Применение методики Критического мышления (РКМЧП) на уроках истории в изучении отечественной истории второй половине XX века.


Применение методики Критического мышления (РКМЧП) на уроках истории в изучении отечественной истории второй половине XX века.

Выполнил: Кириллина Елена Юрьевна
преподаватель
истории и обществознания
ГБПОУ СТЭК г.о.Самара

Содержание
Введение
Глава 1. Новые подходы в преподавании отечественной истории второй половины XX века Глава 2.Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории
Глава 3. Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В концепции модернизации российского образования на период до 2012 г. в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
В России на рубеже ХХ-ХХI веков многие учебники истории давали неполную, а иногда и недостоверную информацию о тех или иных событиях. Преподносилась одна, две точки зрения, выражающие интересы ограниченного круга в обществе. Уже не первый год нашим школьникам представляются различные точки зрения, различные варианты ответов на вопросы: что такое мир, человечество, Вселения? По каким законам они развиваются? Каково место человека в этом мире? Как развиваются человеческие сообщества? Каково влияние человека на социальные, политические, экономические особенности нашей планеты, нашей страны? Какое место в мировом историческом процессе занимает Россия и какие перспективы ожидают нашу Родину? Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Цель-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Для успешной реализации этой цели была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают. Учебные пособия охватывают события, свидетелями и участниками которых были и являются ныне живущие люди. Неизбежная особенность современной истории в том, что она прямо и непосредственно затрагивает интересы и чувства ныне живущих людей. У каждого из нас есть собственное видение и понимание событий, которые еще живы в памяти и являются предметом горячих споров. Споры и страсти, кипящие вокруг событий 1945—2011 гг., во многом являются частью актуальной политической дискуссии. В отношении многих затрагиваемых тем обсуждения в обществе и среди специалистов ещё не окончены. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином своей страны, впитать нравственные ценности. Главная задача учителя в современной школе создать условия для формирования учеником собственного мировоззрения, гражданской позиции, в основе которой лежит естественное стремление развивать все свои способности и силы, с тем, чтобы повысить свою конкурентоспособность в социуме и нашей страны в современном мире.
Глава 1. Новые подходы в преподавании отечественной истории второй половины XX века
В течение последних 15—20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением монополии марксистско-ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности. В связи с процессами обновления общественных наук возникла проблема содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы. Современное образование нуждается в существенном обновлении (приведении к современным требованиям) методологии построения предметного курса, иной концептуализации философских основ и принципов отбора содержания. Основами этого обновления должны стать принципы многообразия и дискуссионная рефлексия теоретических и содержательных альтернатив. Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, — несомненное достижение современной российской школы. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип — все это становится основой методики преподавания истории и обществознания.? Применение на уроках различных элементов технологии критического мышления позволяют учащимся лучше усвоить материал и дать ответы на многие вопросы. Такой подход формирует умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения.
В своей работе я хочу коротко осветить свою педагогическую деятельность на уроках истории. По программе, одобренной министерством образования, в 10-11 кл мы работаем по учебнику История России XX-начало XXI века авторы А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов. Авторы преподносят информацию в достаточно сжатом виде, этого бывает недостаточно для полного усвоения материала, и для самостоятельной оценки учащимися исторических фактов и событий. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать дополнительную литературу, документы и другие источники. На уроках использую дополнительный учебник Волобуев О.В., Клоков ВА., Пономарев М.В., Рогожкин ВА. Россия и мир. XX век: 11 кл. При подготовке к урокам пользуюсь дополнительной литературой. Особенно мне помогают в этом: книга для учителя История России, 1945—2008 гг. [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, СВ. Алексеев и др.] авторы дают возможность рассмотреть материал в соответствии с новыми подходами в изучении истории и помогают разобраться с дополнительными материалами к урокам; методическое пособие Уроки истории 11 класс авторы В.Г. Петрович, Н.М. Петрович.; Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX—XXI века: 11 кл. — М., 2004.;Алексашкина Л.Н., Данилов АА., Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке: 11 кл. — М., 2003.;Волобуев О.В., Клоков ВА., Пономарев М.В., Рогожкин ВА. Россия и мир. XX век: 11 кл. — М., 2004.;.Волобуев О.В., Кулешов СВ. История России. XX в.: 11 кл. — М., 2003.;Георгиева Н.Г., Георгиев В А. История России. — М., 2006.;Данилов АА., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX — начало XXI в.: 9 кл. — М., 2006.;Загладин Н.В., Козленке СИ., Минаков СТ., Петров ЮА. История Отечества. XX — начало XXI в.: 11 кл. — М., 2005.;
