Исследовательская работа ученицы 10 кл. Принцип равный обучает равного как одна из форм повышения эффективности профилактической работы




Государственное учреждение образования
«Средняя школа №1 г.Скиделя»








Принцип "равный обучает равного" как одна из форм повышения эффективности профилактической работы



Автор – ученица 10 «Б» класса
ГУО «Средняя школа №1 г.Скиделя»
Юшкевич Дарья Владимировна


Научный руководитель – педагог-психолог
Жинель Елена Викторовна








Скидель, 2012
Содержание:
Введение.....3
Основная часть...6
1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.....6
1.1 Определение обучения по принципу «равный обучает равного»..........6
1.2 Преимущества равного обучения....8
1.3 Волонтер-инструктор – кто он?.........11
2 Процедура исследования......12
2.1 Проведение занятий волонтерами-инструкторами........12
2.2 Оценка эффективности занятий ...13
2.3 Выводы по результатам исследования .....14
Заключение............14
Список использованной литературы......16
Приложения..........17














ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения молодежи, выражающиеся в приобщении ее к курению, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, суицидальном поведении. Следствием этого нередко является алкоголизм, правонарушения, беременность несовершеннолетних, заражение различными инфекциями. Зачастую молодым людям обсудить волнующие вопросы и проблемы просто не с кем.
К тому же, в силу различных причин учителя и родители часто не могут оказывать на своих учеников и детей необходимое воспитательное воздействие. Да и тема здорового образа жизни для подростков порой является скучной и не интересной, и они не воспринимают её достаточно ответственно и серьезно. Чаще при возникновении каких-либо вопросов подростки за советом и поддержкой обращаются к сверстникам. Степень доверия растет к тем сверстникам, которые обладают большими знаниями или опытом в волнующем их вопросе. В результате, сами того не осознавая, подростки используют одну из самых эффективных в современном мире методик передачи информации – методику «равный обучает равного».
Принцип «равный обучает равного» происходит от английского peer-to-peer education. В английском языке слово “peer” означает “сверстник”, “равный”, а слово “education” переводится как “образование”, “обучение”. Это метод обучения, при котором источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же ученик.
Т.е., в среде обучающихся через специально подготовленных сверстников (волонтеров-инструкторов) можно распространять жизненно важные знания, способствовать формированию нравственных норм и здорового образа жизни, формированию навыков ответственного поведения.
Обучение сверстников происходит в виде интерактивных занятий с элементами тренинга. Важным моментом этих занятий является создание творческой атмосферы, комфортных условий, в которых участники чувствует свою успешность, включённость в команду. Интерактивные методы позволяют сделать необходимую информацию доступной для обучающихся.
Однако, несмотря на широкое распространение равного обучения, его эффективность в работе школ еще достаточно не изучена, что мы и попытались сделать.
Таким образом, мы считаем, что актуальность нашей работы не вызывает сомнений, потенциал тренинговых занятий по принципу «равный обучает равного» достаточно велик.
Цель работы: изучение эффективности обучения по принципу «равный обучает равного».
Задачи работы:
подготовка и обучение волонтеров-инструкторов равного обучения.
проведение обученными волонтерами для учащихся среднего звена школы цикла тренинговых занятий на формирование ценности здоровья и ценности жизни, приобретение навыков ответственного поведения, профилактику зависимостей, осознание психологических особенностей подросткового возраста и их влияние на поведение подростка.
оценка эффективности занятий. Выводы по результатам исследования.
Гипотеза исследования: обучение по принципу «равный обучает равного» является эффективной формой профилактической работы.
Для проведения исследовательской работы была создана группа волонтеров-инструкторов равного обучения, состоящая из 10 учеников 9-10 классов.
На первом этапе нашей работы волонтеры-инструкторы обучались проведению тренинговых занятий у педагога-психолога школы и в Минске в детской общественной организации "Ассоциация белорусских гайдов". В процессе обучения волонтеры сами участвовали в проводимых тренингах.
После необходимой подготовки и получения сертификата, волонтеры-инструкторы начали проводить занятия для учащихся. Профилактической работой по принципу «равный обучает равного» были охвачены подростки 7-9 классов школы в количестве 180 человек.
Тематика наших занятий следующая:
«Ценность здоровья»;
«Профилактика ВИЧ-инфекции»;
«Профилактика употребления психоактивных веществ»;
«Как сказать «Нет».
При проведении занятий нами применялись только интерактивные методы, т.к. известно, что человек быстрее усваивает информацию, если обучение проходит интерактивно. Каждый мог высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы. Происходило не только распространение информации по определённой теме, но и взаимное обогащение опытом, выработка новых моделей поведения. Такими методами были:
психологические игры (игры на знакомство, на сплочение класса, игры-энерджайзеры);
дискуссии;
метод «мозгового штурма» с делением группы на микрогруппы;
ролевые игры;
на занятиях нами использовались обучающие видеофильмы.
Тренинговые занятия, проводимые волонтерами-инструкторами равного обучения, представлены в Приложении 1.






основная часть

1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы

1.1 Определение обучения по принципу «равный обучает равного»

Наверное, у каждого из нас бывает ситуация, когда нам нужна дополнительная информация или совет – будь то в личной жизни или профессиональной сфере. И тогда мы обращаемся к своим друзьям или коллегам, иными словами, к тем людям, которых мы в силу ряда причин считаем равными. Например, у нас могут быть схожие мнения, взгляды на жизнь, нам нравится одно и тоже направление в литературе или кинематографе, возможно, мы ровесники, а, может, мы работаем в одной сфере. И полученной от них информации или совету мы склонны верить и доверять больше, чем если бы то же самое сказали другие люди...
Уровень доверия растет тем больше, когда мы знаем, что наш друг или подруга обладает широким знаниями и богатым опытом, имеет соответствующее образование и подготовку. В результате, сами того не осознавая, мы используем одну из самых эффективных в современном мире методик передачи информации и обучения – это так называемая методика «равный обучает равного»[3].
В английском языке слово “peer” означает “сверстник”, “равный”, принадлежащий к той же социальной группе, особенно в том, что касается возраста, уровня или статуса. Слово “education” переводится как “образование”, “развитие”, “обучение” или “убеждение”, а также как “просвещенность”, достигнутая в результате образования. В процессе практического использования термин “равный – равному” “оброс” различными интерпретациями касательно того, кто такой “сверстник”, и что именно в данном случае означает “просвещение” (например, пропаганда, наставление, обсуждение, способствующее пониманию, ролевые игры, поучение, распределение материалов, поддержка и т.д. [4].
Обучение по принципу «равный равному» – это процесс, посредством которого хорошо обученные и заинтересованные молодые люди (волонтеры-инструкторы) предпринимают неформальные или организованные образовательные действия со своими сверстниками в течение определенного периода времени. Действия волонтеров-инструкторов направлены на развитие их знаний, отношений, представлений и навыков, а также на улучшение их возможностей нести ответственность и защищать собственное здоровье.
Просвещение методом “равный – равному”, как правило, предполагает влияние членов определенной группы на других членов той же группы с целью добиться изменения поведения последних. На индивидуальном уровне использование этого метода рассчитано на то, чтобы попытаться изменить знания, установки, убеждения или поведение того или иного человека. Однако просвещение методом “равный – равному” может также способствовать изменениям на уровне группы или сообщества, корректируя нормы и стимулируя коллективные действия, которые, в свою очередь, ведут к изменению соответствующих программ. [4].
Обучение по принципу «равный равному» можно проводить в небольших группах или индивидуально в разных условиях: в школах и университете, клубах, на рабочем месте, на улице или в местах сбора молодых людей. Такого рода обучение можно проводить в различных, в том числе и возрастных, группах населения, с разными целями.
По некоторым сведениям, принцип «равный обучает равного» впервые был использован ещё в середине ХIХ в. в английской системе образования. Однако широкое его применение началось в конце прошлого столетия и было связано, прежде всего, с распространением ВИЧ-инфекции.
В последние годы обучение по принципу «равный равному» активно применялось в программах профилактики ВИЧ/СПИДа и программах по репродуктивному здоровью во всем мире.
В Беларуси технология «Равный обучает равного» в программах по профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи уже на протяжении более 6 лет использует в своей работе общественные организации: Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», ОО «Молодежный образовательный центр «Фиальта»», ОО «Христианское содружество взрослых и молодых», Красный крест, Христианский детский фонд и другие.
В настоящее время применение принципа «равный обучает равного» не ограничивается только молодёжной аудиторией и вопросами профилактики ВИЧ-инфекции. Он успешно используется среди различных возрастных и социальных групп, а информация, передаваемая таким образом, может касаться любой проблемы.

