РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности младших школьников кружка « Рукодельница »


Пояснительная записка
Программа «Художественное творчество: кружок Рукодельница» разработана на основе программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ/ сост.Е.Н.Петрова. -2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012. – 176с., для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. рассчитана на (4) года занятий, объемом в (135) часов, 1 час в неделю.
Класс Кол-во часов Аудиторные Внеаудиторные
1 класс 33 часа 33 часа -
2 класс 34часов 34 часа -
3 класс 34часов 34 часа -
4 класс 34часов 34 часа -
Занятия в разновозрастных группах (кружке) проводится одновременно для всех возрастных групп учащихся в соответствии с календарно-тематическим планированием для этого возраста.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия автора Т.Н. Просняковой.
Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»;
Рабочие тетради: «Школа волшебников», 1 класс; «Волшебные секреты», 2 класс;
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Эти пособия можно использовать как логическое продолжение основного курса «Технология» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Также они могут быть использованы и учащимися, занимающимися по другим программам.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Художественное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Система развивающего обучения Л.В. Занкова, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделав это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей.
Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком , литературным чтением и изобразительным искусством. В данных пособиях предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, с интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решить ряд дидактических и развивающих задач:
1. Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.
2. В конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.
3. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.
4. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Это своеобразное «Прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.
5. Тетрадь снабжена листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани), позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» вся посвящена работе с одной техникой – конструированию из модулей, сложенной в технике оригами. Эта техника несёт большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа дополнена заданиями информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички - на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru, посвящённом предметной области Технология.
Содержание программы представлено на 33 часа в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах каждом учебном году (1-4 классы). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Пояснительная записка
Программа «Художественное творчество: кружок Рукодельница» разработана на основе программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ/ сост.Е.Н.Петрова. -2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012. – 176с., для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. рассчитана на (4) года занятий, объемом в (135) часов, 1 час в неделю.
Учитывая особенности школы, занятия проводятся в разновозрастных группах, по программе для каждого класса. Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Значение данной работы для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цели кружковой работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2 . Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
5.Творческая самореализация обучающихся.
Задачи
Развивающие:
-Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд
-Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся
-Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Обучающие:
-Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-Обучать различным приемам работы с бумагой.
-Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .-Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
-формировать художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
-Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
-Расширять коммуникативные способности детей.
-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:• словесный
(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)• наглядный
(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)• практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:• объяснительно-иллюстративный
(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)• репродуктивный
( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)• частично-поисковый
( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)- исследовательский
(самостоятельная творческая работа учащихся)Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы• групповой – организация работы в группах• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс) Второй уровень результатов
(2-3 класс) Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает : приобретение школьником социальных знаний для устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими сверстниками, учителями.
Предполагает: получение навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; формирование социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); получит возможность чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

получение школьником опыта самостоятельного социального действия; ребёнок может самостоятельно выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; выделять ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими; уметь работать с разнообразными материалами для создания образов посредством различных технологий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок; сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Освоение детьми программы «Художественное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные и метапредметные результаты
результаты формируемые умения средства формирования
личностные У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
o-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в творческом отчете в родительских собраниях, выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Тематический план

