Статья КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
(ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА, ЕГЭ)
Своеобразие информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что она в основном абстрактна, суха, часто лишена эмоционально-образного компонента. Наборы грамматических правил в каждом классе основной школы не воспринимаются ребенком системно, ему трудно осознать и значение получаемых им знаний, а особенно немотивированными для него являются длинные списки форм для заучивания: ведь ими он владеет как носитель языка, в речевом общении употребляет эти формы без ошибок. Информационный голод, испытываемый на уроке, ведет к тому, что однообразные упражнения на какое-то правило надоедают задолго до того, как выработается новый навык. Тренировочная работа часто лишена элементов творчества, осмысленного поиска новых знаний и носит механический характер. (3,стр.19)
Самое досадное, что в голове ученика к IX классу не складывается системы самого элементарного орфографического и пунктуационного уровня. В IX класс школьник приходит с мешаниной из орфограмм и пунктограмм, никак не связанных одна с другой. Девятиклассник не может собрать их воедино, дифференцировать главные и второстепенные факты языка, да и культура учебного труда у него, мягко говоря, не выработана.
Задача учителя – помочь ученику систематизировать знания, приобретенные в среднем звене. А если учесть тот факт, что ГИА и ЕГЭ по русскому языку теперь обязательны для всех выпускников, учителю необходимо на каждом уроке проверять, обобщать и систематизировать все основные правила по орфографии, пунктуации и развитию речи, чтобы подготовить учеников к успешной сдаче экзаменов.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку, проводимая в форме независимого оценивания, существенно отличается от традиционного письменного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения, впрочем, как и Единый Государственный Экзамен.
Главная особенность ГИА состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить работу по русскому языку, в которую включены 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 9 заданий, требующих самостоятельного краткого ответа учащегося, и 2 задания с развернутым ответом: сжатое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 – сжатое изложение.
Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – задания с выбором ответа и задания
с кратким ответом.
Часть 3 (С2.1 или С2.2) – задания открытого типа с развернутым
ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное
высказывание на основе прочитанного текста.
КИМ на ЕГЭ по русскому языку включает в себя задания по всем основным разделам школьного курса.
Экзаменационный тест проверяет:
знания о языке как системе (знания по фонетике,лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
речеведческие знания — текст: основная мысль, средства связи в нем; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;
специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4)орфографическую и пунктуационную грамотность;
5)владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
6)умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
7)умение создавать текст в жанре рецензии, отзыва илиэссе.
Для успешного выполнения теста необходимы знания, умения и навыки у учащихся по всем разделам русского языка, поэтому на каждом уроке по своему предмету я включаю тренировочные задания по типу ЕГЭ.
-300101077406500Для повторения и систематизации выбираются основные темы курса русского языка, изучаемого в основной школе, знание которых непосредственно влияет на уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Параллельно с обобщением и систематизацией орфографии идет систематизация пунктуационных навыков. В каких случаях ставятся запятые в простом предложении? Осложнение простого предложения:
- однородные члены предложения,
- обособленные члены предложения,
- не члены предложения (вводные слова и обращение).
Чтобы автоматизировать навык постановки запятых, отделяющих друг от друга однородные члены, нужно провести тренировочную работу, направленную на активизацию анализа предложения по членам. Поэтому первым шагом в индивидуальной работе с «запущенными» старшеклассниками являются задания типа: «Разберите по членам предложения, подчеркните их». Такие задания даются только индивидуально и выполняются дома. Объем их должен быть достаточно велик — 5—10 упражнений на неделю.
Навык анализа предложения по членам прямо влияет и на постановку запятых при обособленных определениях: ведь нужно мгновенно найти определение, а затем посмотреть, какую позицию занимает это определение по отношению к определяемому слову. Пристальное внимание обращается на два основных пункта этого правила:
1)определение обособляется, если стоит после определяемого слова,
2)определение обособляется, если относится к личному местоимению.