1.2 Преимущества равного обучения

В течение жизни человек «добывает» информацию из различных источников. Однако в определённых ситуациях он с большим доверием относится к сведениям, полученным от равного себе по какому-либо признаку (возрасту, социальному положению, схожей жизненной ситуации и т.п.). Именно этот механизм положен в основу технологии «Равный обучает равного».
Программы, основанные на принципе «равный обучает равного», эффективны в молодежной среде по ряду причин:
По мере взросления усиливается взаимовлияние молодых людей, увеличивается количество времени, проводимого ими среди ровесников. Принятые в этом кругу нормы и ценности часто становятся более значимыми, чем те, что существуют у старшего поколения. Поэтому по многим вопросам юноши и девушки в большей степени доверяют информации, полученной именно от сверстников.
Молодые люди общаются друг с другом на «одном языке», что делает информацию более доступной и принимаемой. Программы, построенные на основе принципа «равный обучает равного», носят неформальный характер, реализуются в привычной для молодёжной среды атмосфере непринуждённого общения. Отсутствие представителей старшего поколения позволяет участникам этих программ быть более откровенными, открытыми, не беспокоиться о том, как их слова и поведение будут восприняты взрослыми.
Принцип «равный обучает равного» - своего рода альтернатива традиционным формам образования. Функции, обычно принадлежащие взрослым, передаются молодым людям. В результате срабатывает эффект новизны и неожиданности.
В программах, основанных на данном принципе, используются групповая форма работы и интерактивные методы обучения. Каждый может высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы. Происходит не только распространение информации по определённой теме, но и взаимное обогащение опытом, выработка новых моделей поведения. В то же время молодые люди развивают навыки эффективного социального взаимодействия.
Компетентность волонтеров-инструкторов, умение работать с группой создают им привлекательный имидж, что увеличивает эффективность воздействия и зачастую вызывает у многих участников программ желание самим стать волонтерами-инструкторами. [1].
Работа волонтеров-инструкторов по распространению информации, посвящённой той или иной теме, среди сверстников вносит реальный, ощутимый вклад в решение соответствующей проблемы. Использование принципа «равный обучает равного» позволяет охватить большое количество людей с привлечением минимальных ресурсов. Через волонтеров-инструкторов «равного обучения» можно распространить информацию, отношения и модели поведения, которые были бы восприняты молодёжью с меньшей вероятностью, если бы исходили непосредственно от взрослых. [1].
Дополнительные преимущества «равного обучения»:
устраняет барьер между учителем и учеником, делает обучение неформальным;
часто позволяет ученику и «учителю» лучше понимать потребности и мотивацию друг друга;
дает возможность задавать «нескромные» вопросы и выяснять тонкие подробности, а значит, глубоко интегрировать знания или навыки в личность ученика, сделать их очень практичными.
позволяет передавать личный опыт, не формализованный в виде курса обучения, а «от себя»;
мотивация обучающего может передаваться ученику, энтузиазм, с которым обучающий делится опытом, делает знания эмоциональными и запоминающимися.
Поскольку в случае возникновения вопросов или нехватки информации по деликатным вопросам сексуального и репродуктивного здоровья молодые люди в первую очередь обращаются к своим сверстникам, методика «равного обучения» является чрезвычайно эффективной, в таких областях как, например, профилактика ВИЧ/СПИДа и ИППП.
Вместе с тем, эффективное применение методики «равный равному» возможно только при условии партнерства молодых и взрослых.
Партнерство молодых и взрослых – это процесс объединения усилий молодежи и взрослых, которые работают совместно над достижением общих целей. Такое партнерство предполагает, что обе стороны обладают одинаковыми полномочиями и контролируют принятие решений, результаты деятельности и выполнение каждой стороной своей задачи. Партнерство молодых и взрослых возникает на основе убеждения в том, что молодые люди имеют право участвовать в разработке программ, предназначенных для них [3].
Кроме того, положительная практика обучения в сфере профилактики здорового образа жизни среди молодежи показывает, что полноправное участие молодежи в разработке программы способствует ее устойчивости и эффективности. Обучение по принципу «равный равному» рассматривается, как пример партнерства молодых и взрослых людей [3].

1.3 Волонтер-инструктор – кто он?

Волонтёр-инструктор доброволец из числа обучающихся, прошедший специальную теоретическуюи практическую подготовку, осуществляющий обучение сверстников по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения по принципу «равный обучает равного».
Качества волонтера-инструктора:
доброжелательность
дружелюбие
уравновешенность
уверенность
терпение
чувство юмора
компетентность
Компетентный волонтер-инструктор должен уметь:
Вызывать доверие группы, устанавливать благоприятную для общения атмосферу.
Активно слушать.
Задавать вопросы.
Говорить на понятном языке, но не на сленге.
Давать четкие и понятные инструкции.
Удерживать тренинг в нужном русле.
Предвидеть развитие ситуации и не давать ненужным эмоциям и доводам увести в сторону.
Сохранять нейтралитет.
Быть осторожным в выражении собственных ценностей.
Всегда объяснять свою позицию.
Относиться к каждому ответу с одинаковым вниманием.
Поощрять взаимодействие в группе.
Находить выход из нестандартной ситуации и иметь чувство юмора.
Самокритично и беспристрастно оценивать свою работу и работу других.
Быть честным [2].
Для самих же волонтеров-инструкторов работа по принципу РОР дает возможность выработать либо развить качества и навыки, необходимые человеку как в личностном, так и социальном аспектах; реализовать потребность в самоутверждении, признании окружающих, самостоятельной общественной деятельности; участвовать в решении актуальных социальных проблем.

2 Процедура исследования

2.1 Проведение занятий волонтерами-инструкторами

В исследовании принимали участие 10 волонтеров-инструкторов равного обучения, которые в парах проводили тренинговые занятия в 7-9 классах, т.е. в девяти классах школы. Тренинговые занятия проведены со 180 школьниками.
Тематика наших занятий следующая:
«Ценность здоровья»;
«Профилактика ВИЧ-инфекции»;
«Профилактика употребления психоактивных веществ»;
«Как сказать «Нет».
Структура наших тренингов была следующая:
Введение
Знакомство
Принятие правил работы группы
Оценка уровня информированности
Актуализация проблемы
Информационный блок
Приобретение практических навыков
Завершение работы
Разработки проведенных тренинговых занятий представлены в приложении 1.

