Конспект урока по химии на тему Производство серной кислоты


Урок: « Производство серной кислоты»
МКОУ « Нижнеикорецкая сош», Лискинского района, Воронежской области.
9 класс
Цели урока: Повторить химические свойства серной кислоты и применение . Познакомить с основными этапами производства серной кислоты и профессиями сернокислого производства.
Оборудование: лабораторная посуда, разбавленная серная кислота, сульфат натрия ,хлорид натрия, вода, хлорид бария.
Тип урока: комбинированный.
Серная кислота относится к продуктам
основного химического производства.
Нет кислоты ,которая была бы нужнее
и применялась бы чаще, чем серная,
за что она получила название « хлеб
химической промышленности».
Ход урока:
I.Закрепление пройденного материала.Учитель:
Ребята сегодня на уроке мы не только повторим свойства серной кислоты, но принимая во внимание народнохозяйственное значение серной кислоты , узнаем о промышленном способе получения серной кислоты, познакомимся с профессиями сернокислого производства.
1.Выполнить задание. Написать уравнения реакций:
SO3 + H2O
Zn+H2SO4
BaCl2+ H2SO4
2.Решить экспериментальную задачу.
Даны пробирки с веществами: Na2 SO4 , NaCl , H2SO4 . Определить в какой из них серная кислота.
Учащиеся:
Проводят качественную реакцию с BaCl2 , т.к. катионы Ba2+ осаждают сульфат-ионы SO42- .Записывают уравнение в ионном виде.
H2SO4 + BaCl2 BaSO4 + 2 HCl
2H + + SO42- + Ba2+ + 2 Cl - BaSO4 +2H + +2 Cl –
SO42- + Ba2+ - BaSO4
Учитель:
Ребята, расскажите о применении серной кислоты.
( презентация « Применение серной кислоты в народном хозяйстве», подготовлена учениками)
Серная кислота, благодаря своим свойствам находит широкое применение:
Получение минеральных удобрений
Электролит в аккумуляторах
Получение взрывчатых веществ
Получение искусственного шелка
Получение лекарственных препаратов
Учитель:
Какими физическими свойствами обладает серная кислота.
Учащиеся:
Серная кислота – это бесцветная тяжелая( ρ=1,84 г/см3), нелетучая жидкость . При растворении её в воде происходит сильное разогревание.
Надо помнить: Нельзя вливать H2O в концентрированную H2SO4 !При растворении концентрированная серная кислота взаимодействует с водой , образуя гидраты , что сопровождается выделением очень большого количества теплоты. Поэтому при смешивании концентрированной серной кислоты с водой надо осторожно вливать при перемешивании кислоту ( как более тяжелую) в воду тонкой струйкой( прибавляемая кислота тонет) . Выделяющаяся при этом теплота рассеивается по всему объёму раствора . поэтому вскипания и разбрызгивания не происходит.
Учитель:
Потребность в H2SO4 велика. В природе она не встречается .Скажите ребята, какие ранее изученные вещества могут быть использованы в качестве сырья, для получения серной кислоты.
Железный колчедан FeS2 Сера S Сульфиды
цветных металлов
Сырьё CuS, ZnS, PbS

Гипс CaSO4*2H2O Сероводород H2S
II Изучение нового материала.Учитель:
Рассмотрим подробно реакции , лежащие в основе получения серной кислоты , которые протекают в 3 стадии.
(учащиеся записывают реакции в тетрадь)
1 стадия – получение сернистого газа
4FeS2 + 11O2 = 8S02 + 2F2O3
Уравнять методом электролитного баланса .Проверяем у доски.
2 стадия–получение серного ангидрида
2SO2 + O2 2SO3 + Q
Учитель:
Дать характеристику этой реакции. Какие условия необходимы определить для смещения химического равновесия.
Учащиеся:
Реакция обратимая, экзотермическая , идущая с уменьшением ρ .Согласно принципа Ле – Шателье при уменьшении t и повышении ρ равновесие смещается в сторону экзотермической реакции, т. е. в сторону получения ангидрида.
Учитель:
Правильно!
3 стадия – производство H2SO4
SO3 + H2O = H2SO4 + Q
Олеум
Учитель:
Вопрос! Почему для поглощения SO3 нельзя использовать H2O ?Учащиеся:
Оксид серы(IV) до соприкосновения с водой реагирует с её парами, образуются мелкие капельки серной кислоты - сернокислый туман , который водой не поглощается. Оксид серы поглощается концентрированной серной кислотой, реагирует с содержащейся в ней водой и образуется олеум , т. е. 98% серная кислота.
Учитель:
Рассмотрите общие принципы сернокислого производства(самостоятельная работа с учебником)
Учащиеся отвечают:
1.Непрерывность процесса
2. Механизация и автоматизация производственных процессов
3.Создание оптимальных условий
4. Использование теплоты химических реакций
Учитель:
А теперь познакомимся с основными профессиями сернокислого производства.
Рассказ про:
Инженера –технолога
Аппаратчика
Лаборанта –аналитика.
Учитель:
Производство серной кислоты небезопасно!!!!Поэтому необходимо проводить мероприятия по охране окружающей среды.
Охране окружающей среды в нашей стране уделяется большое внимание. На сернокислых заводах предотвратить загрязнение окружающей среды удаётся путём:
Установление герметичной аппаратуры
Применение газоочистительных установок.
III.Заключение
Выполнить задани: Серную кислоту можно получить из следующих исходных продуктов а)сульфида цинка; б) сероводорода; в)сульфида сурьмы Sb2S3. Составьте соответствующие уравнения реакций.
IV.Домашнее задание
§23, выучить конспект.