Статья по теме Обучение школьников приемам публичного выступления


Обучение школьников навыкам публичного выступления.
Гусейнова Надежда Владимировна
МБОУ «Гимназия №44»
Учитель английского языка
8-903-639-09-85
nadinabramova@mail.ru
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что основным показателем языковой подготовки учащихся сегодня является использование иностранного языка не только как средства общения, но и как средства образования, самообразования, самоопределения и самопредставления. Поэтому основной задачей педагога на сегодняшний день является передача своего опыта владения навыками публичного выступления своим обучающимся для их последующей подготовки к межкультурному общению и успешной эмоционально-окрашенной коммуникации.
Because of the fact that the main indicator of the process of the language training of students today is the use of a foreign language not only as a means of communication, but also as a means of education, self-education, self-determination and self-representation, this article is being up-to-date. Therefore, the main task of the teacher today is to transfer the experience of public speaking skills to their students for their further preparation for the intercultural communication and successful emotionally-colored communication.
Ключевые слова: Эмоционально-окрашенное выступление, зрительный контакт, невербальные средства общения; emotionally-coloured speech, the eye-contact, non-verbal means of communication.
Ежедневно, в силу нашей профессии, мы встречаемся с большим количеством разных людей из абсолютно разных сфер трудовой деятельности, с разным настроением, характером, темпераментом и, конечно же, с принципиально разным словарным запасом. Зачастую, чтобы наши собеседники поняли нас - учителей, нам приходится привлекать внимание наших слушателей различными способами, например, переходить на их сленг, используя в своей «интеллигентной» речи, жаргонизмы. Но что запоминается нашим собеседникам прежде всего? Ведь не случайно, первое впечатление нельзя произвести дважды. Как заставить наших собеседников прислушаться к нам, не смотря ни на какие внешние проблемы и раздражители? По моему мнению, в этом нам помогают именно приемы владения так называемой в нашем предмете “Public Speech”, приемы публичного выступления. И мы, как современные учителя, работающие в поле реализации ФГОС не должны, а просто обязаны передать свой опыт владения данными навыками своим обучающимся, так как в условиях усиливающегося процесса глобализации и гуманизации в мире, постоянного расширения межнациональных контактов подготовка обучающихся к межкультурному общению становится всё более актуальной [2], приобретая при этом особое значение, а эмоционально-окрашенное общение с использованием элементов психологического воздействия, является неотъемлемой частью успешной коммуникации [3].
Данная тема актуальна в современных условиях, так как значительно повысились требования со стороны образования и общества. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Ведь не случайно, ученые полагают, что вовсе не IQ (коэффициент интеллекта) является залогом жизненного успеха. Не менее важен так называемый эмоциональный интеллект EQ - способность владеть и управлять эмоциями [7].
Не секрет, что умение публично представить результаты своих научных исследований, донести их главную идею до слушателей с разной языковой подготовкой, а главное, умение привлечь слушателей к своему выступлению, являются основной составляющей успешного выступления на публике.
Умение проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на английском языке выдвигаются в качестве первостепенных задач для ученика общеобразовательной школы, ученику же школы с углубленным изучением иностранных языков предстоит представить свое выступление в наиболее «выигрышном свете», убедить оппонентов в своей правоте [4]. Учителю, в свою очередь, необходимо приложить массу усилий для достижения поставленной цели - обучить приемам публичного выступления и психо-эмоционального воздействия на публику.
Проведенные исследования на базе МБОУ «Гимназия №44», психологические тесты и устные опросы подтвердили, что при подготовке к публичному выступлению большинство обучающихся сталкиваются с рядом проблем. В результате их систематизации можно отметить, что учащиеся:
Не знакомы с композиционным построением англоязычного публичного выступления (отсутствует прием «attention grabber», повторение «ключевого» слова или предложения);
Не в полной мере владеют коммуникативной манерой поведения;
Не владеют приемами психологического воздействия (“the eye-contact”, “personal” rhetorical questions);
Не используют невербальные средства общения (жестикуляция);
Замкнуты, не уверены в себе.