Автоматизация навыка обособления обстоятельств обусловлена другим принципом. Наиболее частотны из обособленных обстоятельств те, которые выражены деепричастиями и деепричастными оборотами. Значит, нужно автоматизировать навык видеть деепричастие в тексте. В этом случае очень полезны упражнения такого типа: «Образовать деепричастия от глаголов». Глаголы вспоминают и систематизируют по спряжениям сами ученики, число их должно быть достаточно большим: до 50.
На тему «Осложнение простого предложения» отводится три урока. Типы тренировочных упражнений.
1.Регулярно проводятся выборочные диктанты небольшого объема (10—15 предложений) с заданием выписать из предложения:
- блок однородных членов;
- обособленное определение со словом, к которому оно относится;
- обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
-обособленное обстоятельство со сказуемым, к которому оно относится;
- вводные слова.
2.Большое внимание уделяется творческим трансформационным упражнениям. Ученик должен свободно владеть синтаксической сино- нимией, видеть фрагмент предложения, которым ему предстоит манипулировать, осознавать этот фрагмент в конструктивной системе предложения.
Это может быть создание мини-текстов по моделям осложненных простых предложений. Сначала старшеклассники придумывают предложения, которые могут быть не связаны единой темой. Потом составляют текст на определенную тему, а затем можно предложить тему научного направления: «Почему меняется язык?», «На каких языках говорят в России?» и т. д.
Написанные тексты анализируются с точки зрения их структуры, содержания, правильности осознания пунктограмм.
3.Интересно проходят упражнения на конструирование.
Предлагается задание: кто придумает простое предложение с максимальным количеством обособленных определений? Предложение должно представлять не «драконий хвост», когда обособленные определения в дурной бесконечности цепляются одно за другое, а быть гармоничным, красивым.
Классу предлагается вопрос: какие конструктивные основы надо заложить в простое предложение, чтобы естественно предопределить в нем максимум обособленных определений? Получаем ответы:
1. В нем должно быть много существительных, потому что обособленные определения относятся именно к ним.
2.В нем должен быть ряд или несколько рядов однородных членов предложения, выраженных существительными. Это прежде всего однородные подлежащие и однородные дополнения.
3.В каком стиле чаще всего употребляются обособленные определения? — В художественном. Тип текста? — Описание. Объявляется конкурс на самую интересную тему. Сочинение пишется дома. Некоторые ученики пишут прекрасные стихотворения в прозе.
4.В IX—XI классах уместны упражнения на исправление грамматических и речевых ошибок, допущенных в школьных сочинениях.Известно, что наиболее типичными из грамматических ошибок являются следующие: неправильное употребление деепричастных оборотов, неправильное согласование и управление, дистантное употребление местоимений 3-го лица, в связи с чем возникает двусмысленность предложения, и т. д. Эта работа включает в себя три этапа: 1) найти ошибку, 2) исправить ее, 3) сформулировать грамматическую сущность ошибки, то есть классифицировать ее.
Специальный урок посвящается теме «Вводные слова». Дети устанавливают, какие вводные слова наиболее частотны, систематизирует их по семантическим группам и запоминает по 7—8 слов из каждой группы, а из последней, со значением «логическое оформление мысли»,— 15 слов.
За 5—7 минут выборочного диктанта можно вспомнить до 40—50 вводных слов. Следующий этап — выборочно-распределительный диктант. Ученики выписывают и распределяют вводные слова по пяти семантическим группам.
После каждого мини-диктанта проводится взаимопроверка, которая активизирует внимание школьников, тут же идет анализ допущенной ошибки. Затем следует устная проверка под руководством учителя.
Большое внимание на уроках уделяется пунктуации в сложном предложении. Для автоматизации навыка постановки запятых в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях необходимо, чтобы ученики не просто видели грамматические основы в простых предложениях, составляющих его, но и автоматически воспринимали в тексте подчинительные и сочинительные союзы, перед которыми нужно ставить запятые.
