Конспект урока информатики по теме «Информационные сервисы сети Интернет. Поисковые системы, поиск информации»

Конспект урока по информатике.
Тема: «Информационные сервисы сети Интернет.
Поисковые системы, поиск информации»

Класс: 11 класс

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет, познакомиться с различными поисковыми системами, освоить основные методы поиска в сети.
Задачи:
Образовательная: вспомнить понятие «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;
Дидактические основы урока:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: 5 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.
План урока:
Орг. момент (1-2 мин.);
Объяснение нового материала (20 мин.);
Самостоятельная работа (15 мин.);
Итог урока (3-5 мин.);

Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент,
1-2 мин.
- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Итак, тема нашего урока: «Информационные сервисы сети Интернет. Поисковые системы, поиск информации».
На уроке мы продолжим знакомиться с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1).
Записывают тему урока в тетради.

Введение в тему:
- подготовить детей к восприятию темы;
- нацелить на продуктивную работу.
7-10 минут
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Конец света - нет интернета
Я не могу то и не могу это
Информации ноль – инфодиета
И ни ответа и ни привета
Конец света - нет интернета...
Я где-то здесь, а ты где-то, где-то...
Ждите ответа, ждите ответа.....
Конец света – нет Интернета!..(слайд 2)
Знакомо ли вам это чувство? Обоснуйте свою позицию, насколько для вас жизнь без Интернета становится сложной.
 А как появился Интернет? Что послужило причиной его возникновения? Давайте узнаем, перейдя по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(работа по ссылке)
Теперь посмотрим сервисы Интернет: (Слайд 3)
Электронная почта
Чат
Телеконференция
ICQ
Электронная коммерция
IRC
WWW
Файловые архивы
Обратите внимания на следующую статистику (слайд 4). Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользовалось глобальной сетью Интернет на период 2008 года, а какова статистика на сегодняшний момент как вы думаете? Теперь вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
А теперь давайте вспомним, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая включает в себя локальную, региональную и корпоративную сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру (слайд 5).
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.
Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.
Выступление капитана команды сторонников.
Выступление капитана команды противников.
В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Я предлагаю вашему вниманию следующие достоинства и недостатки сети Интернет, которые я выделила.
Достоинства
Недостатки

Важный источник информации
Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов
Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома
Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний
Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

(Слайд 6)
Вывод (сначала ученики самостоятельно): Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.























































Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.

Делятся на группы.




Работа в группах.






Вывод своих позиций.

Тема урока:
- изучить способы поиска информации в сети Интернет;
- рассмотреть поисковые системы Интернета.
10 минут
А теперь переходим к изучению темы (слайд 7).
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Указание адреса страницы; (слайд 8)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 9).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе (слайд 10).
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 11)
Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды 12 – 13).
Yandex. ru
Яндекс российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 14).
Google. ru
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 15).
Rambler. ru
Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 16).
Основное записывают в тетрадь

Закрепление материала
15 минут
(слайд 17)
А сейчас ваша задача выполнить задание в Интернете, перейдя по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В этом упражнении вам предстоит классифицировать объекты как поисковые системы, сервисы и браузеры.
Следующее задание - вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (слайд 18).
Индивидуальная работа за компьютерами.

Подведение итогов урока:
систематизация знаний, полученных на уроке
3 минуты







Домашнее
задание
Беседа по содержанию урока (слайд 19):
Что такое глобальная компьютерная сеть?
Что такое поисковая система?
Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?
Проанализируйте свою деятельность на уроке и скажите, о каких сервисах и поисковых системах мы сегодня с вами говорили. Какие открытия для себя вы сделали?
Оценивание ребят за практическую работу.
Выберите один из сервисов, которым вы никогда не пользовались, изучите его возможности и подготовьте сообщение, в котором, укажите его достоинства и недостатки, историю возникновения.(слайд 20)













Записывают домашнее задание



15