Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству Рукодельница

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МБУ ДО
Центр детского творчества





«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом ЦДТ
«___» _____________ 2014 г.
Протокол № ________
Председатель ПС
________________ Т.Э Евланова



Программа
клуба «Рукодельница»

для детей 9-14 лет и их родителей
срок реализации 1 год




Программу составила
педагог дополнительного образования ЦДТ Сандлер Светлана Александровна




г. Сураж, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа авторская составлена на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 22 февраля 1997 года, Закона об образовании Брянской области, принятого Брянской областной думой 29 апреля 1999 года с учетом рекомендаций Областного центра технического творчества по программному обучению учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Программа клуба «Рукодельница» (108ч.) интересна и разнопланова не только для детей 9-14 лет, но и их родителей, так как предполагает изучение различных технологий декоративно-прикладного творчества, знакомство с историей возникновения и развития ремесел, предлагаемых курсом, изучение традиций и культурных ценностей родного края, знакомство с художниками и декоративщиками малой родины, серию развлекательно-познавательных игр и викторин.
Посещение городского музея в самом начале года, занятия ручным ковроделием, вязанием крючком, лоскутной пластикой, ручной художественной вышивкой, бисероплетением - всё это неотъемлемые ступеньки по пути в мир красоты декоративно-прикладного искусства.
Ковроделие известно с глубокой древности как вид художественных ремесел, существовавших еще в первом тысячелетии до нашей эры. Из поколения в поколение вместе с приемами изготовления ковров передавались складывавшиеся веками ковровые композиции и рисунки, явившиеся результатом коллективного творчества народных мастеров.
Вязание крючком - один из интереснейших и полезных видов рукоделия. Древнейшие, дошедшие до нас изделия ученые относят к III-V вв. н.э. В программе вязанию крючком отводиться достаточно количество часов, чтобы получить необходимые умения и навыки для самостоятельного выполнения изделий средней степени сложности.
Лоскутная пластика – важный вид декоративно-прикладного народного творчества, способствующий развитию художественного вкуса. Это довольно интересная техника, уходящая своими корнями в прошлое. Возникла она из-за экономного отношения людей к дорогим в то время тканям, а получила свое развитие в высокохудожественных изделиях современных художников и дизайнеров.
Художественная вышивка одна из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства, зародилась она на Востоке и была известна с глубокой древности. В Азии (в Китае, Японии, Древней Индии) искусство вышивания возникло раньше, чем в Древней Греции и Риме, и было заимствовано греками во времена походов А.Македонского в Персию (IV в. до н.э.). В России вышивкой украшали иконы, книги, одежду, утилитарные предметы быта. Одна из первых школ вышивания была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.
Почти шесть тысяч лет тому назад возникло стеклоделие. С появлением стекла на смену примитивным украшениям, таким как ракушки, зубы и позвонки животных, камешки, пришли стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологий изготовления стекла, бусы становились мельче. И вот, наконец, появился бисер, а затем и стеклярус, которыми украшали одежду, интерьеры, предметы культового назначения. Из бус, бисера, стекляруса и пронизок изготавливались бусы, серьги и другие украшения. Так постепенно зародились бисероплетение.
Все вышеперечисленные рукоделия у современных школьников, а также их родителей вызывают большой интерес, так как всем хочется украсить свой быт оригинальными и неповторимыми поделками, выполненными своими руками. Совместное занятие рукоделиями детей и родителей помогает не только быстрее выполнить изделия для неповторимого интерьера квартиры, но и способствует возникновению общности интересов и взглядов близких людей.
Занятия клуба «Рукодельница» последовательны, теоретически насыщенны, имеют огромное воспитательное значение, способствуют гармоническому развитию не только детей, но и взрослых. Полученные знания и умения помогают развитию мышления, кругозора, творческих способностей, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, пространства, глазомер, чувство цвета и т. д.
Члены клуба приобретают специальные знания и соответствующие им умения, а также навыки художественного творчества, выявляют связи искусства и лоскутной пластики, связь изобразительного искусства и ручного ковроделия: получают представление о пропорциях, о свойствах цвета, выразительности форм, отделки декоративных материалов в процессе деятельности на занятиях.
Все разделы программы кружка выстроены последовательно. Каждый раздел имеет свою историческую справку и блок терминов. В конце года для полного сплочения членов клуба планируется поход выходного дня.
Итоги работы клуба подводятся на отчетной выставке «Вот как мы умеем!», где представляются работы, выполненные на достаточно высоком художественном уровне. За лучшие работы члены клуба награждаются грамотами.