Таким образом, я считаю, что, для того чтобы преодолеть данные трудности, учителю совместно с учащимися необходимо продумать и реализовать план как урочной, так и внеурочной деятельности, конечным результатом которого должно стать формирование уверенной манеры поведения во время представления своей речи [6] (как заранее подготовленной, так и составленной на уроке «здесь и сейчас»), а также сформировать умение выстраивать эмоционально-окрашенную коммуникацию с использованием элементов психо-эмоционального воздействия. Для реализации этого плана следует обратить особое внимание обучающихся на приемы психологического воздействия на собеседников, так как контакт с аудиторией является одним из важнейших составляющих ораторского искусства, важнейшим моментом общения и эмоциональным соприкосновением оратора и его слушателей. Любой контакт с аудиторией необходим для: а) привлечения внимания слушателей, б) более легкого восприятия речи; в) воздействия на слушателей.
По моему мнению, «the eye-contact”- зрительный контакт является одним из самых действенных приемов психо-эмоционального воздействия при публичном выступлении, так как это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное (возможно следует что-то повторить); не утомлена ли аудитория (возможно следует сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересен ли выступающий аудитории (или пора сменить оратора) [5].
Важным компонентом при обучении навыкам публичного выступления является тренировочные упражнения на автоматизацию языкового материала вне речевой деятельности. Это могут быть упражнения на имитацию, видоизменение предложений (подстановки, расширение, сокращение), синонимические и антонимические замены, комбинирование, группировка, конструирование и др. Полезны для заучивания такие языковые средства, как речевые клише, типичные обороты, необходимые для применения на каждом этапе построения выступления [7].
Кроме того, следует обращать особое внимание обучающихся на невербальные средства общения такие как, например, жестикуляция. Данный вид психо-эмоционального воздействия призван помогать выступающему управлять вниманием аудитории, приближая и эмитируя естественное общение.
Эффективными способами развития подготовленной речи являются различные формы пересказа, составление диалогов по опорам или отработанным заранее планам, тезисам, подбор заголовка и т.п. В случае неподготовленного высказывания учащийся демонстрирует умение участвовать в дискуссиях, диспутах, обосновывает собственное суждение без затрат времени на подготовку, кроме того демонстрирует свои умения и навыки привлечения внимания к проблеме своего выступления, убеждения аудитории в своей точке зрения.
Таким образом, следует подчеркнуть тот факт, что если перед нами стоит такая задача - обучить практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо:
предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке;
обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей;
специально отводить время урочной деятельности для поэтапного формирования навыков публичного выступления;
для достижения наилучшего результата грамотно планировать внеурочную деятельность;
собственным примером демонстрировать использование психо-эмоциональных приемов публичного выступления;
постоянно корректировать использование вербальных и невербальных приемов выступления;
подробно изучать приемы психо-эмоционального воздействия на аудиторию;
проводить постоянный мониторинг проблем, возникающих у обучающихся при построении подготовленного или неподготовленного выступления;
В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день, вследствие изменения требований международных стандартов к современному уровню владения иностранными языками основным показателем языковой подготовки является не только использование иностранного языка как средства общения, но, в поле реализации современных ФГОС, обучающиеся должны использовать иностранный язык как средство образования и самообразования в области культуроведения и лингвокультуроведения, а неотъемлемой частью этой системы для педагога являются организация построения выступлений учащихся [7]. Поэтому каждому педагогу следует осознавать, что:
Ценность умения публично выступать сложно переоценить.
Формирование умений и навыков публичного выступления – это длительный поэтапный процесс.
Навык подготовки и проведения публичного выступления – это сложный и комплексный навык, который требует постоянного развития и корректировки.
Реализация его на практике вызывает много вопросов, но его необходимость не вызывает сомнения.
Для создания благоприятной почвы для грамотного обучения приемам публичного выступления необходимо использование ресурсов внеурочной деятельности.
Список литературы:
Закон «Об обpазовании» Pоссийской Федеpации.
Федеpальный государственный стандаpт общего обpазования. – М., Пpосвещение, 2011.
Пpогpамма воспитания и социализации обучающихся.
Пpимерные пpогpаммы внеуpочной деятельности. Начальное и основное обpазование / [В.А.Гоpский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смиpнов и дp.] – М., Пpосвещение, 2010.
Гpигоpьев Д.В. Внеуpочная деятельность школьников. Методический констpуктоp: пособие для учителя. – М., Пpосвещение, 2010.
6.Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – Сambridge University Press. 2001.- С.120.
7. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2583