2.2 Оценка эффективности занятий

Волонтерами-инструкторами оценивалась эффективность каждого проведенного занятия.
Под эффективностью имеется в виду, “способствует ли тренинг – и в какой степени – изменениям в желаемом направлении среди представителей группы”.
Оценка эффективности включала в себя:
1. анкету для изменения уровня знаний до и после занятия (Приложение 2);
2. анкету для оценки новизны, практической пользы тренинга и эмоционального состояния участника во время его проведения (Приложение 3).
Анкета для изменения уровня знаний проводилась в начале и в конце каждого тренинга, анкета для оценки новизны, практической пользы тренинга и эмоционального состояния участника – в конце тренинга.

2.3 Выводы по результатам исследования

Результаты проведенных волонтерами-инструкторами тренинговых занятий оказались следующими:
Анкеты для оценки изменения уровня знаний показали, что, в среднем, количество неправильных ответов учащихся уменьшилось с 59% до 15%.
При оценке новизны 86% обучающихся ответили, что приобрели много новой информации на занятиях,
Оценивая практическую пользу тренингов, 74% подростков сказали, что информация и знания, полученные на тренингах, пригодятся им в дальнейшей жизни,
Изучение эмоционального состояния показало, что 78% школьников в ходе тренингов чувствовали себя комфортно, 82% подростков сказали, что занятия им понравились.
Мы считаем, что полученные нами результаты подтверждают наше предположение о том, что занятия по принципу «равный обучает равного» эффективны.
Т.о., наша гипотеза полностью подтвердилась: обучение по принципу «равный обучает равного» является эффективной формой профилактической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Обучение волонтеров-инструкторов проведению тренинговых занятий осуществлялось у педагога-психолога школы и в Минске в детской общественной организации "Ассоциация белорусских гайдов". В процессе обучения волонтеры сами участвовали в проводимых тренингах.
2. Обзор теоретической литературы по теме исследования позволяет глубже понять суть процесса обучения по принципу «равный обучает равного», его преимущества, чем обусловлено его внедрение в работу школ. Также в теоретической части работы представлена информация, кто такой волонтер-инструктор, какими качествами он должен обладать и что необходимо знать и уметь компетентному волонтеру-инструктору.
3. Процедура исследования состояла из двух этапов:
- процесса проведения тренинговых занятий волонтерами равного обучения;
- оценки эффективности проведенных занятий. Анкеты, при помощи которых оценивалась эффективность, представлены в приложениях 2 и 3.
Результаты нашего исследования оказались следующими: количество неправильных ответов учащихся уменьшилось с 59% до 15%, 86% обучающихся ответили, что приобрели много новой информации на занятиях, 74% подростков сказали, что информация и знания, полученные на тренингах, пригодятся им в дальнейшей жизни, 78% школьников в ходе тренингов чувствовали себя комфортно, 82% подростков сказали, что занятия им понравились.
Мы считаем, что полученные нами результаты подтверждают наше предположение о том, что занятия по принципу «равный обучает равного» эффективны. Т.о., наша гипотеза полностью подтвердилась: обучение по принципу «равный обучает равного» является эффективной формой профилактической работы.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костюченко, Е.Л. Принцип «равный обучает равного» в программах для молодежи по профилактике ВИЧ/СПИД / Е.Л. Костюченко // Веснік адукацыі. - 2004. - №12.
2. Методическое пособие для волонтеров-инструкторов «Обучение на равных: здоровый образ жизни и профилактика ВИЧ-инфекции». ДОО «Ассоциация белорусских гайдов». Минск, 2010 – 90 с.
3. Обучение по принципу «равный обучает равного» / [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Просвещение по методу “равный – равному” и ВИЧ/СПИД: Концепции, применение и проблемы // Вестник ЮНФПА. – 2007. - №11.
5. Просвещение по методу “равный – равному” / Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Приложение 1
цикл тренинговых занятий
по принципу «равный обучает равного».

Занятие 1.  Ценность здоровья.