Класс Ко-во часов Разделы и темы всего Из них теория Из них практика
1класс
33 часа Аппликация и моделирование. 22 3 19
Работа с пластическими материалами 11 2 9
2 класс 34 часа Модульное оригами. 16 2 14
Секреты бумажного творчества. 18 2 16
3 класс 34 часа Работа с пластическими материалами 11 1 10
Текстильные материалы. 23 5 18
4 класс 34 часа Работа с бумагой и картоном. 23 3 20
Текстильные материалы. 11 1 10
Итого 135 19 106
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п\пТема занятия Дата Примечание
Раздел 1. Аппликация и моделирование (22 часа)
1-4 Аппликация из природных материалов на картоне.
5-8 Аппликация из геометрических фигур. 9-10 Аппликация из пуговиц. 11-12 Мозаика из бисера и пайеток.
13-14 Аппликация из круглых салфеток. 15-16 Динамическая открытка с аппликацией 17-18 Моделирование из бумаги и проволоки 19-22 Выпуклая аппликация. Коллективная работа Раздел 2. Работа с пластическими материалами. (11 часов)
23 Отпечатки на пластилине 24-25 Рисование пластилином 26-27 Обратная мозаика на прозрачной основе 28-29 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе 30-31 Разрезание смешанного пластилина проволокой 32-33 Лепка из теста 2 класс
№ п\пТема занятия Дата Примечание
Раздел 1. Секреты бумажного творчества. (18 часов. )
1-2 Обрывная аппликация 3 Скручивание в жгут. Аппликация 4-5 Скатывание в комок. Мозаика 6 Гофрированный конструктор 7 Моделирование из полос 8-9 Плетение из бумаги. Аппликация 10 Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа 11-12 Мозаика из плоских деталей оригами. 13-14 Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости 15 Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа 16 Оригами из кругов. 17-18 Соединение различных техник в одной работе. Раздел 2. Модульное оригами. (16 часов. )19-20 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. 21-22 Объёмные цветы из модуля «Трилистник» 23-25 Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша» 26-27 Игрушки объёмной формы 28-29 Художественные образы объёмной формы 30-32 Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. 33-34 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 3 класс
№ п\пТема занятия Дата Примечание
Раздел 1. Текстильные материалы (23часа)
1 Аппликация из резаных нитей 2-3 Нитяная бахрома 4-6 Моделирование из помпонов 7-9 Изонит10-12 Аппликация из нитяных валиков 13 Приклеивание ниток по спирали 14 Аппликация из распущенного трикотажа 15 Вышивание по ткани 16 Аппликация из ткани приклеиной на бумаги 17 Аппликация из жатой ткани 18 Аппликация из ткани и ниток 19-23 Шитье по выкройки Раздел 2. Пластические материалы. (11часов)
24-25 Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. 26-27 Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей 28 Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе 29-30 Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито 31-32 Разрезание пластилина, аппликация 33-34 Лепка из теста на каркасе 4 класс
№ п\пТема занятия Дата Примечание
Раздел 1. Работа с бумагой. (23часа)
1 Аппликация с раздвижкой 2-3 Оригами из окрашенной бумаги 4-5 Симметричное силуэтное вырезание 6-7 Транспарантное вырезание 8 Аппликация из рельефной бумаги 9 Коллаж из различных материалов 10-11 Объёмное моделирование из бумаги 12 Объёмные изделия в технике многослойного торцевания 13-14 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе 15-16 Моделирование из фольги 17-18 Веерное гофрирование 19-20 Трубочки из гофрированной бумаги 21 Прорезание канцелярским ножом 22-23 Конструирование игрушки с подвижными деталями Раздел 2. Текстильные материалы (11часов)
24-25 Аппликация из ткани. Петельный шов 26 Аппликация из синтепона со сдвижкой 27-31 Вязание крючком 32-34 Шитьё мягкой игрушки Список литературы
1. «Уроки творчества», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
2. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
3. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Учебник для 1 класса.
4. Уроки труда «Я все умею делать сам», Т. Геронимус5. «Цветы из ткани для любимой мамы»,В.В Шалда.
6. «100 поделок из бумаги», Г.И. Долженко.
7. Подписное издание «Мастерилка», по каталогу УФПС РФ, учредитель издат. дом «Карапуз».
8. Интернет ресурсы.
Содержание курса
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

Работа с бумагой. Тематические беседы, игры, загадки о « волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону.
Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.
Работа с различными тканями. Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Работа с природными материалами. Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

Лепка из солёного теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы.
Изонить. История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Вязание крючком. Ознакомление с технологией вязание крючком. Обучение новым технологиям чтения схем. Изготовления прихватки.
.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Юрьевская общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
« » 2016 г.
Зам. директора по УВР
_______________ УТВЕРЖДАЮ:
ПРИКАЗ № ______
«___» ___________ 2016 г.
Директор школы
_________ И.С. Зверева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности младших школьников
кружка « Рукодельница »
на 2016 – 2017 учебный год
(1-4 класс)