Урок-исследование по окружающему миру на тему Вода и её свойства. Три состояния воды (2 класс)


Урок-исследование по окружающему миру во 2классе
Тема. Вода и её свойства. Три состояния воды.
Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями воды, показать возможность перехода из одного состояния в другое; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, водным богатствам.
Оборудование:
Для опытов: пробирки, соль, чай, песок, глина, молоко, стаканы, деревянная палочка, чайник, ложка.Глобус, карта полушарий.
ТСО - магнитофон, звукозапись (живая вода).
Энциклопедии «Я познаю мир. Медицина», «Я познаю мир. Экология», «Я познаю мир. География».
Выставка книг о природе.
Ход урокаПриветствие класса.Изучение нового материала.Сегодня на нашем уроке мы почувствуем себя в роли учёных- исследователей. Будем ставить опыты, наблюдать, делать выводы, высказывать научные соображения.
Темой нашего исследования станет вода. Мы должны будем узнать свойства воды в разных её состояниях.
Посмотрите на глобус. Какого цвета больше, каким кажется глобус?
Голубым цветом изображена на глобусе вода - все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. Назовите их.
Да верно. Самый большой - Тихий океан, затем - Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Кроме этого, участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера - это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках, озёрах, её совсем немного на Земле. В морях и океанах вода горько-солёная. Таким образом, водоёмы можно поделить на 2 группы. (На доске появляется схема.)
Водоёмы
ЕстественныеИскусственные
(созданы самой природой)(созданы человеком для своих нужд)
Отгадаем загадки, узнаем, какие существуют естественные водоёмы? (Дети отгадывают загадки, схема дополняется таблицами.)
Не проедешь, не пройдёшь - Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь С зеленоватой плёнкой.
(болото)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(река)
Шириною широко, Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна.
И горька и солена.
(море, океан)
К маме - речке я бегу И молчать я не могу.
Я её сын родной А родился весной.
(ручей)
К искусственным водоёмам можно отнести - пруд, водохранилище, канал.
Вода есть и в глубине Земли, и в атмосфере. Благодаря воде возникла и сохранилась жизнь на нашей планете.
Я знаю, что вы у меня очень интересующиеся дети, много читаете, смотрите различные телепередачи. И некоторые из вас к сегодняшнему уроку подготовили интересные справки - историческую, географическую, медицинскую. (Дети выступают с заранее подготовленными научными сообщениями по темам.)
Более подробно узнаем обо всём постепенно на уроках истории, географии, биологии и т.д.
Практическая работа.Давайте исследуем воду и узнаем её удивительные качества и свойства.
Настоящие учёные в ходе своего исследования делают много записей, которые потом анализируют, делают выводы. Мы с вами попробуем сделать то же самое. Заготовим таблицу, которую будем заполнять по мере изучения свойств воды в разных её состояниях.
Свойства Состояние воды
Жидкое Твёрдое Газообразное
Вода в природе может находиться в 3 состояниях. В каких, давайте определим.
Если перельём воду из стакана в стакан, то получим жидкое состояние. (Запись в таблицу.)
Б) Если мы нальём воду в блюдо, поставим в морозильник, что произойдёт? Твёрдое состояние. (Запись в таблицу.)
Летом можно наблюдать такую картину: прошёл летний дождь, выглянуло солнце, лужи высохли. Куда делась вода? Она испарилась. Мы говорим испарилась, то есть превратилась в пар, это и есть газообразное состояние. (Запись в таблицу.)
-Таким образом, вода может находиться в 3 состояниях. Начинаем определять свойства жидкой воды. Для этого проведём ряд опытов.
Опыт № 1. (Заполняется графа в таблице: цвет, вкус, запах.) Нальём в 1 стакан воду, а в другой - молоко:а)При помощи какого органа чувств мы определяем цвет?
б)При помощи какого органа чувств мы определяем вкус?
в)При помощи какого органа чувств мы определяем запах?
г)Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности этих жидкостей.
д)Капнем воду на поверхность. Посмотрите на форму. Добавим ещё воды. Что произошло? Капли растеклись. Это свойство называется текучестью. Им обладают все жидкости.
Кроме этих свойств, вода обладает рядом необычных свойств:
а)способность удерживать тепло;
б)вода - растворитель.
Опыт № 2.
Приготовим 4 пробирки с водой. В первую добавляем соль, во вторую - чай, в третью - речной песок, в четвёртую - глину. Размешиваем палочкой. Наблюдаем.
Зачем добавляют сахар в чай, соль в суп?
Чем больше в воде растворённых примесей, тем больше изменяются её вкус и свойства.
Растворение - это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (обоняния, осязания, вкуса, зрения)
Как можно очистить воду от нерастворимых веществ? Ответить на этот вопрос поможет следующий опыт.
Опыт № 3.
а)из пробирки с водой, в которую добавлен речной песок, пропустить воду через воронку с фильтровальной бумагой. Сделаем вывод. (Вода слилась в стакан, песок остался на фильтре.)
б)пропустить через фильтр воду с растворённым в ней чаем. Сделать вывод.
в)сравните 2 результата.
Фильтрование - это очистка воды от нерастворимых примесей.
Подумайте, почему родниковая вода чистая?
Если вы пойдёте в лес, откуда будете брать воду для приготовления пищи?
Почему в жаркий день очень хочется пить?
Если не поливать стоящие на подоконнике комнатные цветы, они засохнут. Объясните, почему.
Вода - единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое. При помощи следующего опыта мы это проверим.
Опыт № 4.
а)Доведём до кипения чайник. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится у носика чайника, остывая в воздухе, пар превращается в туман. Туман - это мельчайшие капельки жидкой воды. Его мы видим, когда он струйкой вырывается из носика чайника и поднимается вверх.б)Поднесём к носику чайника холодную ложку. Она покрылась мельчайшими капельками воды. Если мы ложку ненадолго положим в морозильник, то она покроется ледяной коркой. Если мы ложку вновь внесём в тёплую комнату - на ложке окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.
Попробуем определить свойства пара. Данные заносим в таблицу. (Определяем пар по цвету, запаху, вкусу, прозрачности, текучести.)
Подводим итог нашей совместной работы. На основании данных таблицы обобщите свойства воды.
С какими новыми терминами мы познакомились? Что они означают? (прозрачность, текучесть, растворитель, растворение, фильтрование, испарение)
Зачётная работа.Ответить на вопросы:
1. Где человек использует воду?
Хозяйственные нужды, гигиена Отдых Транспорт
Домашнее задание.Устно ответить на вопросы по материалу учебника стр. 95-107.
Закончить заполнение таблицы.
Нарисовать несколько запрещающих и предупреждающих знаков об охране водоёма.