Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Начальная школа XXI века

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»



Рекомендована МО учителей Утверждаю
начальных классов Директор МОУ «Первомайская СОШ»
протокол от _______ №______ _________________ М.А.Калинина
приказ от ______ № _____



Рабочая программа
по окружающему миру




Уровень общего образования: начальное
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 2
Составитель: Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Первомайская СОШ»


с. Первомайское, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета окружающий мир составлена на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и в соответствии с ФГОС НОО.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2011./
На изучение окружающего мира во 2 классе в соответствии с авторской программой отводится 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю), а годовой учебный график предполагает 35 учебных недель. Поэтому 2 часа предусматриваются на увеличение количества часов по темам.

Цель предмета – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи предметьа:
образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).



Требования к уровню подготовки обучащихся

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры из Красной книги России (своей местности).










Перечень учебно–методического обеспечения:

Учебник:
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие тетради:
Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Методическое пособие:
Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Дидактические материалы:
иллюстрации;
плакаты;
набор картинок;
схемы;
дидактические игры;
видеофильмы;
тесты.
Оборудование:
Учебные столы.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.


Список литературы:

Алексеев С.П.Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. -М.: Дрофа, 1997.
Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема - пресс, 2001.
Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1998.
Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства 9 19 вв. - М.: Современник. 1999.
Чудакова Н.В. Я познаю мир. - М.: Аст, 2002.
Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001
Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1996.






















Содержание тем учебного курса

Название раздела
Кол – во часов
Содержание раздела
Универсальные учебные действия

Что окружает человека
1
Что такое окружающий мир.



Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое настоящее будущее

Кто ты такой
14
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить.
Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой
6
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье.







Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия  твоя Родина
13
Наша Родина  Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край  частица Родины.
Труд россиян.

Города России.

Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы  жители Земли
4
Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества
28
Сообщества.



Царства природы. Среда обитания.

Лес, луг, поле, сад и его обитатели.

Водные жители
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения

Природа и человек
2
Человек  часть природы.


Правила поведения в природе
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

Экскурсии (в течение года)

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).


Практические работы (в течени
·е года)

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.


Календарно-тематическое планирование уроков
Дата по плану
Дата по факту
Название раздела, количество часов
№ урока
Тема урока
Виды учебной деятельности



Что тебя окружает? 3 часа
1
Окружающий нас мир.
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое настоящее будущее




2
Бывают ли на свете чудеса
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое настоящее будущее




3
Что тебя окружает? (урок-экскурсия)
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое настоящее будущее






Кто ты такой? 14 часов
4-5
Я. Ты, он, она Все мы – люди
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




6-7
Наши помощники – органы чувств.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




8-9
Поговорим о здоровье.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




10-11
Режим дня.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




12
Физическая культура
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




13
Закаляться может каждый
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




14
Почему нужно правильно питаться
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




15
Почему нужно быть осторожным
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




16
Можно ли изменить себя?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




17
Кто ты такой?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях



Кто живет рядом с тобой? 6 часов
18-19
Что такое семья?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




20-21
О правилах поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях




22-23
Урок-проект «Моя семья»
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях



Россия – твоя Родина, 16 часов
24
Родина – что это значит
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




25-26
История рассказывает о прошлом
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




27-28
Москва – столица России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




29-31
Города России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




32-34
Родной край – частица Родины
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




35-36
Как трудятся россияне
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




37
Мы – граждане России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям




38-39
Россия – многонациональная страна
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям



Мы – жители Земли, 6 часов
40-41
Твое первое знакомство со звездами
Характеристика планет Солнечной системы




42-45
В некотором царстве
Характеристика планет Солнечной системы



Природные сообщества, 18 часов
46
Среда обитания – что это такое:
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




47
Лес и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




48
Кустарники леса
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




49
Травянистые растения. Лесная аптека
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




50
Животные леса
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




51
Птицы – лесные обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




52
Пресмыкающиеся – лесные обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




53
Вода и водные жители. Что мы знаем о воде
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




54
Что такое река
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




55
Обитатели пресных вод
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




56
Водоплавающие жители водоёма
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




57
Растения пресных водоёмов
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




58
Обитатели соленых водоемов
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




59-60
Луг и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




61-62
Поле и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения




63
Сад и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные дикорастущие растения



Природа и человек, 5 часов
64-68
Человек – часть природы
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»




69-70
Контрольный урок
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»


д Заголовок 115