С этой целью заучивается система подчинительных союзов и союзных слов, причем выбираются самые частотные из них.
Изъяснительные: что, чтобы, как, как бы, ли.
Определительные союзные слова: какой, который, чей.
Места (союзные слова): где, куда, откуда.
Времени: когда, пока, едва, с тех пор как, до тех пор пока, прежде чем, только лишь.
Условия: если (бы), раз, коли, ежели, кабы.
Цели: чтобы, для того чтобы.
Причины: потому что, оттого что, так как, ибо.
Уступки: хотя, несмотря на то что.
Сравнения: как, точно, будто, как будто, словно.
Присоединительные: союзные слова что, кто (во всех падежных формах), притом, причем.
Тренировочная работа: выборочные и распределительные диктанты.

Распределительные диктанты.
Учитель читает предложения с разными знаками препинания в них, в основном с тире и двоеточием, ученики распределяют предложения в два столбика.
Конструирование предложений по образцу.
Игра-соревнование «Кто последний?». Выигрывает тот, кто последним назовет пословицу по схеме: «причина — следствие», «условие — следствие» (Поспешишь — людей насмешишь) — или последним назовет примету, построенную по этой же схеме (Правый глаз чешется — дружка увидать).
Минимум времени требует интенсивный творческий тренинг: никаких переписываний из учебника, только активизация собственных индивидуальных и коллективных возможностей.
Коллективные упражнения проводятся только в соревновательной форме устно или на контрольных листках.
Типы развивающе-систематизирующих упражнений:
Записать (в столбик) по 10 слов на каждую орфограмму.
Записать по 10 слов с каждым из выученных суффиксов.
В форме соревнования можно провести и повторение уменьшительно-ласкательных суффиксов: сколько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами можно образовать от слова мама? Кто последний придумает ласковое слово, обращаясь к девочкам (или к мальчикам)? (В этом случае класс делится на команду юношей и команду девушек.)
На каждом уроке уделяется внимание игре «Словообразовательное дерево». Даются именные и глагольные Даются именные и глагольные корни: вод-а, води-ть, вести, нести, носить, нос и т. д. Коллективными усилиями можно воспроизвести до 40—50 слов с каждым из этих корней — столько, сколько не может предложить ни один сборник упражнений.
Словообразовательнуюработу
можно организовать и как лабораторно-исследовательское занятие.
Задание. Приставочным способом образуйте все возможные слова от данных корней. (Эту работу можно усложнить, добавив: образуйте от каждого приставочного глагола отглагольное существительное, обозначив в нем суффикс.)
вес-ти
ввестивведение
вывестивыведение
завестизаведение
привестиприведение
води-ть
вводитьввод
выводитьвывод
заводитьзавод
приводить привод
С этими корнями сочетаются все приставки русского языка, поэтому ученики могут свободно записать до ста однокоренных слов и сделать глубокие лингвистические выводы: определить, какая разница в значениях глаголов вести — водить, привести другие пары глаголов движения, различающихся так же; увидеть, как действуют разные словообразовательные модели — суффиксальный и безаффиксный способы, определить разные значения этих образований, сделать вывод о семантической типовой принадлежности этих двух моделей, посмотреть, по какой модели легче образуются другие слова.
Полезно все время оживлять в памяти учащихся словосочетания, включающие компоненты с корнями-омофонами. В течение семестра ученики вспоминают и записывают до 20 таких пар:
посидеть на лавочке — поседеть от ужаса, поласкать собачонку — полоскать белье, развивающееся государство — развевающееся знамя,
ужасное привидение — приведение к присяге,
посветить фонариком — посвятить в студенты,
навевает грусть — навивает на палец.
Часть этих словосочетаний постоянно включается в тренировочные словарно-орфографические диктанты.
Во втором семестре, когда основные орфограммы и пунктограммы систематизированы, можно проводить творческие обобщающие упражнения.

Вот примеры некоторых из них.