Орлов А.С, Георгиев ВА., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. Хрестоматия по истории России. — М., 2001.;История Отечества: Справочник школьника. — М., 1996.;История России в лицах: Справочно-биографическое пособие / Под ред. В.А. Федорова. — М., 1997.;История России: Учебный словарь-справочник / Под ред. В.Х. Блохина. — Брянск, 1996.;Политическая история России. — М., 1998.;Советская историческая энциклопедия. — М., 1961 — 1976. — Т. 1 — 16;Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории XIX—XX вв. — М., 1997.;Загладин Н.В., Козленке СИ., Минаков СТ., Петров ЮА. История Отечества. XX — начало XXI в.: 11 кл;.Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru; http://www.wikipedia.org/; и другие. Соединение теоретической базы, методических разработок и дополнительных источников позволяет мне сделать уроки более интересными и доступными в восприятии достаточно трудной информации по истории России второй половины XX века. Послевоенная история СССР имела важную особенность — Москва на протяжении 1945—1991 гг. была столицей не только одной страны, но и целой мировой системы, включавшей в себя и в орбиту своих интересов десятки государств. Поэтому на уроках мы уделяем особое внимание внешней политике. В рамках отечественной истории рассматриваем многие события, происходившие за пределами нашей страны — в Венгрии и Чехословакии, в Корее и во Вьетнаме — по существу, на всех континентах.
Советский Союз не был демократией, но он был ориентиром и примером лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире. Еще в 1918 г. британский премьер Д. Ллойд Джордж, доказывая необходимость немедленного введения всеобщего избирательного права в Англии, сослался на пример России. По его словам, если вернувшиеся с фронта солдаты не получат немедленного доказательства того, что общественная система страны изменилась к лучшему, они могут последовать русскому примеру. На протяжении 70 лет внутренняя политика западных стран корректировалась в пользу прав человека под немалым воздействием СССР, гигантской сверхдержавы, осуществившей социальную революцию и победившей в самой жестокой из войн. Противостояние между ведущими державами в мире продолжается, идет активная информационная война. Учащиеся должны уметь адекватно оценивать окружающую их действительность, помочь им в этом могут учителя истории и обществознания на своих уроках.
Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются способности к самодеятельности. Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.
Я применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Эта форма работы лучше, чем фронтальная обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание. Системный подход развития умения и навыков учащихся при изучении истории нацелен на формирование личности, гражданской ответственности. Этот подход базируется на личностно-ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения. Дает определённые предметные результаты, которые выражаются в следующих качествах:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др. Например, в нашей школе учащиеся 9 класса стоят перед выбором дальнейшей модели обучения. У нас на базе 10-11 классов идёт углубленное изучение отдельных предметов (в том числе истории и обществознания). Если учащиеся выбирают основной профиль историко-правовой, я могу сделать выводы, что уроки истории были им интересны. Учитель смог заинтересовать ребят, что послужило приоритетом в выборе профессии. Многие учащиеся принимают участие в Георгиевских чтениях, Ломоносовских чтениях на которых выступают со своими исследовательскими работами, в рамках истории и обществознания. Принимают участие в проекте Гражданин, показывая свою заинтересованность в жизни школы и микрорайона, отстаивают свою гражданскую позицию. В рамках чествования ветеранов Второй Мировой войны, нам пришла идея создать свою Книгу Памяти. В которой ребята рассказали о своих близких, принимавших участие в этой войне. В прошлом 2012 году был выпущен второй том Книги Памяти, в который вошли воспоминания не только об участниках, но и тружениках тыла. Работа заинтересовала ребят, и они решили продолжить её. Собирают сейчас материал об участниках локальных конфликтов.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Чтобы расширить свои знания из мира книг, мы стараемся организовывать круглые столы, с участниками различных событий: ветеранами интернационалистами, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, политическими деятелями и др. У ребят такие встречи вызывают неподдельный интерес. Они с удовольствием готовятся к встречам и дискуссиям.
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Составление исторического портрета, в рамках ЕГЭ, требует большой работы. Необходимо квалифицировать деятельность исторической личности на основании различных оценок современников. Они бывают противоположные. Ученику приходиться изучать много литературы, сделать выводы по данному историческому персонажу. Сложно составлять биографическую справку, если квалифицировать действия личности как разрушительные и созидательные. Немногие ученики могут справиться с такой работой, но они учатся давать собственную оценку.
