Урок литературы в 9 классе, основанный на краеведческом материале Коломна — родина моя

Урок в 9 классе «Коломна – родина моя» (заочное путешествие по литературной Коломне)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ВИДЕОФИЛЬМ, СОЗДАННЫЙ УЧАЩИМИСЯ, ДЕМОНСТРИРУЕМЫЙ НА МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ЭКРАНЕ,
ПЕЧАТНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ,
ФИЛЬМ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ М. АБАКУМОВА,
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ.
ПЛАН УРОКА.
Видеофильм о литературной Коломне и ее окрестностях(селе Черкизово), снятый учащимися 11 класса. Рассказ о литературной Коломне:
И.Лажечников
Борис Пильняк
Анна Ахматова и братья Шервинские
Поэты современной Коломны.
Знакомство с Коломенским альманахом и анализ стихотворения Виктора Мельникова
Виктор МЕЛЬНИКОВ с 1990 года живёт в Коломне. Много путешествовал. Выпустил восемь книг прозы. Главный редактор «Коломенского альманаха». Лауреат премии им. И.Д. Сытина (2002), дипломант областной литературной премии им. М.М. Пришвина (2006). В 2010 году удостоен медали «За развитие русской мысли» имени русского религиозного философа И.А. Ильина. Член Союза писателей России.

Весна в Коломне

Птичьи напевы над рощами дальними
Слышат сугробы небес облака.
Робко шагнула весна на проталину
Снег отошёл, загрустивши слегка.

Ветер играет цветными афишами,
Бродит у Пятницких древних ворот.
Над колокольнями, соснами, крышами
Носится с криком пичуг хоровод.

Первый ручей рассыпается искрами,
Точит подтаявший тоненький лёд,
И за трамваями бегает быстрыми,
Не уставая весь день напролёт.

Вечером слышно дыхание холода,
Стынет на крышах дневная капель,
Словно художник волшебного города
Будит в картинах свою акварель.

Коломна в живописи: картины М.Абакумова – музыкальный видеоролик. Проблемный вопрос - определение направления в искусстве :
«романтический реализм» - так характеризовал свое творчество М.Абакумов, нельзя ли дать подобное определение творческому методу коломенских поэтов?
Слово учителя: после просмотра картин Михаила Георгиевича вы почувствуете, как светлеет душа, а Отчизна становится милее и дороже!
Сегодня Михаила Абакумова считают лучшим пейзажистом нашего времени. "Это великий мастер, который в своих работах воспел Россию не только как нашу родину, но и как особый природно-культурный остров счастья, как выразительную и чудесную страну. Счастье светится, струится, исходит от каждого полотна, с каждой маленькой зарисовки этого прекрасного художника-реалиста и великолепного продолжателя традиций русской художественной школы, – считает искусствовед Владимир Сергеевич Погодин. – А мы видим его замечательные произведения на выставках и можем у него многому научиться, в первую очередь научиться любить Россию".
Домашнее задание: сочинение – рассуждение: Как произведения искусства могут научить нас любить Россию
Игра – буриме: создай свое стихотворение о Коломне (работа в группах), а КЛЮЕВ РАБОТАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО.
Исходный текст: Алевтина БОНДАРЕНКО «Над Коломною– колокольный звон»

У земли сегодня бессонница–
Это вновь весна занимает трон.
Оживает старая звонница–
Над Коломною колокольный звон.

Ты земля моя, Богом данная,
И родство с тобой у меня в крови;
Ты, земля моя, осиянная,
Невозможно жить без твоей любви.

Отвори окно– бег весны ускорь–
Птичьи песни в небе рождаются!
Над Россиею свет весенних зорь
В куполах церквей отражается.

А вдали земля с небом сходится,
И спешит Ока к синеве небес
Мы помолимся Богородице
С нашей радостью, что Христос воскрес!

У детей в раздаточном материале:
У земли сегодня.
Это вновь весна
Оживает ..
Над Коломною .

Ты земля моя,.
И родство с тобой ;.
Ты, земля моя,
Невозможно жить ..

Отвори окно– ..
Птичьи песни
Над Россиею свет .
В куполах церквей..



В РЕЗУЛЬТАТЕ - ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧИВШИХСЯ СТИХОТВОРЕНИЙ, СРАВНЕНИЕ С ИСХОДНЫМ ОБРАЗЦОМ
Наш одноклассник – поэт, воспевающий Коломну: Стихи победителя городской олимпиады по литературе, призера областной олимпиады, победителя многих поэтических конкурсов Александра Клюева о Коломне читает автор.
Песня о Коломне в исполнении ученицы 9 класса ( стихи ученика 9 класса А.Клюева, музыка ученицы 11 класса Индеевой Елизаветы).
15