Запишите 20 слов, которые пишутся через дефис (все части речи). Сгруппируйте их в зависимости от правил, которым подчиняется правописание в них дефиса.
Запишите 30 слов, в которых после шипящих пишется ь. Сгруппируйте их как части речи.
Составьте таблицу «ь после шипящих в разных частях речи» и заполните ее, вспомнив 30—40 слов.
4.Вспомните и запишите 50 слов, которые бы начинались на э. Из каких языков происходят их корни? (Преимущественно из древнегреческого и латинского.)
(После того как ученики запишут придуманные слова, проводится углубленная словарная работа со словарем иностранных слов с элементами этимологического анализа.)
Такую же работу провести и со словами иноязычного происхождения, которые начинаются на а, м, к, и и т. д., причем эти слова должны включать удвоенную согласную.
Вспомните и запишите 70—80 слов с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением, используя ассоциативныйпринцип (овощи и фрукты, предметы быта и роскоши, одежда, мебель,- письменные принадлежности и инструменты и т. д.). Выясните, из каких языков пришли к нам эти слова.
Вспомните и запишите 30—40 слов исконно русского происхождения, которые включают удвоенные согласные. Где вслове расположены эти удвоенные согласные? Почему они образовались? Сделайте морфемный анализ этих слов.
7.Запишите пары слов, в которых между однимии теми же буквами пишутся ъ и ь, например: подъехать —половодье.
8.Вспомните и запишите не менее 50 слов (входящих в словосочетания), которые бы представляли собой разные частиречи с частицей не, и сгруппируйте их по принципу «слитно — раздельно». Систематизируйте примеры по частям речи.
9.За определенное время запишите максимальное количество заимствованных слов, которые кажутся русскими По каким признакам вы их отбирали?
10.Вспомните и запишите слова, состоящие из максимального количества морфем. Разберите их по составу.
11.Сконструируйте варианты сложного бессоюзного предложения с разным грамматическим значением. Например: Матьсердилась. Девочка плакала.
Мать сердилась: (потому что) девочка плакала.
Мать сердилась — девочка плакала (следствие).
Мать сердилась — (а) девочка плакала.
Придумайте подобные сочетания отдельных простых предложений.
12.Сконструируйте сложноподчиненные предложения по схеме:
Я знаю, что завод закрыли. кто закрыл завод. когда завод закрыли. где завод закрыли. зачем завод закрыли.
Продолжите ряд. Подберите такие главные предложения, чтобы при них было возможно максимальное количество придаточных с различными союзами и союзными словами. От чего это зависит?
13.Запишите два-три небольших анекдота, состоящих из трех-четырех реплик, употребив два варианта пунктуационного оформления прямой речи.
(Дополнительное задание при анализе записанного: определите, на чем основана игра слов в анекдотах. Какими языковыми средствами достигается комический эффект?)
Для активизации, интенсификации тренинга полезно проводить распределительные диктанты и во втором семестре. Они возможны там, где языковой материал предоставляет выбор одного написания из двух: правописание приставок пре- и при-, частиц не и ни со всеми частями речи, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, е — и в суффиксах существительных, окончания глаголов I и II спряжения и т. д.
Распределительные диктанты — хорошая форма работы и при систематизации пунктограмм, особенно это касается тем: «Обособленные определения и обособленные обстоятельства», «Вводные слова и вставные конструкции», «Сложноподчиненное предложение» (выписать и распределить подчинительные союзы), «Пунктуация в сложном бессоюзном предложении» (двоеточие или тире) и т. д.
Прекрасные примеры для последней темы можно найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», что будет очень полезно при подготовке к выпускному экзамену по литературе.
Эй, Софья Павловна, беда: Зашла беседа ваша за ночь...
Переведу часы, хоть знаю: будет гонка...
Смотрите на часы, взгляните-ка в окно:
Валит народ по улице давно...
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Сам толст — его артисты тощи...
Велите ж мне в огонь — пойду как на обед...
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...