Цель: содействовать осознанию участниками ценности здоровья, повысить их уровень знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Необходимые материалы для проведения занятия: 9 листов ватмана или бумаги формата А3,  маркеры или фломастеры, цветные карандаши, карточки с названиями футбольных команд и их членов, листы бумаги формата А4 для записи участников.
Ход занятия:
Вступительная часть.
Ведущие приветствуют участников:
Добрый день! Мы рады приветствовать вас всех. Во время этого занятия мы поговорим о здоровье. Сначала давайте познакомимся, узнаем друг друга получше.
Ведущие проводят игру на знакомство «Имя и жест».
Описание игры: участники по очереди произносят свои имена, сопровождают их определенным движением рук, характерным жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
Нормы работы.
Ведущие: Перед тем, как перейти к теме нашего занятия, давайте определим нормы работы в группе. Предлагаемые нами правила связаны в первую очередь с его интерактивной формой – мы будем много взаимодействовать друг с другом в процессе занятия, обсуждать различные вопросы, и для этого мы предлагаем договориться, как мы будем это делать. Мы предлагаем следующие нормы:
1. Все сидят только в кругу – это позволит всем видеть друг друга и общаться без препятствий;
2. Каждый имеет право высказываться, не подвергаясь критике и оскорблениям;
3. Соблюдайте конфиденциальность, если вы узнали что-то личное о члене нашей группы, это должно остаться здесь;
4. Говорим по одному – это также значит, что если кто-то из группы говорит, то остальные слушают.
Основная  часть.
Для следующего этапа занятия ведущим необходимо объединить участников в подгруппы по 4-5 человек в каждой.
Для объединения в подгруппы ведущие используют игру «Футбольные команды» (5 минут). Заранее готовятся карточки по числу участников с названиями команд и их членов. Например, если группа состоит из 24 человек, а ее необходимо разбить на четыре подгруппы, то нужно четыре «футбольные команды» по 6 членов в каждой. Возможные названия команд: «Спартак», «Зенит», «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Милан», «Ювентус», «Барселона», «Днепр» и т.д. Члены команд: тренер, капитан, вратарь, нападающий, полузащитник, защитник. Карточки должны выглядеть так: «Тренер Спартака», «Капитан Спартака», «Вратарь Спартака», «Нападающий Спартака», «Полузащитник Спартака», «Защитник Спартака», «Тренер Арсенала», «Капитан Арсенала», ... и т.д.
Описание игры: Участники тянут вслепую карточки, а затем по сигналу ведущих должны найти свою футбольную команду и сесть все вместе в порядке: тренер, капитан, вратарь, нападающий, полузащитник, защитник. Задача - сделать это правильно и как можно быстрее.
Ведущие: Наша встреча посвящена общечеловеческой ценности - здоровью.  Давайте сейчас выясним, какие ассоциации у вас возникают со словом «здоровье».
Далее ведущие проводят упражнение «Алфавит». Участники работают в подгруппах - «футбольных командах». Для упражнения потребуются четыре листа ватмана; маркеры или фломастеры, цветные карандаши, ручки.
Описание упражнения.
Ведущие: Для того чтобы определить наши ассоциации со словом «здоровье», давайте проведем упражнение «Алфавит». Слово «здоровье» состоит из восьми букв, на каждую из которых Вам необходимо найти слово (понятие), которое ассоциируется со здоровьем, связано с ним.
После вводной беседы ведущий раздает представителям подгрупп листы ватмана с написанным на них по буквам сверху вниз словом «здоровье» и предлагает участникам раскрыть смысл понятия, вписать в каждую строку слова, начинающиеся с соответствующей буквы алфавита и раскрывающие смысл изучаемого понятия. Например:
З - защита, забота, здравоохранение, задача
Д - добро, дар, деятельность, душа и т.д.
Для буквы «Ь» ведущие предлагают написать любое слово, в котором есть эта буква.
Участникам необходимо поочередно вписать в «алфавит» слова (одно или нескольких понятий). Заполнение «алфавита» заканчивается тогда, когда на каждую букву алфавита записано хотя бы одно слово-понятие. Затем участникам предлагается из всех слов выделить несколько, которые в большей мере отражают сущность понятия «здоровье».
Ведущие спрашивают участников:
Какие слова вы выделили и почему выбрали именно эти?
После выполнения упражнения ведущие проводят мини-лекцию, перед этим спросив участников:
Как бы вы сформулировали понятие здоровье? На ваш взгляд, что в него входит?
Мини-лекция. Ведущие: Здоровье - это ценность, это право, это условие долгой и счастливой жизни. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека имеет три составляющие:
1. Физическое здоровье.
2. Психоэмоциональное здоровье.
3. Социально - нравственное здоровье.
Физическое здоровье или здоровье тела подразумевает наличие у организма человека физических возможностей, обеспечивающих его жизнеспособность и активность.
Психоэмоциональное здоровье включает внимание, память, мышление, способность контролировать свои эмоции, психическое состояние.
Социально - нравственное здоровье отражает систему ценностей и мотивов поведения человека, проявляется в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, в нравственном поведении, неравнодушном отношении к людям, обществу, Отечеству, природе.
91,3% мужчин и 85,7% женщин в Республике Беларусь имеют от одного до пяти основных факторов риска потерять здоровье:
Есть два подхода к сохранению здоровья – побуждение человека к правильному здоровому образу жизни и коррекция состояния здоровья с помощью лекарственных средств и медицинского вмешательства. Сохранение здоровья требует постоянной работы и самодисциплины.
Условия сохранения здоровья:
- соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей каждого человека;
- отказ от саморазрушающего поведения: от курения, употребления психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем;
- регулярное, сбалансированное, рациональное питание;
- соблюдение правил личной и общественной гигиены;
- сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья, способности справляться с трудностями;
- повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья;
- здоровое сексуальное поведение.
Метод «Незаконченные предложения».
Описание метода: ведущие прописывают заранее начало предложения на листе ватмана и предлагают всем участникам по кругу закончить предложение:
Здоровье для меня
После того, как все участники высказались, ведущие спрашивают:
Если обобщить все высказывания в нашей группе, насколько важно здоровье для вас всех?
Насколько вы задумываетесь о сохранении собственного здоровья в повседневной жизни?
Работа в подгруппах. Выполнение творческого задания «Условия сохранения здоровья».
Ведущие: Давайте вместе подумаем и обсудим, что нужно для сохранения здоровья каждого человека. Какие для этого нужны условия? Что должен сделать каждый человек, и что может сделать общество и государство?
Ведущий просит участников объединиться в свои подгруппы - «футбольные команды». Каждой подгруппе дается лист ватмана, маркеры. Участникам необходимо в творческой форме нарисовать или прописать, условия (личностные, общественные, государственные), влияющие на здоровье человека. На эту работу отводиться 10 минут. При этом участники работают в соответствии со своими ролями: тренер выдвигает идеи, разрабатывает план презентации результатов работы команды; капитан представляет идеи группе, дополняя их «красочными» деталями, рекламируя; вратарь готовиться к защите идей и предложений команды; нападающий критикует, ищет препятствия, слабые стороны идей; полузащитник следит за временем и очередностью выступлений, не дает перебивать; защитник предлагает варианты реализации идеи, уточняет, оформляет результаты работы команды на листе ватмана. После выполнения задания каждая подгруппа представляет свои наработки.
После презентаций ведущие предлагают подробнее разобрать то, что может сделать каждый человек для сохранения собственного здоровья:
Насколько перечисленные условия соотносятся с реальной жизнью?
Что из перечисленных условий подходит именно вам?
Как можно вести здоровый образ жизни, так, чтобы вам это было интересно и приносило радость?
Примечание для ведущих: на этом этапе важно организовать дискуссию о том, как соотнести здоровый образ жизни с реальной повседневной жизнью участников (например, если человек не будет делать каждое утро зарядку, то как можно держать себя в хорошей физической форме по-другому?).
Заключительная часть.
Ведущие задают участникам вопросы о здоровье. Участники по очереди называют:
Одна вещь (даже маленькая), которую я могу начать делать с сегодняшнего дня для сохранения собственного здоровья.

Занятие 2. Профилактика ВИЧ-инфекции.