Цели клуба:

- организация содружества и сотворчества детей и взрослых в результате деятельности на занятиях клуба: педагог - ребёнок – родитель, педагог – родитель – ребёнок;

- раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

- сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обучения, общения, приобщения к культурным ценностям, традициям.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КЛУБА:

приобщение к рукоделию и детей, и их родителей;
применение специальных знаний на практике и совершенствование специальных умений и навыков в учебном процессе, профориентация;
развитие кругозора и творческих способностей;
привитие умения анализировать, делать выводы, оценивать свои и изделия и изделия других членов клуба;
чувства взаимопомощи и самокритичности, дисциплинированности;
мотивации труда, потребности в нем, стремление принести людям пользу;
гуманность, культурное взаимное общение детей и взрослых;
посещение музеев города, изучение истории рукоделий;
участие в районных и областных выставках декоративно-прикладного творчества;
создание атмосферы творческого подъема, благоприятного климата в клубе.
воспитание творческого и дружного коллектива;
организация активного отдыха.
Условия реализации программы:
Программа клуба рассчитана на 1 год не только для детей 9-14 лет, но и их родителей, включает 108 часов занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 3 часа. Разница возраста учащихся лишь положительно влияет на степень сложности выполняемой работы. Учащиеся 9-10 лет стремятся ровняться на уровень мастерства, который способны достичь их родители и ребята постарше в области рукоделия. Родители и дети 11-14 лет в свою очередь и в силу возрастных особенностей способны гораздо быстрее усваивать новые знания и способы действия, более внимательные, а следовательно, способны оказывать помощь младшим учащимся клуба.
Курс обучения предусматривает активную самостоятельную работу дома и обмен нужными схемами и информацией. Выполнение изделий не сводится к механическому копированию образцов. Это творческий процесс. Членам клуба необходимо сознательно подходить к выбору узора для своих изделий, самостоятельно составлять несложные рисунки для различных видов вышивки, ковроделия, изонити.
При разработке творческих проектов ребята должны проявлять максимум творческой фантазии и самостоятельность.
Организация образовательного процесса:
Помещение для занятий должно быть сухим, светлым и просторным, с хорошим естественным или искусственным освещением, хорошей вентиляцией. В нем рекомендуется оформить витрины с образцами готовых изделий. Занятия клуба можно проводить в мастерской, имеющей подсобное помещение для хранения технических рисунков, инструмента, образцов изделий, сырья, материалов и т. д. При оборудовании помещения необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования, предусмотреть меры по безопасности труда.
Для занятий нужна доска, гладильная доска, утюг, шкаф для хранения пособий, журналов.
Для работы потребуются наборы крючков, иглы для вышивки, для ручного ковроделия, ножницы, кусачки, круглогубцы, медная проволока, тонкая леска, нитки: краше, ирис, гарус, катушечные, шерстяные и полушерстяные, мулине и т.д.
Члены клуба учатся пользоваться различными инструментами и приспособлениями, знакомятся с различными нитями, их свойствами, с правилами безопасности труда. Руководитель знакомит уч-ся с законами композиции, способами увеличения и уменьшения рисунков, знакомит с условными обозначениями для схем.
Практическая работа составляет основу занятий кружка, но не является самоцелью, а подчинена образовательным и воспитательным задачам. Необходимо воспитывать у членов клуба «Рукодельница» стремление доводить начатое дело до конца, учить их соблюдать элементарные правила культуры труда, соблюдать в чистоте рабочее место, экономно и аккуратно расходовать сырье и материалы, бережно относиться к инструментам, соблюдать правила безопасности труда. Рекомендуется давать детям коллективные задания.
Программой клуба предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера. Важно, чтобы работа в клубе не сводилась лишь к выполнению технологических образцов, чтобы вещи находили свое место в современном доме.
В создании тематических работ значительную роль играет выбор темы и сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей углублению их знаний, развитию фантазии, творческих способностей
Для расширения художественного кругозора членов клуба и закрепления пройденного материала необходимо проводить экскурсии на выставки, в музей, знакомить с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, показывать им репродукции картин художников и т.д.

