Интегрированный урок русский язык и литература в 4 классе по системе

Русский язык и литература
4 класс
«Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка
с использованием ИКТ»
Тема: Обобщение по разделу «Вокруг Маршака».
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Цели: 1) Развивать кругозор учащихся.
2) Развивать речь детей.
3) Развивать орфографическую зоркость.
4) Закрепить знания учащихся по теме «Безударные личные окончания глаголов».

Ход:
Орг. момент.
- Наш урок мне хочется посвятить одной теме, которая волновала не одно поколение людей и продолжает волновать до сих пор. Послушайте отрывок из книги С.Т. Аксакова и определите тему нашего урока:
«Приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное, раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанные мною, особого рода волнения. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди выросшие в деревне и страстно любившие природу, хотя сами того хорошенько не понимали».
- О чём будем говорить на уроке? (О весне).

II. Работа по теме урока.
Орфографическая пятиминутка.
- Прочитайте отрывок стихотворения (слайд) и скажите правильно ли оно написано?
(Дети получают карточки с текстом отрывка и работают над ошибками).
Работа проверяется по слайду. Дети называют ошибку в слове и подбирают проверочное слово.

Красивое письмо.
-Спишите красиво отрывок в тетрадь.

3. Языковая разминка.
- Назовите:
- существительные;
- прилагательные;
- Глаголы.
- Слова каких частей речи ещё есть в тексте?

4.Литературное чтение. Тема «Весна» в произведениях русских классиков.
- Кто, на ваш взгляд, из знакомых нам писателей и поэтов впервые обратился к теме природы в детской литературе? (ответы учащихся)
- Удивительное влияние природы на человека, на его чувства вы могли видеть и в стихотворениях поэтов XIX века. Вы видели, с какой любовью, с каким мастерством рисуют поэты картины природы.

5. Литературный кроссворд.
- Давайте вспомним фамилии поэтов и писателей, которые писали о весне.
1) Уходи, Зима седая! Старой спорить ли, тщедушной,
Уж красавицы Весны С ней – царицею цветов,
Колесница золотая С целой армией воздушной
Мчится с горней вышины! Благовонных ветерков!

2) Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь,
В окно повеяло весною Теплей и ярче солнце стало;
Засвищут скоро соловьи, Пора метелей злых и бурь
И лес оденется листвою! Опять надолго миновала.

3) «В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у нас замечены особенные предметы или места, по которым я производил мои наблюдения. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Всё замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался как победа». (Аксаков).

4) Зайцы вот тоже – их жалко до слёз! Где у них совесть?.. Я раз за дровами
Только весенние воды нахлынут, В лодке поехал – их много с реки
И без того они сотнями гинут, - К нам в половодье весной нагоняет, -
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
· Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Ловят, и топят, и бьют их баграми. Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Некрасов)

М
А
Й
К П А
О Л К *
В Е С Н А
Щ А Е *
Е К К *
Е О Р *
В В А *
С
О
В

III. Подготовка к сочинению.
1)- Поэтов, писателей, художников, композиторов весна вдохновила на создание шедевров мирового искусства. Давайте посмотрим несколько слайдов о весне и скажем, чем весна отличается от любого другого времени года. (Просмотр слайдов)/
2) Составление словосочетаний о весне.
Запись на доске, подчёркивание орфограмм.
3) По опорным словосочетаниям напишите сочинение- зарисовку из пяти – шести предложений.
4) Проверка нескольких работ (по желанию учащихся).

Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме урока.
Завершение работы по кроссворду.
– Какой вопрос вы хотите задать по кроссворду? (кто последний автор?)
- На уроках литературного чтения мы много говорили об этом человеке. Догадайтесь, кто этот человек. Он – автор детских стихов и сказок, критик, переводчик, редактор журнала «Воробей». (Ответ детей – Маршак).
- Что вы ещё знаете о Маршаке? (Ответы детей).

2. Работа в группах.
Дети читают дополнительные сведения из биографии Маршака. После работы отвечают на вопросы:
- Кто сыграл особую роль в становлении Маршака – поэта?
- Что узнали про отца поэта?
- Где учился Маршак?
- Чем отличился во время Первой мировой войны и революции? Где жил?
- С кем посчастливилось познакомиться Маршаку в ранней юности?
- Что считал Маршак лучшим отдыхом?
- Как Родина оценила его заслуги?

Тема весны в творчестве Маршака.
- В кроссворде ключевое слово «Весна». А писал ли Маршак о весне? Кто читал его стихи о весне?
- Изучая творчество Маршака, я познакомилась с его чудесными стихами о весне. Посмотрите на слайды и скажите о какой весенней примете писал Самуил Яковлевич?
(Просмотр слайдов с подснежниками, ландышами, сиренью).
- О чём писал поэт? (О весенних цветах)
- Послушайте стихи поэта о первых цветах.
(Стихи читают заранее подготовленные учащиеся)




- Понравились вам стихи Маршака? Какие строчки, слова особенно запали в душу? Запишите эти слова в тетрадь.
- Выпишите из стихов по 5 глаголов и определите у них спряжение.
- Как определить спряжение глаголов? (повторение алгоритма. Алгоритм затем появляется на слайде).
Проверка написанного ( 2-3 человека).

V. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Что уже знали?
- Где испытали трудности?

VI. Рефлексия.
- У меня есть лучики и три солнышка: веселое, немного грустное и печальное. Вы подарите свои лучики тому солнышку, которому соответствует ваше настроение в конце урока.
маме надо 015маме надо 01515