Рабочая программа курса Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
г. Ногинска Московской области
«Утверждаю»
Директор школы
________Н.А. Соломадина
Пр. № ____ от _________
Рабочая программа
по истории (всеобщая история)
7 класс
на 2014-2015 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории Орлова С. М.
2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программы по УМК Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 17-е изд. – М. Просвещение, 2012. и с учетом годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета:
1. В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой.3. Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.4. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей; анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью; уметь выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствиях.
Место предмета в базисном учебном плане:
На изучение предмета история в базисном учебном плане отводится 2 часа в неделю, учебных недель в году 35, поэтому рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, из них на курс «Всеобщая история» отводится 28 часов.

Требования к уровню подготовки  учащихся:
учащиеся должны овладеть следующими  умениями и навыками.
·   связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
·   анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
·   сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
·   давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
·   спорить и отстаивать свои взгляды;
·   самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
·   работать с исторической картой;
·   оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Результатом обучения истории в 7-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
В результате изучения курса учащиеся должны (знать/понимать):
– основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и истории России в изучаемый период;
– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода;
В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками:
– соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;
– использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
– показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
– рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов)
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
– объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истори, достижениям отечественной культуры;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Распределение учебного материала по курсу Диагностические работы
№ Наименование раздела Кол. час. Тема
1 Введение. 1 2 Часть I. Европа и мир в начале Нового времени. 16 Диагностическая работа по теме: «Европа и мир в конце XV-XVII вв.»
3 Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 7 Диагностическая работа по теме: «Новая история. Конец XV-XVIII в.в»
4 Часть III. Традиционные общества в раннее Новое время. 2 Итого 28 2
Содержание изучаемого курса
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 7 класс ( 26 ч)
РАЗДЕЛ I. (14 ч)
МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема I. Великие географические открытия и их последствия (3 ч) Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация. Значение Великих гео- графических открытий. Начало складывания мирового рынка. Европейская революция цен.
Тема II. Европа в начале Нового времени (3 ч)
Усиление королевской власти Утверждение абсолютизма.. Значение абсолютизма для со- циального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Зарождение капиталистических отношений. Дух предпринимательства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к ману- фактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII в. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жиз- ни. Изменения в структуре питания. Мода. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема III. Художественная культура и наука эпохи Возрождения (2 ч)
Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманизм.. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уиль- яма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник. Джорда- но Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой карти- ны мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделе- нии властей.
Тема IV. Реформация и контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма (4 ч)
Реформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Жан Кальвин. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема V. Нидерландская и английская буржуазные революции (2 ч)
Нидерландская буржуазная революция Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Английская буржуазная революция Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Раздел II.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)
Тема I. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)
Эпоха Просвещения Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.- Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и граж- данского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в про- изведениях Д. Дефо, Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отраже- ние в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема II. Промышленный переворот в Англии (1 ч)
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема III. Образование США (2 ч)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин.
Война за независимость и образование США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема IV Великая Французская революция XVIII в. (3 ч)
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Раздел III. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)
Тема I. Особенности Латиноамериканского общества (1 ч) Мир испанцев и мир индейцев. Колониальные захваты Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.
Тема II. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Восто- ка: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Колониальные захваты Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Колониальные захваты Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ПОВТОРЕНИЕ. МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Новая история 7 класс I полугодие –28 часов
№ п/п Тема раздела, урока
Плановые сроки прохожде
ния Корректировка
1 Введение. Запад и Восток - особенности общественного устройства и экономического развития. Часть I. Европа и мир в начале Нового времени. (16 часов)
Тема I. Эпоха Великих географических открытий. (2 часа)
2 Эпоха Великих географических открытий 3 Западноевропейская колонизация новых земель. Тема II. Европа: от Средневековья к Новому времени. (4 часа)
4 Усиление королевской власти. Понятие абсолютизма. 5 Дух предпринимательства преобразует экономику.
6 Социальные слои европейского общества. 7 Европейское население и основные черты повседневной жизни
жизни.
Тема III. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения. (2 часа)
8 От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты

9 Развитие новой науки в ХVI – XVII вв. и ее влияние на техничесикй прогресс. Самосознание человека. Тема IV . Реформации. Контрреформация в Европе. (4 часа)
10 Реформация – борьба за переустройство церкви. Учение и церковь Жана Кальвина
11 Королевская власть и Реформация в Англии. 12 Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.
13 Диагностическая работа по теме: «Европа и мир в конце XV-XVII вв.»
Тема V. Ранние буржуазные революции. Международные отношения.
(борьба и за первенство в Европе иколониях) (4 часа)

14 Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии.
15 Революция в Англии. 16 Установление парламентской монархии в Англии.
17 Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (7 часов)
Тема I. Западноевропейская культура XVIII в. (1 час)
18 Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Тема II. Промышленный переворот в Англии. (1 час)
19 Промышленный переворот в Англии
Тема III. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединенных штатов Америки. (2 часа)
20 Первые колонии в Северной Америке.
21 Европа и борьба североамериканских штатов за свободу.
Тема IV. Великая Французская революция XVIII в. (3 часа)
22 Франция в середине XVIII в. 23 Начало революционных войн. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот.
24 Диагностическая работа по теме:
«Новая история. Конец XV-XVIII вв.» Часть III. Традиционные общества в раннее Новое время. (3 часа)
Тема I. Колониальный период в Латинской Америке. (1 час)
25 Латинская Америка в колониальный период
Тема II. Традиционные общества Востока. (2 час)
26 Основные черты традиционного общества. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии.
27 Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпоху правления династии Тогугавы. 28 Повторение «Мир в эпоху раннего нового времени» Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Авторской программы А. Я. Юдовской, Л.М. Ведюшкина по предмету «Новая история» с рубежаXV – XV Iвв. До начала XX века (1500 – 1900) для учащихся 7 – 8 классов.
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истори основе и 5-9 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Интернет ресурсы
Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по НОВОЙ истории и культуре.– Ярославль: «Академия развития», 1998.
«Новая история» с рубежаXV – XVI вв. До начала XX века (1500 – 1900) для учащихся 7 класс. А. Я. Юдовской, Л.М. Ведюшкина
Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 – 1800» / Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2004.
Новиков С.В., Маныкин А.С. и др. Всеобщая история.- М.: Филол. о- во «СЛОВО»: ООО «Изд- во «ЭКСМО», 2003.- 640 с.;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/   Сост.   Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;
Силина И.Ю. Конспекты уроков для учителя истории. 7 класс. История Нового времени: в 2 ч./ И.Ю. Силина – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Тесты по НОВОЙ истории. Составитель К.Гончарук – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2001.
Энциклопедия для детей «Аванта+». Тома «Всемирная история», «Искусство», «История России»
Юдовская А.Я. Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени: 7 класс: к учебнику А.Я.Юдовской и др. «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: 7 класс»/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Экзамен, 2011.