III. Содержание разделов программы:
Тема 1: Вводное занятие «Будем знакомы». Организация занятий.
Техника безопасности. (2ч.)
Теоретические сведения:
Традиции ЦДТ, кружка. Организация деятельности клуба.
Правила поведения в помещении, при чрезвычайных ситуациях. Правила
техники безопасности при работе. Инструкции №_____
Практическая работа:
Эвакуация детей в чрезвычайных ситуациях. Первая помощь
пострадавшим.

Экскурсия в городской музей (2 ч.)
Уч-ся знакомятся с картинами местных художников, с народным костюмом и крестьянским бытом, с произведениями ДПИ.
Тема 2: Ручное ковроделие (12 ч.)
Теоретические сведения:
история ремесла, технологическая последовательность выполнения работы, виды орнаментов, законы композиции, увеличение и уменьшение рисунка для вышивки при помощи растровой сетки, способы нанесения контурного рисунка на основу (мешковину), правила пользования иглой для ручного ковроделия, правила безопасного труда, свойства используемых для работы материалов (мешковины, ниток, клея), Практическая работа:
увеличение и уменьшение технических рисунков, зарисовка эскиза в цвете подбор цветовой палитры ниток для работы в соответствии с эскизом, заправка иглы для ручного ковроделия, подготовка основы к работе, нанесение контурного рисунка на основу-мешковину и выполнение набивного панно, термическая обработка края изделия, закрепление клеевым раствором.

Тема 4: Вязание крючком (10 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития вязания крючком, использование кружев в русском народном костюме, классификация вязания на: ажурное, филейное, тунисское, ирландское; инструменты и материалы, необходимые для вязания крючком, основные элементы вязания крючком, условные обозначения для схем, предназначенных для вязания крючком, организация рабочего места и правила по технике безопасности при вязании крючком.
Практическая работа:
Подбор крючка и ниток для вязания, выполнение расчета петель начального ряда,
ориентировка в раппорте, правила вязания круга, квадрата, использование
рациональных приемов вязания крючком, выполнение ажурных изделий для
украшения интерьера: с образца, по схемам, выполнение зарисовки схем в
тетради, соблюдение правил техники безопасности при работе с крючком.

Тема 5: Лоскутная пластика (6 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития лоскутной техники, материаловедение, шаблоны и выкройки, инструменты и материалы, необходимые для лоскутной техники, правила безопасного труда при работе с иглой, законы подбора тканей для шитья, правила подготовки ткани к работе, алгоритм изготовления орнаментов «шахматная доска» и «шпалы», правила ухода за лоскутными изделиями
Практическая работа:
подготовка ткани к работе, подбор игл для шитья, подбор тканей соответствующей палитры, выполнение изделий в лоскутной технике, оформление работы .


Тема 6: Художественная ручная вышивка (28 ч.)
Изонить (4 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития, инструменты, используемые для выполнения
вышивки в данной технике, техника безопасности при работе с шилом, циркулем,
подбор ниток по цветовой гамме, основные и дополнительные элементы изонити,
технология выполнения нитяной графики.
Практическая работа:
подбор рисунка для изонити и его стилизация, закрепление нити на картоне или
полотне, графическая разметка рисунка на бумаге, выполнение отверстий для
изонити, заполнение угла, круга и т.д.

Вышивка ришелье (4 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития вышивки, инструменты, используемые для выполнения вышивки в данной технике, техника безопасности при работе с иглой,
подбор ниток по цветовой гамме, основные и дополнительные швы и стежки вышивки ришелье, технология выполнения вышивки..