Интересны старшеклассникам и проблемные вопросы развивающего характера. Устные и письменные рассуждения, подготовленные в классе или дома, превращаются в оживленные дискуссии.
Примерные вопросы:
- Какие способы человеческого общения вы знаете?
- Есть ли языки за пределами человеческого общения?
-Почему прекратило свое существование пиктографическое письмо?
- Мы знаем, что древние алфавиты включали гораздо большее количество букв, чем современные. Какое оптимальное и минимальное количество букв должен включать алфавит с вашей точки зрения?
- Можно ли сократить современный русский алфавит? За счет каких букв?
- Наш язык звуковой, он звучит и воспринимается на слух. Может ли язык обойтись без звука? Может ли он иметь какую-то другую физическую основу?
- Почему междометия звучат примерно одинаково во всех европейских языках?
- Почему междометие нельзя считать частью речи?
- Как образовались части речи? Что древние грамматисты осознали раньше — части речи или члены предложения? Почему?
- Что появилось раньше: слово или предложение? Почему?
- Одни ученые говорят, что на Земле около 2 тысяч языков, а другие,— что около 20 тысяч. Как вы объясните довольно большую разницу в их подсчетах?
- Сколько слов нужно человеку для общения?
- В древних летописях слова не отделялись одно от другого. Как вы думаете, почему (и когда) их стали отделять друг от друга?
- Когда появились знаки препинания? Какие знаки появились раньше: знаки конца предложения или его середины?
- Как вы думаете, какие части речи чаще употребляются в языке и речи: знаменательные или служебные? Почему?
- Какие знаменательные части речи употребляются чаще всего? А служебные?
- Почему предлоги не могут стоять перед глаголами?
- Как вы думаете, когда и почему появились орфографические правила? Ведь в древних летописях тексты записывались по фонетическому принципу: «как слышу, так и пишу».
Практическая грамотность на довольно высоком уровне поддерживается при помощи словарно-орфографических мини-диктантов, состоящих из словосочетаний; каждое слово в словосочетании должно включать орфограмму. В дальнейшем ученики составляют свои мини-диктанты и предлагают их своим товарищам. Первичные результаты таких проверенных диктантов — до 90 % «двоек»: до восьми ошибок в 40 словах. В дальнейшем средние ученики допускают одну ошибку, а сильные — ни одной.
Образцы диктантов:
1.Качественное прилагательное, российский интеллигент, программное заявление, городские трущобы, социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик с печенкой, теоретические исследования, дезинфицировать территорию, желтая пчелка, множество вечнозеленых рощ, шествовать в колоннах, небезынтересная пьеса, участвовать в комиссии, рассчитать проект, расчетливый ростовщик.
Выкаченный из подвала бочонок, шефствовать над классом, чувствовать прикосновение вечности, объехал полгорода, загорелый пловец, серебряная ложечка, безымённый перебежчик, проредить лучок, поразительный силуэт, претендовать на президентство, картинная галерея, старинная аллея, ненавидящий взгляд, ужасное привидение, мало-помалу стал понимать по-французски, квашенная в деревянном бочонке капуста, аттестат зрелости, выкачанная из цистерны вода.
2.Гуманистические устремления, российская профессура, подать апелляцию, вынужденный компромисс, привилегированная публика, посвящение в студенты, кристально честный человек, комментарий к французской балладе, прогрессивная интеллигенция, желтая пресса, городские трущобы, диссертация о классицизме, участвовать в президентской кампании, доверчивые сверстницы, молодцеватые ровесники.
3.Блистающие зарницы, непромокаемый плащ, тушеные овощи, расчувствоваться до слез, присоединиться к России, множество темно-лиловых туч, прелестная девчонка, презирать за лесть, пребывать в неведении, съел пол-лимона, рассчитывать на благожелательность, доверчивый зайчонок, балованный мальчонка, постоянный подписчик, оранжевое горлышко, жесткий компромисс.