Цель занятия: повышение уровня знаний участников по проблемам ВИЧ-инфекции.
Необходимые материалы для проведения занятия: Маркеры, ватманы, бумага формата А3 - 4 листа, карточки к игре «Хочу все знать», ручки и бумага для записей.
Вступительная часть.
Ведущие приветствуют участников занятия. Проводят игру на организацию коммуникации «Арам, сам, сам».
Игра «Арам, сам, сам».
Описание игры: Участники игры встают в один большой круг.
Часть первая. Повторяют слова за ведущим: «Арам-сам-сам, арам-сам-сам, гули-гули-гули, арам-сам-сам!», затем добавляют движения: на первые две фразы участники хлопают себя по коленкам, а на третью фразу «гули-гули-гули» правой рукой почесывают макушку своей головы, а левой под подбородком, на четвертую фразу, опять повторяются хлопки по коленкам. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть вторая. Участники повторяют то же самое, только «гули-гули-гули» делают не себе, а участнику, стоящему по правую сторону. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть третья. Движения, что и в предыдущих вариантах, но «арам-сам-сам, арам-сам-сам» делается по коленкам участника, стоящего справа, а «гули-гули-гули» участнику, стоящему слева. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Далее ведущие озвучивают цель занятия.
Цель нашего занятия: повысить уровень информированности участников по проблеме ВИЧ-инфекции.
Основная часть.
Актуализация темы и проблематики занятия.
Ведущие обращаются к группе с вопросом:
Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции лично для Вас и почему?
На ваш взгляд, насколько актуальна проблема ВИЧ-инфекции для вашего города/местности?
После ответов участников ведущие приводят статистическую информацию по миру и Республике Беларусь. Желательно также сопровождать озвучиваемые данные наглядными материалами.
Глобальные оценки по ВИЧ и СПИДу, в 2012 году
Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 1 января 2012 года.
!!! Важно, чтобы статистика была свежей. При подготовке к занятию нужно обновлять данные об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в Беларуси. Можно воспользоваться материалами Белорусского интерактивного веб-сайта для молодежи по проблеме ВИЧ/СПИД, регулярно обновляемого отделом профилактики СПИД Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья www.aids.by.
 Ведущий: Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что названные цифры, это всего лишь видимая часть айсберга, по оценочным данным ПРОООН в Республике Беларусь проживает около 30 000 людей, живущих с ВИЧ
На представление статистической информации ведущим следует стараться потратить не более 10 минут.
Метод «Хочу все знать».
Описание метода: ведущие объединяют участников в 4 малые подгруппы, раздают каждой подгруппе по листу ватмана, маркеры и карточку с заданием. В течение 7-10 минут каждая подгруппа готовит ответ в соответствии с заданием, указанным на карточке, и затем презентует свои наработки.
Каждая подгруппа выступает по очереди, начиная с подгруппы, имеющей карточку с заданием №1. После представления каждой подгруппой своей работы, ведущий дополняет представленную информацию и передает слово следующей подгруппе для презентации. В конце игры ведущий подводит итог.
Карточка с заданием № 1. Версии возникновения ВИЧ.
1) Что Вы знаете о происхождении ВИЧ?
2) Какие версии вам известны?
 Ведущий: Возникновение вируса иммунодефицита человека до сих пор остается загадкой. По мнению Роберта Галло, ВИЧ возник очень давно в группах коренного населения Африки. Экономическое освоение территорий, расширение контактов и миграция населения в связи с урбанизацией и развитием экономики способствовали распространению инфекции на другие группы населения.
Другая гипотеза предполагает, что вирус имеет «обезьянье» происхождение в связи с тем, что из организма обезьян, обитающих в Центральной Африке, выделены вирусы, сходные по своему генному строению с ВИЧ. Многие племена этого региона охотятся на обезьян и употребляют их мясо в пищу. Предполагается, что заражение могло произойти при попадании вируса в кровь при разделке туши, если имелись повреждения на коже охотника, или при употреблении сырого мяса либо мозга обезьян. При этом преодоление видового барьера могло произойти в результате мутации обезьяньего вируса. Причиной большого количества мутаций считают существующий в некоторых районах Африки повышенный радиационный фон, обусловленный богатыми залежами урана либо многочисленными испытаниями ядерного оружия в 50-80-х годах XX столетия.
Некоторые ученые склоняются к мысли, что вирус иммунодефицита человека имеет искусственное происхождение. Согласно этой версии, в 1969 г. была разработана программа по созданию бактериологического оружия, способного подавлять иммунную систему человека, методом генной инженерии получали новые виды вирусов из вирусов, выделенных у африканских обезьян. Испытания новых вирусов проводили на приговоренных к пожизненному заключению осужденных с условием освобождения по завершении эксперимента. Их выход на свободу и способствовал распространению ВИЧ-инфекции среди населения. Данная версия построена на совпадении времени окончания эксперимента по разработке нового бактериологического оружия и появления первых случаев СПИДа среди гомосексуалов в США и Центральной Африке. Следует, однако, отметить, что объективных или документальных доказательств такого происхождения вируса нет.
Несмотря на большое количество фактов, и доказательств, собранных учеными в пользу различных версий, до настоящего времени нет единого мнения о происхождении вируса, а также о причинах его возникновения.
Карточка с заданием №2. История открытия вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).
1) Где были выявлены первые случаи заражения ВИЧ-инфекцией?
2) Как Вы думаете, когда и кем был открыт ВИЧ?
 В июне 1981 г., когда в американском медицинском издании было опубликовано описание 5 случаев воспаления легких, зарегистрированных в разных больницах штата Калифорния (США). Одновременно в Атланте было зафиксировано резкое увеличение потребления лекарств, ранее очень редко используемых. При анализе этой информации было установлено, что лекарства применялись для лечения пневмоцистоза легких, вызываемого особыми микроорганизмами из рода пневмоцистист. В обычных условиях для практически здоровых людей пневмоцисты не представляют какой-либо опасности, хотя они широко распространены в природе и присутствуют повсеместно. Заболевание развивается только при определенных условиях - обычно пневмоцистозы возникают у лиц пожилого возраста, у маленьких детей с несформировавшейся иммунной системой или с различными дефектами ее развития. Однако данные больные не относились ни к одной из перечисленных выше групп: это были молодые (около 30 лет) мужчины, им не проводили каких-либо операций, и у них не было предшествовавших серьезных заболеваний иммунной системы.
Вскоре после этого начали поступать сообщения об увеличении заболеваемости злокачественной опухолью кожи – саркомой Капоши. При этом все больные были также молодыми мужчинами. Некоторым из них был поставлен диагноз «пневмоцистоз легких» и отмечены инфекционные заболевания, связанные с нарушением иммунной системы. Необычным было течение заболевания: 8 человек погибли в течение нескольких месяцев, несмотря на интенсивное лечение. Обычно же данная опухоль хорошо поддается лечению, и продолжительность жизни с ней составляет 8-10 лет.
В течение последующих двух месяцев после первого сообщения о случаях пневмоцистной пневмонии и саркомы Капоши было зарегистрировано еще около 70 случаев.
К сожалению, в июне 1981 г. Американские врачи, как и врачи других стран, еще ничего не знали о СПИДе. Поэтому выявленные нарушения иммунной системы связывались с различными инфекциями, а также с приемом этими больными наркотиков и сильнодействующих лекарственных препаратов до того момента, когда стало ясно, что различные болезненные проявления – лишь отдельные признаки нового неизвестного заболевания.
Новая болезнь быстро распространялась не только в США, но в других странах мира. В конце 1983 г. был выделен вирус – возбудитель ВИЧ-инфекции. Открытие вируса произошло почти одновременно в двух лабораториях: первоначально он был выделен французским ученым Люком Монтанье (Институт им. Пастера), несколько позже – американцем Робертом Галло (Национальный институт рака). Возбудитель болезни получил название «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).
Установление возбудителя дало мощный толчок к изучению многих аспектов проблемы ВИЧ-инфекции. Обнаружение вируса в различных средах организма человека (кровь, слюна, сперма и т.д.) помогло уточнить пути передачи заболевания. Установление природы вируса позволило развернуть работы по диагностике инфекции. Таким образом, ВИЧ-инфекция была четко дифференцирована от других заболеваний, связанных с иммунодефицитом, что дало возможность начать работы по созданию вакцин и подбору химиотерапевтических препаратов для профилактики и лечения заболевания.
Карточка с заданием № 3. Что означают понятия ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД, ВИЧ-положительный человек, ЛЖВ.
В – Вирус, паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.
И – Иммунодефицита: снижение функций иммунной системы, т.е. способности организма противостоять болезням.
Ч – Человека: носителем этого вируса является только человек.
С – Синдром. Совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния.
П – Приобретенного. Заболевание приобретается в течение жизни.
И – Иммунного. Недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней.
Д – Дефицита. Отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.
 Вопросы к группе после презентации:
На ваш взгляд, есть ли отличия между понятиями «ВИЧ», ВИЧ-инфекция и СПИД? В чем они заключаются?
ВИЧ-инфекция – неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная (защитная) система человека. Таким образом, инфицирование вирусом (ВИЧ) приводит к развитию заболевания (ВИЧ-инфекция). А СПИД – это последняя стадия развития этого заболевания.
ВИЧ-положительный человек – человек, инфицированный ВИЧ. К категории ВИЧ-положительных относятся как люди без клинических проявлений (носители ВИЧ-инфекции), так и на стадии СПИД.
Л – Люди.
Ж – Живущие.
В – с вирусом иммунодефицита человека.
!!!! Ведущим следует обратить внимание группы на то, что данные определения (ВИЧ-положительные люди и ЛЖВ) являются синонимами и наиболее корректны. Ведущие предлагают употреблять эти понятия в дальнейшем не только в процессе занятия, но и в повседневной жизни.
Карточка № 4. ВИЧ и его влияние на иммунную систему.
1) Что такое иммунная система?
2) Как воздействует ВИЧ на иммунную систему человека?
 Иммунная система – это главное защитное средство организма против чужеродных агентов.
Для их нейтрализации иммунная система вырабатывает антитела и
активизирует специальные клетки крови, которые убивают и удаляют чужеродные микроорганизмы.
Функции иммунной системы:
Замена состарившихся клеток.
Защита организма от проникновения чужеродных агентов – вирусов, бактерий, грибков.
- «Ремонт» участков нашего тела.
Вирус иммунодефицита человека вызывает инфекционное заболевание (ВИЧ-инфекцию), которое протекает с поражением жизненно важных клеток защитной системы организма. Размеры ВИЧ очень малы – на линии длиной в один сантиметр может разместиться до ста тысяч вирусных частиц.
Единственным источником распространения ВИЧ является инфицированный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в такие ткани, как роговица глаза, которая не имеет сосудов.
Вирус иммунодефицита относится к семейству ретровирусов (вирус с обратной транскриптазой – ферментом, который синтезирует не РНК на матрице ДНК, а наоборот – ДНК на матрице РНК).
Попадая в организм человека, вирус иммунодефицита избирательно поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), которые стимулируют реакции клеточного иммунитета. ВИЧ проникает в ядро пораженной клетки и «встраивается» в ее ДНК. С этого момента он становится составной частью наследственного аппарата клетки и при делении передается дочерним клеткам. Таким образом, поражая Т-лимфоциты, являющиеся основной клеточной формой иммунной системы, ВИЧ первоначально вызывает дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит ее из строя.
Ведущие: Остались ли у Вас вопросы по представленной информации?
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Ведущие предлагают всем участникам занятия встать в круг, взяться за руки и сказать по одному слову, характеризующему прошедшее занятие.

