Патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале в ходе организации внеурочной деятельности


Патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале в ходе организации внеурочной деятельности
Исупова Язиля Сабирьевна, учитель начальных классов высшей кв. категории
МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
На основе традиций, накопленного положительного опыта и инновационных методик, ориентируясь на день завтрашний, наша школа (Слайд 2) с 1 сентября 2010 года приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения, ключевой областью которого стало воспитание как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс, охватывающий все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты.
Рабочей группой разработаны основная образовательная программа ФГОС НОО и рабочие программы, ориентированные на повышение статуса воспитания в системе образования школы.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет актуальное значение для решения воспитательных и социальных проблем как в масштабе образовательного учреждения, так и всего микрорайона. Она позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди школьников: рост правонарушений и преступности; распространение алкоголизма, токсикомании и наркомании; общее семейное неблагополучие и т.д.
(Слайд 3)Таким образом, целью данной программы является формирование системы ценностных отношений к окружающему миру.
(Слайд 4) Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
поддержка стремления учащихся служить Отечеству;
воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с помощью разума, а не силы.
(Слайд 5) Школа в соответствии с требованиями Стандарта предоставляет обучающимся внеурочную деятельность с возможностью выбора занятий, направленных на развитие личности.
Внеурочная деятельность осуществляется в различных формах: кружки, экскурсии, секции, конкурсы, соревнования, общественно-полезные практики и т. п.. Реализация программы гражданско-патриотического воспитания проходит нескольких ключевых этапов:
Этап 1. Проведение тематических классных часов;
Этап 2. Организация встреч с ветеранами ВОВ и ветеранами боевых действий;
Этап 3. Проведение музейных экскурсий и уроков;
Этап 4. Организация дружеских семейных встреч;
Этап 5. Осуществление проектной деятельности школьников.
Включение ребенка в воспитательную систему позволит удовлетворить интересы ребёнка, расширить его кругозор, успешно пройти социализацию на новом жизненном этапе и освоить культурные нормы и ценности.
(Слайд 6) Первым этапом на пути формирования гражданской и правовой направленности личности является проведение тематических классных часов.
Воспитание патриотизма у маленького гражданина – это кропотливая систематическая работа по формированию у младшего школьника чувства гордости за свою семью, свою улицу, свой класс и школу, свой город, в котором родился, за свою страну – Россию; это изучение и воспитание уважения к традициям своей семьи, своего класса, школы и своего народа. В ходе реализации программы на этом этапе со школьниками проведены беседы на темы государственной символики, семейных ценностей, культурных традиций и т.д.
(Слайд№7) Следующим этапом является Организация встреч с ветеранами ВОВ и с участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской республике. Теплые встречи с героями являются ярчайшим примером мужества и отваги, безграничной любви к Родине и к людям.
(Слайд№8)
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением. Нам повезло, что мы живем в городе с тысячелетней историей. Город, где каждая улица носит имя мецената или героя. Город, где очень много исторических мест: это и Дом-усадьба Н.А.Дуровой, Дом-музей великого художника И.И.Шишкина. В нашем городе провела последние дни М.И.Цветаева, жил и вырос В.М.Бехтерев.
В ходе реализации программы учащиеся неоднократно и целенаправленно посещали краеведческий музей, Музей Истории города, Музей уездной медицины В.М. Бехтерева. Была организована экскурсия в Дом – музей И.И.Шишкина.
(Слайд№9)
Во втором классе внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию стала развиваться по двум направлениям: это краеведение под названием «Город, в котором я живу» (вела учитель географии) и кружок родоведения под названием «Моя родословная», который вела учитель истории и обществознания. Более углубленно продолжилась работа по изучению истории родного города.
Воспитание чувства патриотизма у младших школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
(Слайд№10)
С введением ФГОС второго поколения, а именно внеурочной деятельности встал вопрос о составлении программы таким образом, чтобы первоклассникам было интересно и они бы смогли принять активное участие в кружковой деятельности. Программа составлена таким образом, чтобы с первых занятий дети могли сами составлять рассказы о своей семье, о близких людях. Мои ученики с удовольствием занимались в кружке. Они приносили рисунки, рассказывали о своих родных, их занятиях в свободное время, искали загадки и стихи, посвященные профессиям своих родителей. Были приглашены бабушки и дедушки, где они рассказали о своем детстве, в какие игрушки они играли и научили играм своей молодости наших учеников.
(Слайд№11)
В своей работе я использовала различные формы деятельности по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Совместно с родителями школьники составляли семейное генеалогическое древо, разрабатывали проекты о происхождении своего имени. Очень красивые и красочные презентации представили на защите проектов. Далее ученики получили задание найти материал о происхождении названий улиц, на которых они живут.
Итогом всей проделанной работы стал конкурс защиты проекта, на котором младшие школьники рассказали о своих исследованиях и представили результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной школе.
(Слайд№12)
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость оттого, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!
(Слайд№13)