Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Е.И. Гарнаева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская С(К)ОШ VIII вида №7», г.Елабуга Республики Татарстан.
Л.Б. Гимазова, учитель-логопед первой квалификационной категории, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская С(К)ОШ VIII вида №7», г.Елабуга Республики Татарстан.
В специальной коррекционной школе VIII вида важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка занимает логопедическая работа. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности.
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержании коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по родному языку и чтению.
В течение учебного года учитель-логопед присутствует на методических объединениях учителей начальных классов и делает свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам, подробно опираясь на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы.
На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.
Одно из важнейших условий коррекционной работы выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопедического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопедическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем логопедических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.
Памятка
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: 1) пропуск букв и слогов «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); 2) перестановка букв и слогов «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила); 3) недописывание букв и слогов «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); 4) наращивание слов лишними буквами и слогами «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); 5) искажение слова «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); 6) слитное написание слов и их произвольное деление «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала); 7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»; 8) замена одной буквы на другую «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги); 9) нарушение смягчения согласных «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 1) аграмматизмы «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят); 2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Наиболее результативным периодом для развития речи в целом является начальное образование. Поэтому в нашей школе учителем-логопедом совместно с учителями начальных классов разработано электронное пособие по развитию речи «Дидактические игры». Предлагаемые нами дидактические игры разработаны и адаптированы с учётом как общих дидактических принципов, а также принципов коррекционной работы, описанных И.М.Бгажноковой и Р.И. Лалаевой.
На современном этапе повсеместно в учебно-воспитательный процесс внедряются ИКТ, способствующие повышению эффективности и качества учебных занятий. Поэтому разработанный нами материал может быть использован как в компьютерном варианте, так и в традиционном.
Совместная систематическая работа учителя-логопеда и учителей начальных классов ведёт к успешному усвоению детьми-логопатами учебных программ по всем предметам.
Литература: 1. А.И.Кварцова, Нарушение звукопроизношения у детей и методы их устранения. Пособие для логопедов. Казань, 2000г.
2. Р.И.Лалаева, Л.В.Ведерникова, Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург, «Союз», 2003г.