Технологическая карта урока математики на тему Неравенство треугольника (6 класс)


Методическая разработка урока математике в 6 классе по теме «Неравенство треугольника»
УМК: Сферы, Е.А. Бунимович, Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Учитель: Гулина Ирина Валентиновна, БОУ СМР «Марковкая ООШ», высшая категория.
Тема: «Неравенство треугольника»
Цель урока:
деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; познавательный интерес к математике;
Регулятивные действия: умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности
Познавательные действия: умение работать с различными источниками информации
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование урока:
ПК, проектор, электронное приложение к учебнику Е.А. Бунимович, Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация знаний. - Можно ли определить вид треугольника по углам, зная, что у него есть:
А) тупой угол;
Б) прямой угол
В) острый угол?
- Если вид треугольника определить нельзя, укажите, что ещё нужно знать о нем.
- Почему треугольник называют жесткой фигурой?
- Чем занимались на прошлом уроке?
А) Да, тупоугольный треугольник.
Б) Да, прямоугольный треугольник.
В) Нет.
- Количество острых углов
- Так как треугольник строго определяется его сторонами.
- Рассмотрели три способа построение треугольника.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Самостоятельная работа. Построить треугольник по известным данным (Приложение1). Выполняют самостоятельную работу. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
4. Целеполагание и мотивация - Какая проблема вырисовалась на прошлом уроке?
- Какую цель поставим на уроке?
- Итак, тема нашего урока «Условия существования треугольника». Сделайте необходимые записи в тетради.
- Не сумели построить треугольник по известным данным.
- Разобраться с данной проблемой, узнать условия существования треугольника.
Дети подписывают число, классная работа и тему урока. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
5. «Открытие» нового знания Работа в парах. Проведение исследования:
Постройте произвольный треугольник. Измерьте длины его сторон. Сравните длину каждой из его сторон с суммой длин двух других. Сделайте вывод.
Проблема:
Как рациональнее проверить, существует ли треугольник с заданными длинами сторон?
Какой вывод можно сделать, если окажется, что каждая сторона меньше суммы двух других?
Какой вывод можно сделать, если окажется, что хотя бы одна сторона больше суммы двух других?
Такие выводы математики объединили в одно правило и назвали «Неравенством треугольника».
Переформулируйте тему нашего урока, запишем её в тетрадь. Строят треугольник и измеряют длины его сторон; сравнивают.
Делают вывод:
каждая сторона оказывается меньше суммы двух других
Делают заключение:
Сравнить каждую сторону с суммой длин двух других
Делают заключение:
Такой треугольник существует.
Делают заключение:
Такого треугольника не существует.
Формулируют тему урока по-другому.
Записывают тему в тетрадь Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
6 .Первичное закрепление 1)У: Выполним № 307 (1а, 2а, б).
2) Выполним задание из Т: № 143.
Первую часть задания сделайте самостоятельно.
Проверьте выполнение задания вашего соседа.
- Сравните основание ВС с боковой стороной.
- Сравните угол А с углами В и С.
- Сделайте вывод.
- Такое утверждение в математике назвали соотношением сторон и углов в треугольнике.
- Выполняем самостоятельно вторую часть задания.
- Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с доской.
Оцените работу соседа.
3) Т: № 142 самостоятельно, один ученик на доске с заранее выполненными рисунками.
Проверим работу.
Оцените себя. Строят треугольник с заданными длинами сторон. Проверяют неравенство треугольника.
Дети строят равнобедренный треугольник, сравнивают длины боковых сторон, сравнивают противолежащие им углы.
Делаю вывод: против равных сторон лежат равные углы.
Проверяют работу соседа, корректируют ошибки.
- Основание больше боковой стороны.
- Угол А больше.
- Напротив большей стороны лежит больший угол.
Выполняют задание, сверяются с доской, проверяют и оценивают работу соседа.
Выполняют задание.
Проверяют работу, корректируют ошибки, оценивают. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
7. Подведение итогов урока. Заключительная беседа:
- С каким новым понятием вы познакомились сегодня на уроке?
- Кто желает сформулировать неравенство треугольника?
- С каким еще утверждением столкнулись при решении упражнений?
Сформулируйте его.
Сообщить оценки учащимся Неравенство треугольника
Формулируют правило.
Соотношение сторон и углов треугольника.
Формулируют свойство. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании У: п.19 читать, № 307 (1–б, 2–в), 308, 302, ВИЗ. Записывают домашнее задание. 9. Рефлексия - Изобразите с помощью треугольников ваше настроение и впечатление от урока. Определяются с выбором Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.
Вариант 1.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 3 см и 4 см, а угол между ними 1200.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 6 см.
Вариант 2.
1. Постройте треугольник, если две его стороны равны 6 см и 5 см, а угол между ними 300.
2. Постройте равнобедренный треугольник с основанием 5 см и боковой стороной 4 см.