Интегрированный урок биология — самопознание. Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны.


Урок № 35. Класс: 8.
Тема: Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны.
Цель: сформировать у учащихся прочные знания о строении и работе сердца.
Задачи.
Образовательные:
- рассмотреть строение сердца, типы сосудов и круги кровообращения.
- раскрыть взаимосвязи строения сердца с его функцией,
- дать понятие о сердечном цикле и высокой работоспособности сердца.
Развивающие:
- развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
- продолжить формирование информационной компетентности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей.
- воспитание гумманости.
Средства обучения:
- таблицы: “Строение сердца”, “Работа сердца”
- модель “Сердце”, аудиозапись биение сердца, песня в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ход урока
I. Организационный момент.
подготовка к уроку;
наличие учащихся;
эмоциональный настрой.
Учитель: – Здравствуйте ребята! Давайте поиграем в игру.
Тихо звучит музыка: Татьяна и Сергей Никитины "Иди мой друг дорогою добра".
Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников, одно слово. С помощью сердечек делятся на группы.
Учитель: – Мы начинаем наш урок в далекую страну, может вы догадались какую? Прослушав, песню, получив смайлики.
Учащиеся “СЕРДЦЕ”.
Учитель: Путь предстоит долгий и трудный, но интересный и поучительный.Ведь мы много должны узнать об этой великой стране: где находится, как оно устроено и каково ее назначение на планете под названием “ОРГАНИЗМ”. Сообщает тему урока.
Учащиеся: формулируют цель урока.
Выяснить :
местоположение сердца;
строение сердца;
работу сердца - сердечный цикл;
строение кровеносных сосудов.
Учитель: Ответив на эти вопросы мы узнаем, каким должно быть сердце у каждого человека. Каким бывает сердце? (добрым, большим).
Путешествуем по маршрутным листам: за правильно выполненные задания команды получают сердечки разных цветов, которые соответствуют оценкам “5”, “4”, “3”.
2. Актуализация знаний. Первая остановка называется “Препятствие”. Каждое препятствие требует от вас, ребята, применение знаний о крови.Задание № 1 Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?Задание №3. Дайте ответы на вопросы:1.Что останется, если из крови удалить форменные элементы?2. Как называется растворимый белок плазмы?3. Что образуется при свертывании крови?4. Как называется плазма крови без фибриногена?5. Как называются белые ядерные клетки?6. Какой белок придает крови красный цвет?7. Какие клетки участвуют в свертывании крови?8. Жидкая соединительная ткань – …,9. Безъядерные форменные элементы крови -…,10. Человек, дающий свою кровь для переливания -…,11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным белком-…,12. Способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов-….Задание №4. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.
Характеристика Вид иммунитета
А). Передается по наследству, врожденный.Б). Возникает под действием вакцины.В). Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.Г). Формируется после перенесенного заболевания.Д). Различают активный и пассивный. 1. Естественный.2. Искусственный.
Ответ занесите в таблицу:
Взаимопроверка выполнения задания
А Б В Г Д
1 2 2 1 2
3. Изучение новой темы.Учитель: – Продолжаем путь на поезде. Вы слышите стук колес? Что он вам напоминает? (Стук сердца.) (Звучит стук сердца.)Вторая остановка “Творческая”. (индивидуальная работа)
Ученик:Что такое сердце?Камень твердый?Яблоко с багрово-красной кожей?Может быть меж ребер и аортойБьется шар, на шар земной похожий?Так или иначе все земноеУмещается в его пределы,Потому что нет ему покоя,Потому что до всего есть дело.
Ученик: Огромное сердце из красного гранита весом в 4 тонны – символ жизни – украшает двор Института сердца в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось по инициативе сотрудников института 12 июня 2001 года. Автором скульптуры стал известный художник Н.Хромов. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа.
Изучение нового материала:
Третья остановка: "Эволюционная". (разбились по парам)
Учитель: - Давайте вспомним зоологию, расположите животных по усложнению строения сердца. ( рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие)
Значит сердце человека состоит из?
Учащиеся: - четырёхкамерное (работа в парах)

Четвёртая остановка остановка “Анатомическая ”.  (групповая работа, Жиксо)Учитель: – Зная, что сердце четырехкамерное мы почти добрались до страны. Пути, по которым доберемся до границ сердца (учитель протягивает ленты красного и синего цвета).– Объясните, пожалуйста, что бы это значило? (Ответы учеников.) Правильно, это кровеносные сосуды. А теперь каждая группа выбирает себе ленту и по схеме предоставит информацию.Название кровеносного сосуда  цвет крови (почему)  движение крови (откуда – куда) значение.
Групповая работа по материалам учебника. Стратегия Жиксо.
Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.
Биологический диктант:
Задание: при условии верного изречения под его номером ставим «+», при неверном изречении под его номером ставим «-«.
1.сердце состоит из 3-х камер.
2.сердечный цикл длится, 0,8 сек
3.парасимпатическая система замедляет работу сердца
4.сердце иначе называют миокардом
5.сердце человека располагается в полости грудной клетки слева.
С последней парты работы передали вперед для проверки.
1 2 3 4 5
- + + + -
Итог урока
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.Проводится обратная связь.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Рефлексия: На смайликах сердечках изображают своё настроение.
задание: Домашнее изучить материал параграфа 34, 35,ответить на вопросы. Подобрать пословицы про сердце, раскрыть их смысл.