деятельности, но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей» в разнообразных нестандартных ситуациях быстрее осознается самим ребенком.
Особое внимание в программе уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).
Работа по этому направлению играет также воспитательную роль: у ребенка возникает одухотворенное отношение к вещам, имеющим культурную ценность. Однако воспитание духовной личности не принесет должных результатов, если оно будет осуществляться только «разъяснительными» методами. Ребенок обязательно должен принимать систематическое участие пусть в небольших, но творческих делах. Украшение и эстетическое оформление класса или своей комнаты поделками и рисунками, выполненными собственными руками, вполне может стать одним из таких творческих заданий для ребенка.
Важнейшей особенностью данной программы является введение в обучение арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний у детей с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребенка, его воображение и направлена на овладение учащимися различных способов изображения, способствующих проявлению различных эмоций.
Арт-терапия делает акцент на свободное самовыражение ребенка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно) для того, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребенка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепку, конструирование, работу с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыки и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе такого рисования дети учатся выражать свои чувства и эмоции в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях.
Другой особенностью данной программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность. Цель проектной деятельности — расширить представления учащихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к самостоятельной исследовательской работе. Почти все проекты предполагают посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, чтение дополнительной литературы.
Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по какой-либо теме с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года).
Ряд проектов предполагает проведение интегрированных музыкально-изобразительных занятий. Это — игра-импровизация «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий народных мастеров» и др.
Предлагаемая программа рассчитана на 32 часа (по одному часу в неделю).
Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые учитель может использовать на уроках.
Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков изобразительного искусства и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Все задания носят или относительно длительный характер (1—2 ч) или кратковременный, быстрый — наброски и зарисовки (5—10 мин). Одаренные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы.
Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Успех программы во многом зависит от индивидуального подхода учителя к ее реализации. Главная задача педагога в работе с детьми — создание творческой атмосферы, в которой происходит саморазвитие активной личности. Педагог должен помнить о том, что на каждом занятии важно создавать ситуацию успеха для ребенка, что является непременным условием его творческого и эмоционального развития. У школьников необходимо воспитывать стремление добиваться положительного результата, а также бережное обращение к выполненным работам. Очень важно подчеркнуть практическую значимость работ ребенка: они могут быть хорошим подарком для близких и друзей, а также украсить интерьер комнаты ребенка, класс или актовый зал в школе.
На уроках изобразительного искусства у детей формируется умение воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам. Особенно важно то, что постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются и растут морально и, тем самым, готовятся к решению жизненных проблем.
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
-изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
-освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
-умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
-освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);
-ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);
-освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
-обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
-обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1-й класс
1.Овладевать языком изобразительного искусства:
понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2.Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3.Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
рисунка;
аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4.Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5.Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