Стратегия и методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо












Стратегия и методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо























Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Возникновение и распространение технологии...............................................5
2. Особенность технологии....................................................................................5
3. Базовая модель технологии................................................................................7
4. Характеристика приемов технологии...............................................................9
5. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы.................................................................................................15
Заключение.............................................................................................................19
Список использованных источников...................................................................22




























Введение

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования.
Современные требования к урокам русского языка достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
· вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;
· формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);
· умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
· воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии видится в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Думается, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой “человек репродуцирующий” – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.





1. Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер - являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и проходит апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

2. Особенность технологии

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
· умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
· пользоваться различными способами интегрирования информации;
· задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
· решать проблемы;
· вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
· выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
· аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
· способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
· брать н себя ответственность;
· участвовать в совместном принятии решения;
· выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
· умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
· надпредметный характер;
· технологичность;
· усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
· сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
· применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

3. Базовая модель технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
· актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
· вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
· сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
· побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
· получить новую информацию, осмыслить ее;
· соотнести с уже имеющимися знаниями;
· искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
· целостное осмысление, обобщение полученной информации;
· присвоение нового знания, новой информации учеником;
· формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

4. Характеристика приемов технологии

Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?
Толстые?

Кто...? Что...?
Дайте три объяснения: почему?

Когда...? Может...?
Объясните: почему...?

Будет...? Могли...?
Почему вы думаете...?

Как звать...?
Почему вы считаете...?

Было ли...?
В чем различие...?

Согласны ли вы...?
Предположите: что будет, если...?

Верно ли...?
Что, если...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)
В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
· явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
· скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Нарисуйте счастье”
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием “Письмо по кругу”
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
· Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
· Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
· Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю
“+” - новое
“?” - есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Собственная позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
6. Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

5. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы

1. Приём «Сводная таблица» (используется при сравнительной характеристике героев художественного произведения, сопоставлении эпизодов произведения и т.п.)
Например:
Фрагмент урока по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
Заполни таблицу:
Описание героев, их настроения, значимые художественные детали
На балу
После бала


Цвет



Музыка



Описание полковника



Чувства Ивана Васильевича




2. Эссе на основе знакомства обучающихся с различными точками зрения на один и тот же вопрос. Данный приём продуктивен в старших классах при знакомстве на уроках литературы с критическими статьями, посвящёнными произведению. Вошло в систему проведение уроков по темам: «Образ Катерины в русской критике XIX – XX века (по драме А.Н. Островского «Гроза»)», «Герой или Асмодей нашего времени? (оценка образа Е. Базарова в русской критике XIX - XX века)», «Образ Луки в русской критике XX века (по драме М. Горького «На дне»)», «Такой разный Маяковский (оценка творчества поэта в русской критике XX века)».
3. Приём «Вставь пропущенные слова». Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и учащийся должен вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного.
Примеры текстов для уроков литературы в 8 классе:
Стадия «вызов» (проверка домашнего задания)
Проверочная работа по 1 – 2 главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Главного героя повести Пушкина зовут __________________ . Он родился в дворянской семье отставного военного _________________________ в _________________губернии. Матушка его, ________________ , по характеру была ________________________________________ . Воспитывался герой, как и многие дворянские дети того времени, сначала ____________________________ , а позже, следуя моде, для него наняли _________________ . Когда герою исполнилось ______ лет, его батюшка решил, что пора ему ________________ . И отправил сына в _____________________

На прощание отец сказал сыну:«____________________________________________________» Приехав в ____________________ , герой встретился в трактире с гусаром _____________ и проиграл ему в _________________ _______ рублей. Это стало поводом для размолвки с верным слугой _______________ , который очень переживал за молодого барина.
По дороге из ______________ герой, «чтобы утешить бедного _____________, дал ему слово _________________________________». По дороге с героем приключилось вот что: __________________________________________________________________

Стадия «рефлексия» (подведение итогов урока).
Проверочная работа по «Песне о Соколе» М. Горького.

В «Песне о Соколе» М. Горький использует композиционный приём _______________________ . Он заключается в том, что историю о Соколе и Уже обрамляет ____________________ зарисовка, которая создаёт романтическую атмосферу, показывает вечную красоту природных стихий. Уж и Сокол – главные герои произведения – даются в сравнении. Сокол – натура _________________________. Его стихия – это________________________. Уж – олицетворение _____________________ человека. Он живёт _________________ . Таким образом, в основе изображения героев лежит приём____________ . «Песня о Соколе» - это аллегория, или ________________ . Мы понимаем, что, изображая Ужа и Сокола, автор говорит о _________ Уж является олицетворением ___________________ человека. Счастье для него в ____________________________ . Сокол олицетворяет человека _________________________ . Для него счастье в ___________________. Афоризм – краткое выразительное изречение. В «Песне» мы встречаем много фраз, которые стали афоризмами, например: ________________________________________________________.
4. Прием «Написание синквейна».
Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна (слова в первой строке), просмотрев имеющиеся строчки, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.
Из представленных синквейнов учителю будет видно, кому из учеников тема понятна, кто из них затрудняется.
Например: составляем синквейн в заключительном этапе читательской конференции по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
ЧЕЛОВЕК
волевой, мужественный
преодолевает, стремится, добивается
«В жизни всегда есть место подвигу»
ГЕРОЙ

.


Заключение

С точки зрения традиционного урока стадии технологии развития критического мышления не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице

Тип урока
Работа с информационным текстом
Работа с художественным тестом
Взаимообучение
Урок-исследование


Вызов
Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.
Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.
Мозговой штурм

Осмысление
Маркировка текста;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Зигзаг (мозаика)
Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия
Возвращение к кластеру
Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
Сводная таблица
Предсказание


Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.










Список использованных источников
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.
2. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. - 1985. - № 8.
3. Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание» // Вестник высшей школы. - 1976-1983.
4. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
5. Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - 1976. - №2.
6. Илъницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
7. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
8. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
11. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.
12. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.
13. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
14. Рубрика «Проблемное обучение в практику» // Вестник высшей школы. 1984-1985.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.



























13 PAGE 14115



15