Практическая работа:
подбор эскизного рисунка для вышивки, закрепление нити на ткани, способы перенесение рисунка на полотно, выполнение настила, выполнение вышивки платочка в технике ришелье.
Вышивка лентами (4 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития вышивки, инструменты, используемые для выполнения вышивки в данной технике, технику безопасности при работе с иглой,
подбор тесьмы, лент и ниток по цветовой гамме, основные и дополнительные элементы вышивки лентами, технология выполнения вышивки лентами.
Практическая работа:
подбор рисунка для вышивки и его стилизация, закрепление нити на канве или
полотне, графическая разметка рисунка на ткани, выполнение миниатюр.
Гобеленовая вышивка (6 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития гобеленовой вышивки, назначение и виды гобеленов, виды гобеленовых швов, технология выполнения вышивки гобеленовым стежком (полукрестом), инструменты и материалы, необходимые для вышивки мини-гобеленов, преимущества канвы и канвовой ткани перед обыкновенными неспециализированными тканями, правила подготовки ткани и пасмо ниток к работе.
Практическая работа:
подготовка канвовой ткани к работе, подбор игл для вышивки, подбор схемы и соответствующей нитяной палитры, выполнение вышивки по схеме, оформление работы в рамку.

Вышивка крестом (10 ч.)
Теоретические сведения:
вышивка крестом, ее сходство и отличия от гобеленовой, традиции вышивки
крестом, технологические особенности выполнения двойного болгарского
креста.
Практическая работа:
подбор нитки и иголки для вышивки крестом, подготовка ткани к работе,
выполнение расчета композиционного центра вышивки, подбор схемы и цветовой
палитры нитей, выполнение вышивки простым крестом, чтение ч/б и цветных схем для вышивки и ориентировка в них, выполнение вышивки миниатюры для выставки .
Тема 7: Бисероплетение (8 ч.)
Теоретические сведения:
история возникновения и развития бисероплетения, правила безопасного труда
при работе кусачиками, круглогубцами, ножницами, правила организации
рабочего места, классификация размера бисера, стекляруса, медной проволоки и
лески, виды и способы плетения на капроновой нити или леске, свойства цвета:
цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность; взаимодействие цвета,
теплые, холодные, хроматические и ахроматические.
Практическая работа:
организация своего рабочего место, работа по схемам, подбор бисера по цвету в
соответствии с законами цветоведения, наращивание проволоки при её
завершении или обрыве, плетение на проволоке.


Тема 8:. Активный отдых. Поход выходного дня

Раздел 9: Итоговая годовая выставка работ учащихся (2 ч.)
«Вот как мы умеем!»
Теоретические сведения:
требования к подготовке и проведению полугодовой выставки их работ.
Практическая работа:
оформление выставки декоративно-прикладного творчества.
IV. Методическое обеспечение

Тема 1: Вводное занятие. Организация занятий. Техника безопасности.
Члены клуба должны знать:
- традиции ЦЦТ, кружка.
-правила поведения при чрезвычайных ситуациях;
-правила техники безопасности при работе с предметами и инструментами;
-план эвакуации из здания.
Члены клуба должны уметь:
- правильно и быстро покинуть здание; -оказать первую медицинскую помощь.
Формы проведения занятия: -экскурсия по ЦДТ;
-практикум (эвакуация из здания); -игры на знакомство.
Формы проведения контроля: эвакуация детей из здания.
Методы, по средствам обучения используемые на занятии: -рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация поделок курса




Тема 2: Экскурсия в городской музей
Уч-ся должны:
проявлять интерес к картинам, изделиям народных художественных промыслов, уважительно относится к труду мастеров – носителей традиций
Формы проведения занятия:
-экскурсия
Методы, используемые на экскурсии:
-рассказ, беседа, показ, демонстрация
Формы проведения контроля знаний после экскурсии:
тест-викторина.
Тема 3: Ручное ковроделие

Уч-ся должны знать:
историю ремесла, технологическую последовательность выполнения работы, виды орнаментов, законы композиции, увеличения и уменьшения рисунка для вышивки, содержание понятие «растровая сетка», способы нанесения контурного рисунка на основу (мешковину), правила пользования иглой для ручного ковроделия, свойства используемых для работы материалов (мешковины, ниток, клея), способы исправления допущенного при работе над ковровым панно брака, правила организации рабочего места.
Уч-ся должны уметь:
увеличивать и уменьшать технические рисунки для ручного ковроделия, рисовать эскиз в цвете подбирать цветовую палитру ниток для работы, ориентируясь на цветовую палитру эскиза, заправлять иглу для ручного ковроделия, пользоваться ею, натягивать основу (мешковину) на подрамник или пяльцы, наносить контурный рисунок на основу-мешковину и выполнять его вышивку, заполнять цветные участки панно, регулировать ворс коврового изделия, производить термическую обработку края изделия, закреплять клеевым раствором ковровое панно или мини-гобелен.