Занятие 3. Профилактика ВИЧ-инфекции.

Цель занятия: повысить уровень знаний участников о путях передачи ВИЧ-инфекции и мерах профилактики.
Необходимые материалы для проведения занятия: набор карточек к игре «Степени риска», листы формата А1 (ватманы), маркеры или фломастеры, ручки и бумага для записей для участников.
Вступительная часть.
Ведущие приветствуют участников занятия и проводят игру «Полина-пицца-прага».
Участникам необходимо по очереди представить себя группе, назвав свое имя и придумать блюдо (или какую-либо еду, продукт) и город, которые начинаются на ту же букву, что и его/её имя.
Ведущие представляют цель занятия.
Основная часть
Для сохранения собственного здоровья очень важно знать о путях передачи ВИЧ-инфекции. Владея информацией о путях передачи ВИЧ можно оценить степень риска инфицирования, сопряженного с той или иной формой поведения, либо жизненной ситуацией.
Наибольшая концентрация ВИЧ отмечается в биологических жидкостях инфицированного человека, таких как кровь, семенная жидкость (сперма), вагинальный секрет, спинномозговая жидкость, грудное молоко. Слюна, слезы, моча также содержат вирус, но в малой концентрации, поэтому не являются опасными в плане передачи ВИЧ.
Игра «Степени риска».
Описание игры: ведущие раскладывают на столе или на полу четыре карточки-сектора: «Высокий риск», «Низкий риск», «Нет риска», «Не знаю» в произвольном порядке.
Сейчас вы получите 1-2 карточки, на которых указаны различные ситуации из повседневной жизни. Вам нужно решить, какой существует риск инфицирования ВИЧ в этой ситуации, и положить свою карточку на ту карточку-сектор, которая наиболее отражает степень риска инфицирования. Если вы не знаете, куда отнести карточку, положите ее в сектор «Не знаю».
Ведущие раздают участникам карточки, дают пару минут подумать. После того, как все участники положили свои карточки в какой-либо сектор, ведущие рассматривают каждый сектор и поясняют каждую карточку.
После того, как все ситуации были разобраны, ведущие подводят итоги, и опять обращают внимание участников на три пути передачи.
Ведущие:  Итак, в соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:
половой;
парентеральный (при попадании вируса в кровь);
вертикальный (от ВИЧ-положительной матери ребенку).
Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов.
Парентеральный путь передачи. Основным фактором передачи является контакт с кровью инфицированного человека. Он может произойти при:
совместном использовании загрязненных шприцев и игл при употреблении наркотиков внутривенно;
употреблении наркотика, зараженного ВИЧ;
использовании нестерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга;
совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;
существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с введением в 1987 г. в Беларуси обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием донорской крови и ее препаратов, сведена к минимуму (карточку необходимо положить на сектор «низкий риск»).
Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-положительной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-положительной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность инфицирования ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 30-35%. Своевременное выявление инфицированности у беременной и применение медикаментозной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка от 2 до 5%.
Ведущие подчеркивают, что в условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить вероятность инфицирования каждого из нас.
Появление ВИЧ-инфекции, отсутствие каких-либо действенных препаратов для ее лечения вызвали огромное количество слухов и домыслов о путях передачи ВИЧ. Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами людей, живущих с ВИЧ, было установлено, что ВИЧ не передается:
при дружеских объятиях и поцелуях;
при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
при рукопожатии;
через предметы производственной и домашней обстановки;
при пользовании бассейном, душем;
в общественном транспорте;
насекомыми, в том числе и кровососущими;
- воздушно-капельным путем.
Ведущие: Мы рассмотрели пути передачи ВИЧ-инфекции, остались ли у Вас вопросы?
Участники занятия, при необходимости, задают вопросы. Ведущие на них отвечают.
Меры профилактики ВИЧ-инфекции
Ведущие: Теперь, когда мы знаем о том, как передается и как не передается ВИЧ-инфекция, давайте подумаем о том, как вести себя, чтобы избежать инфицирования ВИЧ.
Ведущие проводят «мозговой штурм».
Ведущий: Вы можете предлагать любые свои идеи на тему «Как нужно вести себя, чтобы избежать инфицирования ВИЧ», и при этом нельзя обсуждать предложенные идеи в процессе. Наша задача – собрать как можно больше вариантов и только потом проанализировать, что из названного подходит больше всего.
Ведущие записывают на листе А1 предложенный вопрос и предлагают участникам озвучивать свои ответы. Ведущие записывают все варианты, которые называют участники, и только после того, как определенное количество ответов уже есть и участники не могут назвать больше вариантов, ведущие зачитывают получившийся список и предлагают группе проанализировать его.
Важно, чтобы в результате упражнения были названы следующие меры профилактики ВИЧ-инфекции (при необходимости ведущие могут дополнить список мер, созданный группой):
Воздержание от половых контактов
Постоянный половой партнер (отказ от беспорядочных половых связей, верность в отношениях)
Использование презерватива при каждом половом контакте
Знание своего ВИЧ-статуса (прохождение теста на ВИЧ)
Отказ от употребления наркотических веществ
Использование индивидуальных предметов гигиены
Ведущие зачитывают окончательный список мер профилактики ВИЧ инфицирования и спрашивают участников:
На ваш взгляд, насколько сложно/легко придерживаться данных мер в повседневной жизни?
Персональный план.
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на меры профилактики, которые мы с вами определили, и решите, какие из мер подходят вам лично. Теперь, пожалуйста, составьте и запишите свой персональный план профилактики – как вам лично необходимо вести себя, чтобы избежать инфицирования ВИЧ?
После того, как все выполнят задание, ведущие предлагают участникам, если у кого-то есть желание, зачитать свои планы, и при необходимости прокомментировать.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Ведущие предлагают участникам высказаться по кругу о прошедшем занятии, ответив на следующий вопрос:
Назовите самую значимую информацию, которую вы получили на сегодняшнем занятии.
После того, как все участники высказались, ведущие благодарят группу за работу.

