Психологический тренинг на занятиях в хореографическом ансамбле

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования "Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького" (ГБОУ СПО ЛПК)




методическая разработка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
на занятиях в хореографическом ансамбле


Составитель:
Карасева Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования







Лукоянов – 2013


Аннотация
Материалы данной методической разработки представлены в виде подборки психологических тренингов, направленных на формирование у обучающихся коммуникативности, взаимодействия, расширения диапазона творческих способностей.
Характерными особенностями общеразвивающей программы дополнительного образования «Хореографический ансамбль» являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с использованием инновационных приемов и методов обучения: мастер-классов, применение психофизических тренингов. Цель этого нововведения: создать психологически комфортную обстановку для начинающих заниматься танцами, научится выражать свои эмоции, состояние души посредством танца и музыки, развивать креативность. Эти особенности определяют новизну программы.

Пояснительная записка
Сплоченный коллектив  это залог успеха.
Только в слаженном творческом коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Сплочение в достаточно короткий срок это возможность для коллектива стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. На помощь приходят психологические тренинги разного характера, которые в последнее время приобретают все большую популярность.
Хореографический ансамбль разнороден по своему составу. Одной из трудностей работы руководителя танцевального коллектива является необходимость учета индивидуальных особенностей участников на каждом занятии. В тоже время, в данном образовательном учреждении в коллектив каждый год вливаются новые участники, т.е. данная задача ставится перед руководителем неоднократно, а с другой стороны – качественная диагностика индивидуальных особенностей требует достаточно больших затрат времени.
Психологические тренинги призваны создавать благоприятную атмосферу на основе доверия, поддерживать самооценку учащихся, обеспечить безопасность самораскрытия.

Тренинг на сплочение
Тренинг на сплочение даёт возможность лучше узнать друг друга с разных сторон, найти сходства у участников группы, построить более эффективное взаимодействие, улучшают климат в коллективе, формируют и еще больше усиливают общий командный дух в коллективе. Тренинг на сплочение позволяет всем участникам осознать себя единой командой, отработать навыки успешного совместного решения поставленных задач, совместно находить оптимальные методы для достижений общих целей.
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга на сплочение:
- объединение участников в команду в условиях творческой коллективной деятельности
- развитие гибкости в общении, взаимозаменяемости и взаимовыручки
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач
- получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
- осознание себя командой.

Упражнение 1. Связывание группы
Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль группы канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Время выполнения: 2-3 минуты. Если в группе 14 и более человек целесообразно организовать два «рулета» и устроить между ними соревнование.

Упражнение 2 «Муравьиная тропа»
Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Тренинг коммуникативных умений
Цель: совершенствование участниками тренинга своих коммуникативных умений и навыков в разных ситуациях общения
Задачи:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- формирование коммуникативных навыков общения, взаимодействия;
- аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
- расширение диапазона творческих способностей.
1. Упражнение – приветствие «Ассоциации»
Садимся в круг.
-Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, оригинальное приветствие-знакомство.
Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. Найдите этому краткую форму выражения. Попробуйте ассоциировать себя с явлениями природы, например: «Лёд и пламень», «Затаившийся вулкан», «Тихая речка» или «Грохочущая бурная река»Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте приветствовать и представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. Просим вас. Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьё приветствие вам больше всего понравилось.

Тренинг, направленный на поднятие самооценки
Основная цель тренинга – психологически подготовить танцоров к выступлению, развить умение творчески приспосабливаться к различным ситуациям.
Задачи :
- обучение навыкам снятия напряжения,
- снижения тревоги перед выходом на сцену
- концентрации внимания
- работа с неуверенностью, страхом сцены
- умение настраиваться на успех.
Помогут следующие советы:
Во-первых, волнения может захватить нас, используя три канала: наше тело, воображение и опыт. Чтобы не дать ему завладеть нами и помешать нам в самый ответственный момент, мы будем использовать те же каналы.
1. Тело. Вспомните, что происходит с вашим телом, когда вы волнуетесь. Вы дрожите сжимаетесь, горбитесь, мышцы напряжены и скованы. Не так ли? Мне ли вам говорить, насколько связано тело с сознанием. Первое, что нужно сделать, привести себя в порядок на уровне тела:
- Подышите медленно и глубоко. Желательно животом, а не грудью, как бы наполняя сосуд и опустошая его. Постарайтесь дышать так, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха. И не думайте в этот момент ни о чем, кроме своего дыхания. Кто занимался йогой, тот знает, что как только уравновесится дыхание сразу уравновесится и состояние.
- Погримасничайте. Лучше это делать перед зеркалом: вывалите язык, позевайте, подвигайте челюстью взад-вперед, влево-вправо. Это не только поможет улучшить вашу дикцию, но и позволит успокоиться, т.к. в результате этих движений происходит выброс норадреналина.
- Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, сделайте любое физическое упражнение. Это также поможет снять нервное напряжение.
2. Воображение. Здесь волнение овладевает нами из-за того, что мы рисуем себе страшные картины провала. Особенно, если среди аудитории есть значимые для нас люди: начальство, родственники, друзья и т.д. Нам кажется, что они особенно будут оценивать нас, и если что-то пойдет не так.
Подумайте о том, что вы не в зоопарке. И аудитория не будет рассматривать вас, как животное в клетке. Поменяйтесь с ними местами. Возьмите на себя роль оценщика. Переключите внимание с себя на аудиторию, наблюдайте за ней, подмечайте забавные моменты. И ни в коем случае, не думайте о том, как вы выглядите в данный момент. Помните о цели своего выступления и получайте максимум удовольствия от него.
3. Опыт. Это наши прошлые негативные заряды. Каждый раз, вспоминая, какие-то неудачные моменты, мы боимся, что они могут повториться. Именно поэтому после каждого выступления не думайте о том, что было не так. Сосредоточьтесь на том, что было особенно удачно, что произвело особенно сильное впечатление на публику. Не зацикливайтесь на ошибках! Вы все равно будете их делать, и вряд ли, когда-то достигнете совершенства. У вас должен быть свой набор приемов, которые всегда срабатывают безотказно, поэтому, анализируя прошедшее выступление, сосредоточьтесь на том, что было особенно хорошо.
Важно понять одну простую вещь: даже после самого неудачного вашего выступления ничего не изменится - жизнь не остановится, никто не пострадает, зато вы получите новый опыт, а это много значит в вашей жизни! Просто начните выступать, и несите искусство людям!
Заголовок 2 Заголовок 415