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация, тест-игра;
-моделирование;
-практическая работа.

Тема 4: Вязание крючком
Уч-ся должны знать:
историю возникновения и развития вязания крючком, классификацию вязания на:
ажурное, филейное; инструменты и материалы, необходимые для вязания крючком, основные элементов вязания крючком, приемы образования первоначальной петли, способы вязания воздушных петель и цепочки, а также различных столбиков (соединительных, без накида, с накидом и т.д.), условные обозначения для схем, ориентироваться в раппорте, правила
вязания круга, квадрата, изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от
изменения способа вывязывания одних и тех же элементов; организацию рабочего места и правила по технике безопасности при вязании крючком.
Уч-ся должны уметь:
правильно подбирать готовые нитки или подготовить бывшую в употреблении
пряжу к работе, подобрать крючок для вязания, производить расчет петель
начального ряда, использовать рациональных приемов вязания крючком,
выполнять ажурные изделия для украшения интерьера: с образца, схемам,
выполнять зарисовку схем в тетрадях, соблюдать правила техники безопасности
при работе с крючком.
Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа по схемам и образцам;
-выставка работ.
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-практическая работа.


Тема 5: Лоскутная пластика
Уч-ся должны знать:
историю возникновения и развития лоскутной техники, материаловедение, правила изготовления шаблонов и выкроек, инструменты и материалы, необходимые для лоскутной техники, правила безопасного труда при работе с иглой и утюгом, законы подбора тканей для шитья, правила подготовки ткани к работе, алгоритм изготовления орнаментов «шахматная доска» и «шпалы», правила ухода за лоскутными изделиями




Уч-ся должны уметь:
подготовка ткани к работе, подбор игл для шитья, подбор тканей соответствующей палитры, выполнение изделий в лоскутной технике, оформление работы

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-моделирование;
-практическая работа.

Тема 6: Художественная ручная вышивка
Изонить (нитяная графика)
Уч-ся должны знать:
определение изонити, историю возникновения и развития, инструменты,
используемые для выполнения вышивки в данной технике, технику безопасности
при работе с шилом, циркулем, подбирать нитки по цветовой гамме, знать
основные и дополнительные элементы изонити, технологию вышивки.
Уч-ся должны уметь:
закреплять нить на картоне и полотне, самостоятельно разрабатывать эскизные рисунки, производить графическую разметку рисунка на бумаге, и ткани, выяснить способы выполнения отверстий для изонити, последовательно выполнять заполнение угла, круга и т.д., соблюдать правила безопасного труда.

-выставка работ.
Методы, используемые на занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий и итоговый инструктажи;

- поисковый метод,
- проблемные ситуации;
-демонстрация готовых изделий, выполненных в данной технике;
-практическая работа.

Формы проведения занятий:
-практикум,
Формы проведения контроля:
-практическая работа по трафаретам
Вышивка ришелье
Уч-ся должны знать:
историю возникновения и развития вышивки, технику безопасности при работе с иглой, законы цветоведения, швы и стежки вышивки ришелье, технологию выполнения вышивки.
Уч-ся должны уметь:
закреплять нить на ткани, переносить рисунок на полотно, выполнять настил, петельный стежок, бриды.

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-практическая работа.

Вышивка лентами
Уч-ся должны знать:
правила подбора тесьмы, лент и ниток по цветовой гамме, основные и дополнительные элементы вышивки лентами, технология выполнения вышивки лентами.
Уч-ся должны уметь:
подбор рисунка для вышивки и его стилизация, закрепление нити на канве или
полотне, графическая разметка рисунка на ткани, выполнение миниатюр.