Занятие 4.  Профилактика зависимостей (употребления психоактивных веществ).

Цель: повышение уровня информированности о механизме формирования зависимости от психоактивных веществ (далее ПАВ) (алкоголь и табак) и развитие умений искать альтернативу употреблению различных ПАВ.
Необходимые материалы для проведения занятия: 9 листов ватмана или бумаги формата А3, маркеры или фломастеры, цветные карандаши, листы для записей. 
Вступительная часть
Ведущие приветствуют участников (2 минуты):
Добрый день! Мы рады снова видеть Вас всех здесь и сегодня хотим обсудить с вами воздействие алкоголя и табака на организм человека. Мы будем говорить об алкогольной и никотиновой зависимости, а также о некоторых мифах, которые существуют об алкоголе и табаке.
Для разогрева ведущие проводят игру «Поменяться местами».
Описание игры: все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, светлые волосы, карие глаза, белая рубашка и т. д. Задача всех, к кому относится данный признак - поменяться местами, найдя себе новое место, в том числе и ведущему. При этом нельзя занимать соседние места. Тот, кто место не нашел, становится ведущим.
Основная  часть.
Для актуализации темы ведущие проводят упражнение «Ассоциации».
Ведущие спрашивают участников: Какие ассоциации у вас возникают со словами алкоголь и никотин?
Участники (по желанию) высказывают свои ассоциации. Ведущие записывают все названные участниками варианты. Если ассоциации повторяются, то нужно отметить количество повторений. После того, как все варианты прозвучали, ведущие предлагают группе проанализировать полученный список ассоциаций:
Какие ассоциации звучали чаще всего? На ваш взгляд, чем это вызвано?
Были ли какие-то неожиданные ассоциации?
Если посмотреть на весь список, какие ассоциации преобладают – положительные или негативные? На ваш взгляд, как это отражает реальное отношение общества к алкоголю и никотину?
Мини-лекция.
Ведущие проводят мини-лекцию, в процессе задавая вопросы участникам, поясняя и дополняя их ответы.
Алкоголь и никотин относятся к психоактивным веществам. Психоактивные вещеста – это любое вещество, которое после попадания в организм вызывает изменения восприятия, настроения, познавательной способности, поведения и двигательных функций человека. Не смотря на то, что никотин и алкоголь не относятся к наркотическим веществам, они точно также как любой наркотик наносят вред психическому и физическому здоровью и способны вызывать зависимость.
Ведущие спрашивают участников, что такое зависимость? Что означает быть зависимым от того или иного вещества?
Затем ведущие дают определение зависимости:
Зависимость – (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это овладевающее желание или неодолимое влечение продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу; возникновение личных или социальных проблем, обусловленных злоупотреблением.
Вопрос к участникам: как вы думаете, как быстро развивается зависимость от никотина и алкоголя? (у подростков от алкоголя в среднем за 1.5-2 года, от никотина за несколько месяцев).
Ведущие предлагают рассмотреть схему формирования зависимости на примере опиатов (наркотических веществ, зачастую принимаемых внутривенно).

Объяснение схемы формирования зависимости:
Когда ведущий рисует схему, он(а) говорит: все начинается с первого употребления психоактивного вещества, на данном этапе человек получает удовольствие от приема. Таким образом формируется психическая зависимость, она сохраняется на всех последующих этапах, то есть, если у человека сформировалась психическая зависимость от того или иного вещества, она в той или иной мере остается на всю жизнь. Физическая зависимость – это состояние, когда человек перестает получать удовольствие от психоактивных веществ (например, алкоголя). Вещество включается в обмен веществ и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать, и человек больше не получает удовольствия от приема вещества. На этом этапе при отказе от употребления вещества возникает состояние, называемое «синдром отмены» (абстиненция). Существует также так называемый «глухой период», это время, когда у человека сформирована психическая зависимость, но еще нет физической. Этот период называют «глухим» по следующим причинам:
Человек считает, что сумеет отказаться от употребления и не попадет в полную зависимость;
Человек не слышит поступающую информацию об опасности употребления того или иного вещества (алкоголя, табака, наркотика);
Человек вовлекает в употребление других людей, искренне рассказывая, как это здорово.
Упражнение «Стул». Цель метода: продемонстрировать участникам процесс формирования зависимости, а также то, что зависимость наступает чаще всего неожиданно. Невозможно просчитать точный момент наступления зависимости, так как на это влияют многие факторы, само вещество (никотин, алкоголь и т.д.), внешние обстоятельства, личностные характеристики человека.
Ведущий просит одного из участников стать добровольцем и выйти перед группой. На расстоянии 5-7 шагов ведущий ставит от человека стул и просит его/её определить, сколько его\ее шагов до этого стула. Ведущий может уточнить, уверен ли участник в количестве шагов, не хочет ли поменять свое мнение. Если участник уверен, ведущий просит его не дойти до стула два шага. Например, если участник определил, что до стула 6 шагов, ему\ей надо сделать 4 шага и остановиться. В это время другой ведущий подходит к стулу и когда участник начинает шагать, придвигает этот стул вплотную к нему, так чтобы тот не мог шагать дальше.
Обсуждение метода: ведущий спрашивает у участника, какие эмоции он испытывал, когда к нему придвинули стул. (обязательно пропишите эти эмоции на листе бумаги), ведущий просит участника рассказать почему он испытывал названные им\ей эмоции. Вопросы к группе: «Как вы думаете, как этот метод отображает ситуацию с зависимостью?» Способен ли человек точно просчитать момент, когда ему надо будет остановиться, чтобы не наступила зависимость? Почему нет?
После этого ведущий еще раз возвращается к схеме формирования зависимости и поясняет, что наступление зависимости весьма непредсказуемый момент и в тоже время, сама психическая зависимость является наиболее тяжким последствием от употребления того или иного психоактивного вещества, так как остается на всю жизнь. В то время как физическую зависимость можно снять при помощи медицины, психическая зависимость не проходит и человек вынужден бороться с ней на протяжении все жизни.
Дискуссия в группе. Ведущий спрашивает у участников: «Какие выводы вы можете сделать для себя лично после того, как узнали про то, как формируется зависимость? Может ли человек считать себя свободным, если у него есть зависимость от психоактивных веществ?» Ведущие предоставляют всем желающим возможность высказаться.
Упражнение «Альтернатива». Ведущий объединяет участников в малые группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист бумаги и маркеры. Листы должны быть заранее расчерчены на три колонки: первая – психоактивное вещество, в этой колонке участники прописывают все возможные психоактивные вещества, которые употребляют они либо их друзья; вторая колонка – для чего? Здесь участники записывают для чего именно они употребляют эти вещества (например, чтобы быть более раскрепощенным), третья колонка пока остается пустой. На первый этап каждой группе дается 7 минут. После того, как участники заполнили первые две колонки, необходимо попросить группы обменяться плакатами, и в третьей колонке они пишут альтернативу, для этого они должны прочитать, что написано во второй колонке и предложить, как добиться того же результата, не используя психоактиновго вещества. Для этого группам дается еще 7 минут. После того как все готовы плакаты вывешиваются на стену и все могут подойти и ознакомится с тем, какие альтернативы им были предложены.
Обсуждение метода: «Понравились ли вам предложенные альтернативы? Есть ли у вас еще какие-то варианты альтернатив употреблению алкоголя, никотина и других ПАВ? Почему, даже зная про альтернативы, все равно используются психоактивные вещества? Какая альтернатива лично вам нравится больше всего? Что из предложенного вы будете использовать? Какие выводы вы сделали для себя после этого упражнения»
Заключительная  часть.
Подведение  итогов.
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал(а) во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие  вопросы.
Описание: участники занятия  по очереди продолжают предложенные ведущим фразы:
«Я понял(а) ...»,
«Меня удивило ...»,
«Я почувствовал(а) ...»

