диагностическая работа по русскому языку 2 клаяя (середина года)

Диагностическое обследование
(2 класс середина учебного года)
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Русский язык

Задание 1
Цель: проверка прочности усвоения знаний об особенностях фонематической системы русского языка (твердость-мягкость согласных звуков).

Инструкция: Прочитай предложения. В
· рядом с правильным предложением поставь +.
а)
· В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
б)
· В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
в)
· В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.
г)
· В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например а) и б).
1 балл – выбран только один правильный ответ, неправильный ответ не выбран.
2 балла – правильно выбрано не менее двух ответов, ошибок в выборе ответов нет.
3 балла – выбраны все правильные ответы б), в), г).


Задание 2
Цель: проверка умения применить знания о фонематической системе русского языка при проведении звукового анализа, проверка способности в процессе выполнения задания опираться не на формальные признаки (буквенная запись слов), а на звучание слов.

Инструкция: Поставь + в
· рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.
а)
· зелень б)
· дорога в)
· жить
г)
· чаща д)
· цель е)
· гений

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание либо не сделано, либо выбран ответ б).
1 балл – задание выполнено с опорой и на произношение, и на «формальные» признаки обозначения мягкости согласных, то есть выбраны ответы а), в), г), д), е).
2 балла – выбраны либо только два правильных ответа и нет ошибок в выборе неправильных, либо выбраны все три правильных и какой-либо один неправильный.
3 балла – задание выполнено абсолютно правильно, выбраны ответы а), г), е).

Задание 3
Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.

Инструкция: В языке «Крокс, так же как и в русском языке, нет отдельных букв для твердых и мягких согласных. Догадайся, как обозначается твердость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.
м*ач* - мяч м
·ал*ч*ик
· - мальчик
вата - ____________________, тётя - ____________________,
чижи - ___________________, осень - ___________________
Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?
_________________________________________

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание либо не выполнено вообще, либо имеющиеся попытки выполнить задание свидетельствуют о непонимании принципа построения задания.
1 балл – есть отдельные фрагменты правильного выполнения задания, свидетельствующие о наличии попыток «разгадать» принцип задания, например в качестве отсутствующих букв указаны буквы я, е, ь (их отсутствие легко определить по записи «крокских» слов) или правильно записано хотя бы одно слово.
2 балла – правильно понят принцип записи слов в «крокском» языке, но при этом задание выполнено не в полном объеме: либо записано только 1-2 слова, либо при выполнении задания имеются единичные ошибки в записи слов, либо не дан ответ на вопрос об отсутствующих буквах.
3 балла – задание выполнено в полном объеме, 3-4 слова записаны по правилам «крокского» языка, дан ответ на вопрос об отсутствующих буквах: записаны буквы я, е, ё, ю, ь.

Задание 4
Цель: проверить умение сопоставлять звуковую и графическую форму слова.

Инструкция: Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.
а)
· плод – плот
б)
· хвала – хваля
в)
· спешите - спишите
г)
· люк – луг
д)
· бал – балл

Оценка выполнения задания:
0 баллов – невыполнение задания.
1 балл – наличие ошибок (более одной).
2 балла – наличие одной ошибки (один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).
3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы а), в), д).

Задание 5
Цель: проверить умение различать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Инструкция: Отметь + верные утверждения.
а)
· По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
б)
· С интонацией восклицания могут произноситься только побудительные предложения.
в)
· Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – невыполнение задания или отсутствие правильных ответов.
1 балл – отмечен один верный и один неверный ответ.
2 балла – отмечен только один правильный ответ, неверный ответ не отмечен.
3 балла – правильное выполнение задания, отмечены оба правильных ответа: а), в).

Задание 6
Цель: выяснить, умеет ли ребенок различать цель высказывания и интонацию предложения.

Инструкция: Определи и подчеркни, какие это предложение по цели высказывания.
а) Раскрывается первый ландыш. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
б) Как красив лес в зелёном уборе! (повествовательное, вопросительное, побудительное)
в) Какое у снегиря оперение? (повествовательное, вопросительное, побудительное)
г) Выполни, пожалуйста, к моему приходу уроки. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
д) Быстро ложитесь спать! (повествовательное, вопросительное, побудительное)

Оценка выполнения задания:
0 баллов – сделано больше двух ошибок.
1 балл – сделано две ошибки.
2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).
3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы: а) повествовательное, б) повествовательное, в) вопросительное, г) побудительное, д) побудительное.


Задание 7
Цель: проверка прочности усвоения понятий «родственные слова», «корень слова».