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике,
их анализ;
-практическая работа.
Гобеленовая вышивка
Уч-ся должны знать:
историю возникновения гобеленов, традиции гобеленовой вышивки, способы выполнения, виды гобеленовых стежков
Уч-ся должны уметь:
подбирать нитки и иголки для вышивки, подготавливать ткань к работе,
производить расчет композиционного центра вышивки, натягивать ее на пяльцы,
правильно подбирать цветовую палитру нитей, выполнять вышивку простым
крестом с права на лево и с лева на право, читать черно-белые и цветные схемы для вышивки и ориентироваться в них при выполнении миниатюры для выставки, оформлять готовую работу.
Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-практическая работа.

Вышивка крестом
Уч-ся должны знать:
традиции вышивки крестом, технологические особенности счетной вышивки, выполнения двойного болгарского креста.

Уч-ся должны уметь:
производить расчет композиционного центра вышивки, натягивать ее на пяльцы,
правильно подбирать цветовую палитру нитей, выполнять вышивку простым
крестом, читать ч/б и цветные схемы для вышивки и ориентироваться в них, выполняя вышивку миниатюры для выставки, оформлять готовую работу.

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-практическая работа.

Тема 7: Бисероплетение
Уч-ся должны знать:
историю возникновения и развития бисероплетения, инструменты, материалы, необходимыми для бисероплетения, правила по ТБ при работе кусачиками, круглогубцами, ножницами, правила организации рабочего места, виды и способы плетения, свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность; взаимодействие цвета, теплые, холодные, хроматические и ахроматические.
Уч-ся должны уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, работать по схемам, подбирать
бисер по цвету в соответствии с законами цветоведения, подплетать новую проволоку при её завершении или обрыве, наращивать леску в аналогичных случаях, выполнять плетение на проволоке.

Формы проведения занятий:
-практикум
Формы проведения контроля:
-практическая работа;
-выставка работ
Методы, используемые на
занятиях:
-рассказ, показ, беседа, вводный, текущий
и итоговый инструктажи;
-демонстрация готовых изделий,
выполненных в данной технике;
-практическая работа.

Тема 8: Активный отдых: поход выходного дня
Уч-ся должны знать: правила поведения в лесу.
Уч-ся должны: в любую минуту быть готовыми прийти друг другу на помощь
Формы проведения:
-экскурсия в лес

Методы, используемые в походе:
-рассказ, показ, беседа, игровая деятельность;

Раздел 9: Итоговая годовая выставка работ учащихся «Вот как мы умеем!»
Уч-ся должны знать:
требования к подготовке и проведению полугодовой выставки их работ. Уч-ся должны уметь:
-оформлять выставку декоративно-прикладного творчества, правильно выполнить подпись этикеток для работ: названий экспонатов и фамилий, имён и отчеств авторов, возраста и т.д.



















Формы оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий и итоговый контроль.
Специфика клубной деятельности предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Важно включить в себя эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса. Успех педагогического контроля организационных и педагогических приёмов и средств, грамотного выбора форм.
Одной из форм контроля является выставка - итоговая форма контроля, осуществляется с целью определения уровня усвоения знаний и достигнутого уровня мастерства, техники исполнения элементов творческих проектов, а так же с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.
Игры - развивающие, познавательные способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения. Содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности учащихся.
Качество усвоения может быть объективно оценено с помощью тестов или тест-игры. В данной программе предлагается использовать тесты 1 уровня (тесты на опознание, различие и классификацию изученных объектов) и 2 уровня (тест-подстановка, конструктивный тест, тест типовая задача).
Способы контроля за результативностью образовательной деятельности в клубе «Рукодельница»
Одним из условий прочного усвоения знаний является контроль за их состоянием. Это показывает не только практика обучения, но и психолого -педагогическая научная основа. Если контроль знаний методически продуман, проводится в необычной, ненавязчивой форме, содержит элементы игры, то он гораздо эффективнее. В связи с этим педагог применят разные формы проверки знаний, которые направлены на выявление и закрепление знаний учащихся, и способствуют их развитию, особенно умственному.