Занятие 5. Как сказать «Нет».

Цель: выработать варианты отказа в различных ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Необходимые материалы для проведения занятия: листы формата А1 (ватман), небольшие листки, маркеры или фломастеры, ручки и бумага для записей.
Вступительная часть.
Ведущие: Начнем сегодняшнее занятие так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное - никого не пропустить.
Ведущие представляют цель занятия.
Основная часть.
Ведущие спрашивают у участников:
Как часто в жизни вам приходилось сталкиваться с трудными ситуациями, проблемами, которые требуют принятия важного и ответственного решения?
Какие могут быть ситуации, связанные с риском для здоровья?
Очень часто может помешать отсутствие простого умения – аргументировано отказываться от нежелательного, невозможного варианта, предлагаемого вам кем-то из вашего окружения. Давайте поговорим сегодня о том, как сказать «нет» в ситуации, связанной с риском для здоровья. Это может быть ситуация, когда вам предлагают принять наркотик, употребить алкоголь и другие.
Каждый из нас хотя бы раз попадал в ситуацию, когда отказаться очень трудно по разным причинам: боязнь обидеть кого-либо, поставить в неловкое положение, или наоборот, личностный интерес, что будет дальше. Однако умение делать правильный выбор и аргументировано отказываться является результатом жизненного опыта, социальной и духовной зрелости, когда полностью сформирована ответственность за свои поступки и решения.
Препятствия для отказа.
Ведущие раздают участникам по небольшому листу бумаги. Просят каждого участника написать возможный вариант ответа на вопрос «Что мешает человеку отказаться от опасного поведения, в ситуациях, связанных с риском для здоровья?». На одном листочке записывается только один ответ. Ответы собираются в коробку и перемешиваются. Затем ведущие предлагают участникам по очереди вытаскивать из коробки по одному ответу и зачитать его. После прочтения ответа начинается обсуждение его с группой. Повторяющиеся варианты не обсуждаются.
Ведущие проводят упражнение «Правила уверенного отказа».
Описание упражнения: ведущие объединяют участников в 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает задание - разработать в процессе групповой работы «Правила уверенного отказа» от сомнительных предложений, которые вредят здоровью, делают поведение человека опасным и безответственным.
Группа 1 – правила уверенного отказа в ситуациях, когда предлагают употребить наркотик,
Группа 2 - правила уверенного отказа в ситуациях, когда предлагают употребить алкоголь,
Группа 3 - правила уверенного отказа в ситуациях, когда предлагают покурить сигарет.
Ведущий поясняет, что через 10 минут каждая подгруппа будет представлять свои правила уверенного отказа. Все остальные участники будут слушать, и могут предлагать свои варианты правил, которые ранее другими группами не были озвучены.
После всех презентаций ведущие предлагают группе выбрать из всего названного те варианта отказа, которые они смогут использовать в реальной жизни:
Какие варианты отказа из названных можно использовать в реальной жизни?
Эти правила ведущие записывают на отдельный лист А1.
В процессе ведущие совместно с группой обсуждают выбранные варианты: например, в каких ситуациях это правило отказа будет эффективно? Как еще можно отказаться в этой ситуации?
Заключительная часть. Подведение итогов.
Ведущие предлагают участникам по очереди ответить на вопрос:
Что из прозвучавшего на занятии я смогу использовать в реальной жизни? (1-2 высказывания по кругу).






































Приложение 2
Анкета оценки изменения уровня знаний

Поставьте, пожалуйста, любой значок в колонке, соответствующей Вашему ответу

До тренинга
После тренинга


Согласен/
согласна
Не согласен/
не согласна
Согласен/
согласна
Не согласен/
не согласна

ВИЧ поражает только людей





ВИЧ-инфекция излечима





ВИЧ можно заразиться:





при нанесении татуировок общими нестерильными инструментами





при половом контакте без использования презерватива





при использовании чужих лезвий для бритья





при рукопожатиях, объятиях





при пользовании общими предметами быта





при попадании зараженной ВИЧ крови на поврежденную кожу





при попадании зараженной ВИЧ крови на неповрежденную кожу





при внутривенном употреблении наркотических веществ





при укусах кровососущих насекомых





съев пищу, предложенную ВИЧ-положительным человеком





через дыхание, кашель, чихание





можно снизить риск инфицирования ВИЧ, если при половых контактах всегда пользоваться презервативом





Ребенок может заразиться ВИЧ от матери:





во время беременности





во время родов





при кормлении грудным молоком





Внешне здоровый человек может быть ВИЧ-инфицированным





ВИЧ-инфекцию можно диагностировать без специальных тестов





ВИЧ можно выявить в организме сразу после инфицирования





Меры профилактики ВИЧ-инфекции это:





воздержание





правильное использование презерватива при каждом половом контакте





не употребление наркотических веществ





использование индивидуальных стерильных инструментов при маникюре, пирсинге, татуировках





использование лекарственных противозачаточных средств





Если член моей семьи будет инфицирован ВИЧ, я буду о нем заботиться





Если мой друг или знакомый будет инфицирован ВИЧ, я буду продолжать общаться с ним





Я бы приобрел (а) продукты питания у ВИЧ-инфицированного продавца





ВИЧ-инфицированный учитель может работать в школе





Если член моей семьи заразится ВИЧ, я буду сохранять эти сведения в тайне





ВИЧ-инфицированный ребенок может учиться в одном классе со здоровыми детьми











Приложение 3
Анкета для оценки новизны, практической пользы тренинга и эмоционального состояния участника во время его проведения.
Как вы считаете, ваш уровень знаний, связанный с темой тренинга


остался прежним


возрос


затрудняюсь ответить

Пригодятся ли вам знания, полученные на тренинге, в дальнейшей жизни?


да


нет


затрудняюсь ответить

Комфортно ли вы себя чувствовали на занятии?

да

нет

затрудняюсь ответить

Понравилось ли вам в целом проведенное занятие?

да

нет

затрудняюсь ответить













13PAGE 15


13PAGE 14215




15