Инструкция: Прочитай предложения. В
· рядом с правильными предложениями поставь +.
а) Чтобы найти корень слова, нужно изменить форму слова.
б)
· Общая часть родственных слов называется корнем.
в)
· Чтобы найти корень слова, нужно подобрать к нему родственные слова.
г)
· У родственных слов разные корни.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например б) и г).
1 балл – выбран правильный и неправильный ответ.
2 балла – выбран только один правильный ответ, ошибок в выборе ответов нет.
3 балла – выбраны оба правильных ответа б), в).

Задание 8
Цель: проверка умения применить знание признаков родственных слов.

Инструкция: Найди и подчеркни в каждой группе только родственные слова. У родственных слов выдели корень.
а) лесник, лестница, лесок, лесной, охотник
б) вода, водный, о воде, подводный, водой
в) великан, сила, силач, сильный, косилка
г) солить, соль, солнце, солёный

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание не выполнено или выполнено абсолютно неправильно
1 балл – есть попытки выполнить задание, но при нахождении родственных слов не всегда есть опора на оба признака родственных слов (общность звучания и значения), например, в а) кроме правильных подчеркнуто еще либо слово лестница, либо слово охотник, в в) либо слово великан, либо слово косилка.
2 балла – правильно выполнено задание в строчках а) и в), в строчке б) допущена ошибка, связанная с не разграничением родственных слов и формы одного и того же слова, то есть подчеркнуты формы слова о воде, водой.
3 балла – задание выполнено абсолютно правильно.

Задание 9
Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.
Инструкция: Прочитай смешное предложение. Постарайся догадаться, есть ли в нем родственные слова. Если есть, подчеркни их и выдели корень.
Чатая люма вует вамюшку, вамю, вамела и вамёнка.
Вамя – выдуманное животное.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание либо не выполнено совсем, либо подчеркнут случайный набор слов.
1 балл – есть отдельные попытки выполнить задание, «разгадать» его принцип, но наряду с правильными подчеркнуты и неправильные слова, например вует.
2 балла – задание выполнено, но либо подчеркнуты не все 4 слова, либо есть ошибка в выделении корня (выделено и вамю, и вам).
3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты «слова» вамюшку, вамю, вамела, ваменка, выделен корень –вам-.

Задание 10
Цель: выяснить уровень умения проводить морфемный анализ.

Инструкция: Отметь слова, в которых нет приставки.

· поганка
· подруга
· поляна

· подорожник
· повар

Оценка выполнения задания:
0 баллов – невыполнение задания или отсутствие правильных ответов
1 балл – наличие более одной ошибки.
2 балла – наличие одной ошибки (один из случаев не был указан или выбран неправильный ответ).
3 балла – правильное выполнение задания, выбраны слова поганка и поляна.















Диагностическая работа
(2 класс середина года)
Задание 1
Прочитай предложения. В
· рядом с правильными предложениями поставь +.

· В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.

· В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.

· В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.

· В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.
Задание 2
Поставь + в
· рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.

· зелень
· дорога
· жить

· чаща
· цель
· гений
Задание 3
В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.
м*ач* - мяч м
·ал*ч*ик
· - мальчик

вата - ____________________, тётя - ____________________,
чижи - ___________________, осень - ___________________

Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»? __________________________________

Задание 4
Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.

· плод – плот

· хвала – хваля

· спешите - спишите

· люк – луг

· бал – балл

Задание 5
Поставь + в
· рядом с верными утверждениями.

· По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

· С интонацией восклицания могут произноситься только побудительные предложения.

· Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Задание 6
Определи и подчеркни, какие это предложения по цели высказывания.
а) Раскрывается первый ландыш. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
б) Как красив лес в зелёном уборе! (повествовательное, вопросительное, побудительное)
в) Какое у снегиря оперение? (повествовательное, вопросительное, побудительное)
г) Выполни, пожалуйста, к моему приходу уроки. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
д) Быстро ложитесь спать! (повествовательное, вопросительное, побудительное)

Задание 7
Прочитай предложения. В
· рядом с правильными предложениями поставь +.

· Чтобы найти корень слова, нужно изменить форму слова.

· Общая часть родственных слов называется корнем.

· Чтобы найти корень слова, нужно подобрать к нему родственные слова.

· У родственных слов разные корни.

Задание 8
Найди и подчеркни в каждой группе только родственные слова. У родственных слов выдели корень.
а) лесник, лестница, лесок, лесной, охотник
б) вода, водный, о воде, подводный, водой
в) великан, сила, силач, сильный, косилка
г) солить, соль, солнце, солёный

Задание 9
Прочитай смешное предложение. Постарайся догадаться, есть ли в нём родственные слова. Если есть, подчеркни их и выдели корень.
Чатая люма вует вамюшку, вамю, вамела и вамёнка.
Вамя – выдуманное животное.


Задание 10
Отметь слова, в которых нет приставки.

· поганка
· подруга
· поляна

· подорожник
· повар







15