Статья ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ


О. В. Михайлова
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития учащихся, ее причины и возможные пути решения.
Духовно-нравственное развитие, нравственность, проблема духовно-нравственного воспитания, воспитание.
Проблема духовно – нравственного воспитания с древних времен заботит человечество. Еще великие философы Платон, Аристотель, Р.Декарт и другие рассматривали проблему воспитания и понятие духовности.
В современном обществе проблема духовно-нравственного развития является одной из ключевых проблем. В настоящее время, к сожалению, сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно - нравственного воспитания молодого поколения. Основными причинами данной ситуации явились резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки детей и молодежи, отсутствие патриотического воспитания. Все это происходит на фоне пропаганды разврата, насилия и жестокости, рекламы алкогольной и табачной продукции. В мире наблюдается духовно-нравственный кризис человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли и совести. Система ценностей и идеалов детей и молодежи в последнее время изменились, явный приоритет приобрели материальные ценности, по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей в жизни, изменению ценностных ориентаций и, как следствие, к искаженному пониманию добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения близким, чести и долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижении собственного комфортного существования. Наблюдается рост социальной агрессии. В нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от учителей. Если духовное воспитание до школы велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
В последнее время в школах воспитанию уделяется достаточно много внимания. С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения. В состав которого входит Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, она в свою очередь, ставит такие цели образования, как формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Учителю для реализации Концепции духовно-нравственного развития, улучшения и поддержания высокого уровня воспитанности учащихся необходимо использовать системный комплексный характер работы по развитию нравственных качеств учащихся, а также работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. А также учитель должен являться положительным примером для подрастающего поколения и включать в работу по формированию духовно-нравственного воспитания родителей/опекунов учащихся. Это все является важными компонентами для успешного духовно-нравственного развития ребенка. Если учитель в своей работе будет использовать в комплексе все предложенные рекомендации, то воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России не составит труда.
Научный руководитель - канд. филос.наук, доцент
С.В. Подзорова