Педагог может предложить учащимся задания, решение которых предусматривает перенос знаний из одной ситуации в другую. Такие задачи решаются коллективно в форме специально организованной дискуссии.
Дискуссия на занятиях в объединении - это деловое общение. В процессе дискуссии результат каждого участника вносится в общую копилку. Это создает благоприятную атмосферу занятиям, вследствие
этого ученики чувствуют уверенность в своих знаниях и закрепляют интерес к занятиям в объединении.
Дискуссия учит членов клуба:
обосновывать свои предложения;
отвергать неверные предположения;
в разговоре использовать специальную терминологию, которая вводилась на занятиях.
Кроме этого, на занятиях клуба закрепление и контроль знаний целесообразно проводить в занимательной игровой форме, организуя конкурсы, игры «Поле чудес» (как вид тестирования), тестирование как самостоятельный вид контроля, а также викторины, праздники.
После прохождения каждой темы детям можно предложить детям дома самостоятельно выполнить изделие и внести в ее изготовление элементы новизны и творчества.
Одной из форм контроля умений и навыков членов клуба является участие их в тематических выставках, которые педагог вправе устраивать по своему усмотрению (в конце прохождения темы, к праздникам и знаменательным датам, в конце учебного года с целью подведения итогов работы и др.). Такие выставки являются средством информации о деятельности кружка.
Кроме этого программой предусмотрены такие виды закрепления и проверки знаний, умений и навыков учащихся, как:
индивидуальная и фронтальная беседы;
игра, тест-игра;
самостоятельная работа и работа под руководством педагога.
Любые способы контроля результативности образовательной деятельности учащихся занимающихся в объединении должны носить ненавязчивый характер, способствовать созданию в нем атмосферы доброжелательности, творческого поиска - это требует от педагога, руководителя объединения, постоянного повышения педагогического мастерства и профессиональной квалификации.
V. Список литературы,
рекомендуемой для занятий клуба
«Рукодельница»:
1.Максимова М.В « Азбука вязания» М.,-1993г.
2. Синица Н. В. «Школьный практикум», Брянск -2000г.
3. Нагибина М.И « Чудеса из ткани» - Ярославль Академия,К-2000г.
4. Хворостухина С.А. «Золотая книга рукоделия», М.: Изд. «Вече», 2002 г. 5.Попившая С. «Искусство вышивки», С-П.: Академия «Умелые руки»
6. Учебное пособие «Трудовое обучение и домоводство, С-П., 1998. 7.«Домоводство», М.-1957.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», М. «Просвещение», 1986.
Журналы «Анна» и «Лена» (номера разных лет).

Журналы «Чудесные мгновения» и «Вышитые картины» (номера разных лет).
Якимовская Л.В., А.А. Свиридова, В.С.Шачакина, «Уроки бисероплетения» - Изд. Корона принт Велена, Санкт-Петербург, 1999 г, 191с.
Виноградова Е. «Браслеты из бисера и шнура», М.: Изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 1999, 110с.
«Фигурки из бисера» Изд. «Культура и традиции, М.,2003г.

















Девиз клуба: «Не учись безделью, учись рукоделию!»

Цель: организация содружества и сотворчества детей и взрослых в результате деятельности на занятиях клуба:
педагог - ребёнок – родитель, педагог – родитель - ребёнок.

Участники клуба: дети и их родители

Основные принципы деятельности:

Принцип равноправия: все члены клуба обладают равными правами.
Принцип добровольности: вступление в клуб происходит на добровольной основе.
Принцип взаимопомощи: готовность прийти друг другу на помощь.

Права членов клуба:
Член клуба имеет право проявлять активность в организации работа клуба.
Член клуба имеет право принимать участие в планировании работы клуба.
Право на уважение своего человеческого достоинства.

Член клуба обязан:
Принимать активное участие в работе клуба.
Заботится о поддержании традиций клуба.
Достойно, культурно вести себя.
Уважать достоинство другого человека.

V. Заповеди членов клуба:
Терпение и труд всё перетрут!
Если долго мучиться, конечно, всё получится!
Сделал сам – помоги товарищу!

VI. Основные направления деятельности.
Приобщение к рукоделию и детей, и их родителей.
Создание атмосферы творческого подъема, благоприятного климата в клубе.
Воспитание творческого и дружного коллектива.

VII. Традиции клуба:
Участие в выставках декоративно-прикладной направленности.
Взаимообмен информационными носителями: книгами по рукоделию, схемами, журналами и т.п.
Изучение исторических фактов различных рукоделий.