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия  с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках истории необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение предмета в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.
Глава 2.Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории
В основу технологии положены идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, Дж. Дьюи, М. Монтессори, принципы личностно-ориентированного обучения (Э. Фромм, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская. теория развивающегося обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Лоентьев, П. Я. Гальперин), в основу которой положен деятельностный подход к обучению. По мнению. А Якиманской, основной замысел личностно-ориентированного учебного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание. Обучение предполагает изменение отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю..
В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии», понимает под педагогической технологией построение образовательного процесса с диагностируемыми результатами. Именно такой технологией является технология развития критического мышления, суть которой заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания .одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности. Критическое мышление ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем, а традиционное обучение в школе отражает знаниецентристский подход, что предусматривает запоминание и воспроизведение материала, Еще Л. С. Выготский говорил: «Психология давно усвоила правило, согласно которому мышление и поведение взрослого человека должны рассматриваться как результат очень длительного и очень сложного процесса развития ребенка». Иными словами, мышление и поведение не даны человеку от рождения, они не развиваются сами по себе, они вообще могут не развиться, если ребенок не будет:
а) находиться в соответствующей социальной среде;
б) включен в соответствующую интеллектуальную деятельность
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то речь тоже идет о мышлении. Поэтому мы считаем, что развитие мыслительной деятельности – это и есть актуальная проблема, которую надо решать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Для решения этой задачи необходимо начать применение различных методов технологии критического мышления на уроках начальной школы и среднего звена. На уроках истории можно использовать Бортовой журнал. Например, по теме Восточные славяне в Древности, усвоение нового материала можно сделать в виде путешествия, а в свой Бортовой журнал записать всю необходимую информацию о славянских племенах и свои впечатления. Для решения проблемы необходимо применять имеющуюся систему знаний, использовать понятия из разных областей. Это учебно-познавательная способность, и развивать ее у учащихся в современных условиях важно, так как сегодня многие науки носят междисциплинарный характер. Особенно тесно в 10-11 классах взаимодействуют история и обществознание, так как изучение человека как социального существа, взаимодействие людей в социуме позволяет более грамотно оценить и понять мотивы, цели деятельности людей в различных условиях и ситуациях, понять причины исторических событий. При определении педагогических целей развития мышления необходимо четко представлять, каким интеллектуальным умениям критического мышления мы должны обучать, поэтому в ходе исследования были изучены и проанализированы механизмы критического мышления и выделены интеллектуальные умения, с целью создания системы стратегий для их формирования у учащихся. К ним относятся: умение анализировать и делать аргументированные выводы; умения выдвигать гипотезы; умения проводить аналогии; умения устанавливать причинно-следственные связи; умения систематизировать информацию и оценивать ее. Использование данной технологии позволяет создать условия для практического применения педагогических стратегий и приемов мыслительной деятельности учащихся, дает возможность каждому ребенку проявить свою активность и творчество Особенности концептуальных подходов технологии критического мышления заключаются, по мнению Д. Халперна, в следующем:
-целью образования является умение управлять полученной информацией;
-коммуникативно–деятельностный принцип обучения, предусматривающий интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем и «партнерские» отношения между учителем и учеником;
-конструирование нового знания, рожденного в процессе обучения
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В своей работе мы остановимся только на некоторых из них. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
«Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. В старших классах этот метод можно использовать по ряду тем, например: Культ личности; Оттепель; Стагнация общественного развития; Путч, Перестройка и другие. Учащимся предлагается на уровне рефлексии записать кратко в ключевых словах все, что им известно о данных понятиях. А затем на уровне осмысления и получении новой информации расширить свои знания по данным вопросам. Более уместно далее использовать кластеры.
«Кластеры»
«Кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» (кластера). Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. « Грозди» – графический прием систематизации материала.
Холодная война