4.Участливое прикосновение, не зависевшие от меня обстоятельства, масленая овсяная каша, выстиранная полотняная скатерть, бесстыжие масленые глазки, съешьте кусочек ананаса, выступление длинно, расчетливый претендент, гусиная печенка, ничего не значащие обстоятельства, чай еще горяч, вставьте гласную в предложение, экспресс прибывает вовремя.
5.Сложноподчиненное предложение, отточенный сине-красный карандашик, восточноевропейские народы, вопросно-ответная система, отрежьте пол-огурчика, небезынтересная история, сильнодействующее средство, бьют за незаслуженные привилегии, проредить морковь, обвешенный продавцом покупатель, поласкал собачонку, подражал ровесникам, румяная заря, диссертационное исследование, раненные артиллерийскими осколками бойцы, прикосновение к неизвестному космосу.
6.Уклонился от беспристрастных требований, купленная в магазине промокательная бумага, попался на крючок, грандиозные объемы, бьют наотмашь, стираная холщовая сумка, вдалеке блестит зарница, цыганское счастье, Лаврентьевская летопись, безвестный попутчик, северо-западный ветер, прекрасная баллада, преступление против человечности, невостребованная въездная виза, предобеденные приготовления, вьючное животное, никем незамеченный субъект. 7.Колышущийся в тумане силуэт, не рассчитывая на пренебрежение, четкое распоряжение директора, парламентское заседание, бледно-зеленые ростки, отрежьте кусочек огурчика, креслице для прелестной девчонки, ничего не значащее приветствие, серебряный голосочек, маленький золоченый ключик, предынфарктное состояние, множество рощ, владелица картинной галереи, меж институтские соревнования, проросшие желуди, черствое сердце.
8.Заманчивая предыстория, предыдущее препятствие, лауреатский значок, рыбацкий плащ, турецкий вязаный шарф, глаженый полотняный платочек, развивающееся государство, металлическая расческа, приветливый агроном, вкусный винегрет, идеологические рассуждения, навевать скуку, развиваться равномерно, растение увядает без влаги, сэкономить на карандашик, ужасная вьюга, посветить фонариком, аккомпанировать на рояле.
9.Полоскать льняную скатерть, поклоняться солнцу, жаренные на металлической решетке пончики, уравнение с двумя неизвестными, хорошо сориентировался на местности, счастливый пловец, давно поспевший крыжовник, отыскал цилиндрическую фигуру, групповая вылазка на пикник, ужасная дуэль, бесчестный расчет, воевал под Царицыном, участвовать в приобретении недвижимости, не пришедший вовремя троллейбус, едва забрезжил (рассвет), шефствовать над интернатом.
10.Непримиримые противники, нелюбимый матерью ребенок, станционный смотритель, матросский розыгрыш, сорокаградусный мороз, вощаная бумажка, бревенчатые строения, поджог вестибюля, незваный гость, счастливые молодожены, заграничная шоколадка, медленно зажигающиеся звездные россыпи, кусочек хлеба с маслицем, завизировать институтские документы, не выданный вовремя бюллетень.
Словосочетания, слова и орфограммы в диктантах повторяются, и старшеклассники запоминают их правописание, а заодно и правописание слов с идентичными орфограммами. Окончательное закрепление происходит на этапе составления собственных словарно-орфографических диктантов.
Контроль за результатами обучения в IХ-ХI классах осуществляется по трем направлениям:
учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи,слова, предложения, текста, используя лингвистические знания,системно излагая их в связи с производимым разбором или позаданию учителя;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания,свое отношение к действительности в устной и письменнойформе.
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков - с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту - по сути своей ключевую! - операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
-найдите слово, относящееся к служебным частям речи илимеждометиям;
-назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
-определите разряд (группу) по значению;
-выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
-назовите, как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
-каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор - с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс,и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора ,практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
- Дайте толкование выделенных слов.
-Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведениемпримеров) всех значений одного из них. Есть ли в текстеоднозначные слова?
-Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайтетолкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
-Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
-Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова,диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
- Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
-Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
-Прочитайте выразительно текст , укажите признаки текста в нем.
-Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
-Выделите микротемы, составьте план.
-Укажите средства связи между частями текста.
-Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
-Назовите особенности построения текста (его композиции).Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе
его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуется художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.
Разноаспектный анализ текста(по типу ЕГЭ)
Прочитайте текст и выполните задания 1—12
(1) В селе под Воронежем жил мальчишка. (2) Мир для него там, где солнце садилось, кончался лесом, а там, где всходило, — степью. (3) И самым интересным местом в этом мире были речушка, ольховый лесок, мокрый луг с желтыми трясогузками... (4) День в детстве велик, но и его не хватало, чтобы обегать это великое царство. (5) И вот тогда чья-то умная, внимательная рука предложила девятилетнему «естествоиспытателю» книжку под названием «Животные-герои».
(6) Только теперь, имея уже седину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зернышко в землю. (7) За все эти годы жизни я, пожалуй, не прочел книги более нужной, чем эта. (8) В книге все было просто, понятно и очень близко. (9) Картинки в книжке тоже были особенные.
(10) Позже по картинкам на широких полях я немедленно узнавал дорогие мне книги, разыскал и прочел все, что можно было найти. (11) Я узнал, что писатель и художник всех этих книг — одно и то же лицо, Сетон-Томпсон. (12) Еще позже, уже опытным глазом перечитывая Сетон-Томпсона, я почувствовал огромные знания и любовь этого человека к природе, необычайную достоверность в каждом слове и в каждом рисунке. (13) Теперь я стал интересоваться самим автором и понял: за книгами стоит яркая, интересная жизнь.
(14) Книгу Сетон-Томпсона «Моя жизнь» я прочел за ночь, последние листы переворачивал уже при утреннем свете. (15) Эта вторая встреча с Сетон-Томпсоном была серьезней, чем свидание в детстве. (16) Важным было открытие: человек прожил счастливую жизнь потому, что неустанно трудился и делал любимое дело. (17) Книга открыла глаза также на то, что почувствовать «свое назначение» и потом ему следовать, очень непросто. (18) Жизнь — непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и оступившихся. (19) Но упорство, вера и мужество без награды не остаются. (20) Я тогда был в состоянии, которое многие испытывали: школа окончена, но сделано несколько явно неверных шагов. (21) Что дальше? (22) Эта книга меня поддержала. (23) Она способна поддержать кадого, кто ее прочитает. (24) Это тот самый случай, когда чья-то жизнь служит уроком...
(В.Песков)
Задания к тексту
1.В каком предложении автор дает оценкупервой прочитанной им книге Сетон-Томпсона?
1) 15; 2) 7; 3) 12; 4) 16.
2.Какие типы речи представлены в предложениях 6—24?
Рассуждение;
рассуждение и описание;
повествование и рассуждение;
повествование и описание.
3.Укажите предложение, в котором используется фразеологиз
1) 2; 2) 5; 3) 19; 4) 17.
Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Из предложений 22—23 выпишите все местоимения.
Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Среди предложений 5—12 найдите сложное,в состав которого входят два односоставных предложения. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 8—15 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Среди предложений 12—24 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная связь, и союзная связь обоих видов — сочинительная и подчинительная. Напишите его номер.
Среди предложений 1—10 найдите такое,которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексическогоповтора. Напишите номер этого предложения.
Какие из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 5, 6, 12?
Синтаксический параллелизм;
развернутые сравнения;
синекдоха;
метафора;
гипербола;
метонимия;
парцелляция.
12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объем сочинения — не менее 150 слов.
Ответы:
1.2).
2. 3). 3.4).
Обегать.
Эта, меня, она, каждого, кто, ее.
Свое назначение.
(6).
(12).
(20).
10.(3).
11. З), 4), 6).
Тест составлен Л.В. Глотовой.(5,стр.49)