Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)


Мультимедийная доска и технология РКМЧП
С моей точки зрения именно на старшей ступени обучения легко объединить технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с информационно-коммуникационными технологиями. Основанием для объединения двух технологий в единую цепочку последовательных действий стала общность некоторых принципов организации деятельности учащихся. ИКТ и «РКМЧП» меняют роль учителя с традиционной «транслятор знаний» на востребованную современностью «дирижерскую», когда главная задача – настроить ученический коллектив на самостоятельное присвоение знания. Ключевое понятие обеих технологий – «информация»: «РКМЧП» обучает критическому осмыслению информации, ИКТ – способам подготовки передачи информации посредством компьютера. Урок в «РКМЧП» имеет четкую структуру, состоящую из трех этапов деятельности ученика; на каждом этапе сложился круг целесообразных приемов. Использование в качестве основных технических (мультимедийных) средств компьютера и интерактивной доски значительно обогащает дидактические возможности каждого из приемов. Мною в системе отработаны некоторые приемы «РКМЧП», трансформированные под возможность использования мультимедийных средств, описание данных приемов может представлять интерес для преподавателя любого предмета. Условиями их применения являются наличие интерактивной доски, компьютера, сформированность у педагога и учеников начальных навыков пользования компьютером.
Особое место в технологии РКМЧП занимают приемы, которые позволяют переводить изучаемый текст в схемы. Знаково-символическая среда является подчас неосознаваемой, но необходимой средой, обеспечивающей взаимодействие людей друг с другом, познание окружающей нас и преобразуемой нами действительности, равно как и само преобразовательное действие. Именно поэтому освоение приемов схематизации учащимися в старшей школе считается исключительно важной задачей: ведь именно знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; замысливать, организовывать и реализовать индивидуальное и коллективное действие; включаться в коллективы, осуществляющие мышление и деятельность; устанавливать историческую преемственность с мышлением и деятельностью предшествующих поколений и т.д. Один из самых популярных приемов графической организации текста технологии РКМЧП является «Кластер». Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в общую схему, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста, таким образом составляется целостная картина изучаемого текста
-228600-571500Рисунок 1. Схема кластера
В процессе регулярной работы над составлением схем-кластеров легко увидеть, как ученики, применяя кластеры на уроках словесности, начинают привлекать данные из совершенно других областей знаний, свой личный опыт. Познакомившись с текстом, учащиеся определяют его тему, идею, составляют цепь ассоциаций, гроздь совпадений. Кластер предлагает неограниченные возможности для работы с учениками и с информацией. Когда дети предлагают внести что-то в кластер, они должны сформулировать мысль достаточно чётко, нестандартно, ясно. Коллективно составляя кластер, дети обмениваются информацией, обогащая свои представления по этой теме, кластер помогает упорядочить мысли и выстроить их в логической последовательности. Эффективное обучение сегодня – это целенаправленное включение в учебный процесс новых информационных технологий: видеоконференций, телефорумов, интернетмарафонов, при помощи которых готовится инновационная образовательная среда и инновационный образовательный процесс, субъектами которого являются ученик и учитель. Сегодня любой компьютер, находящийся в распоряжении учителя и ученика позволяет: работать с текстом, готовить мультимедийные сочинения, представлять эти сочинения на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением, дарить свои тексты всему человечеству.
Мультимедийные технологии легко соединяются с технологией РКМЧП, так как интерактивность – это тот самый объединяющий фактор обеих технологий. Интерактивная доска – уникальное средство, которое работу над схематизацией текстов делает еще более интересной и эффективной. Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.
1. Интерактивная доска позволяет на этапе объяснения нового материала предложить ученикам заполнить кластер. Каждая группа представит свой вариант, который сохранится в архиве, и в конце урока мы можем проанализировать новую тему с разных позиций, ведь каждая группа может разрабатывать новый материал со своей точки зрения, что, кстати, может быть заложено в самих заданиях группам. Я работаю в кабинете, где есть только один компьютер, но если ученики владеют технологией, то после обсуждения в группах, в порядке очереди они быстро фиксируют свои работы на интерактивной доске.
32004000-4572000
-2286000151130
Рисунок 2
25146009290052. Каждая группа может разрабатывать часть новой темы, и затем представить кластер, который будет отражать эту часть, поскольку интерактивная доска позволяет сохранить все изображения в нужной последовательности, в целом, схематическим образом тема будет отражена во всей полноте или более полно, чем в любом другом случае.
-34290020955
Рисунок 3
3. Все представленные на интерактивной доске кластеры, в любой момент могут обновляться, модернизироваться и обогащаться за счет дальнейшего изучения материала, таким образом, они представляют собой постоянно действующее современное наглядное пособие, которое легко изменяется в зависимости от того, насколько глубоко изучается материал.
4. Все файлы сохраняются и служить могут долгое время, в частности при подготовке к ЕГЭ материал, организованный в кластеры, поможет вспомнить пройденное.
5. Такие файлы представляют собой уникальные, совершенные авторские наглядные пособия, которые прослужат не один год, и которые будут являться гордостью тех ребят, которые его создали. Учителю легко показать ранее разработанные кластеры и сравнить их с теми, которые создали нынешние ученики, в процессе совместного обсуждения можно еще более углубиться в тему и понять ее на новом уровне.
Рисунок -800100190502400300190504
6. Работать с интерактивной доской детям очень интересно, ведь для создания нового кластера они могут выполнять изображения с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использовать готовые графические объекты, геометрические и стилевые преобразования, примитивы и шаблоны.