Ход развития событий
Участники
Причины



США
СССР
Социальные
Политические
Экономические



«Инсерт»
Это ещё один приём данной технологии, который часто используется. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём я использую на уроках для работы с дополнительным материалом. Например, по теме Экономическое развитие СССР в послевоенный период - учащимся предлагается изучить несколько источников: Доклад о директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР. сделать выводы о развитии промышленности. 20 августа 1945 г. постановлением № 9887 ГКО СССР об учреждении советский атомного проекта.- выводы о развитии ядерной физики. Валентин Овечкин. « Районные будни. На переднем крае ». («Правда», 1953, 20 июля) Продовольственное снабжение и уровень жизни населения: отчеты и статистические данные – выводы о развитии сельского хозяйства. ; Выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС; и т.д.
Прием “Фишбоун”.
Данный прием позволяет выявить причинно–следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Ввод Советских войск в Афганистан. Причины. Следствия. Итоги.
Распад СССР. Причины. Следствия. Итоги.
 
Эссе.
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту. Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.
Примерные темы эссе: Что изменилось в психологии советских людей за годы Великой Отечественной войны. ; Роль Сталина в истории СССР. Влияние Холодной войны на развитие мирового сообщества; и т.д.
Таким образом, использование элементов технологии критического мышления будет способствовать формированию у учащихся собственной точки зрения, умений и навыков ее аргументации с помощью логических доводов. В ходе учебной деятельности, построенной на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, что превращает процесс обучения в инструмент саморазвития и самообразования человека.
Заключение
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство,  а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.
Традиционный подход в обучении – это процесс вербальной передачи знаний от учителя к ученику посредством демонстрационно-объяснительных методов. Но такие методы не всегда достигают поставленной цели, поэтому на мой взгляд, эффективен деятельностный подход в изучении истории, дающий возможность критически мыслить, давать аргументированную оценку того различных событий.
Работа учащихся над выявлением проблем и их решением выводит на самый высокий - творческий уровень усвоения материала, т.к. позволяет применить знания, полученные при изучении различных дисциплин (география, экономика, литература и др.), а так же практически применять исторические знания, полученные ранее. При этом учащиеся обучаются говорению, свободному высказыванию своей точки зрения, использованию знаний при решении современных проблем. Таким образом, применение метода структурирования материала на уроках истории в старших классах с использованием метода критического мышления на протяжении нескольких лет показало, что у учащихся возрос познавательный интерес к предмету, повысилось качество знаний, появилось осознанное отношение к уроку. Происходит пробуждение психологических механизмов, благодаря чему учащийся включается в работу на каждом уроке. Использование данного метода на уроках истории позволяет вводить детей в целеполагание, обучать их навыкам системного мышления, сотрудничеству, самоуправлению, самоанализу, обобщать и унифицировать знания, видеть целостную картину исторических событий. Позволяет формировать личностное отношение к изучаемому материалу, формировать научное мировоззрение, что является реализацией принципов гуманизации и гуманитаризации в образовании. Использование различных методов на уроках истории способно гарантировать у учащихся успех в обучении, способствует развитию коммуникативных качеств, т.е. осуществляет реализацию возрастных особенностей: быть значимым, уметь общаться, т.е. дает возможность раскрыть врожденную потребность в активном познании окружающего мира.

Литература :1.Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспаленко.- М.: Педагогика, 1989.- 192с.
2.История России, 1945—2008 гг. книга для учителя [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, СВ. Алексеев и др.];под ред. А.В.Филиппова.-2-е изд.,дораб. И доп.- М. : Просвещение,2008.
3.Волобуев О.В., Клоков ВА., Пономарев М.В., Рогожкин ВА. Россия и мир. XX век: 11 кл. — М., 2004.
4.Халперн, Д. Психология критического мышления.[текст] – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Электронная библиотека
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998
7. Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru;