Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов Кружка «Рукодельница»


Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов
Кружка «Рукодельница»
Пояснительная записка.
Занятия внеурочной деятельностью позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Рукодельница» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели внеурочной деятельности:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу -  и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, нитками работа с бисером, и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -10 лет, на 3 года обучения:33 часа в год, 4 часа в месяц.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Программа кружка «Рукодельница»
1 год (33часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк -ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы с инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Тематическое планирование
1 класс
№п/птема Кол-во часов Дата проведения
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. 1ч Работа с бумагой и картоном (8часа). 2. Инструменты и материалы. Материал — бумага 1ч 3. Из истории происхождения  ножниц 1ч 4. Художественное моделирование из бумаги путем склеивания 1ч 5. Изготовление балеринок1ч 6. Вырезание снежинок 1ч 7. Изготовление карнавальных масок 1ч 8. Изготовление карнавальных масок. Продолжение 1ч 9. Изготовление поздравительных открыток (по образцу). 1ч Рукоделие из ниток (6часа)
10. Виды ниток 1ч 11. Подготовка к выполнению аппликации 1ч 12. Аппликация из нитяной крошки 1ч 13. изготовление помпонов 1ч 14. изготовление кисточек 1ч 15. Поделки их помпонов 1ч Работа с тканью (14часа)
16. Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». 1ч 17. Подготовка к выполнению аппликации 1ч 18. Аппликация из ткани 1ч 19. Выполнение шва «вперед иголку». 1ч 20. Изготовление салфетки с бахромой 1ч 21. Изготовление салфетки с бахромой. Продолжение 1ч 22. Знакомство с мягкой игрушкой. 1ч 23-24 Подготовка к пошиву мягкой игрушки. 2ч 25-26. Шитье мягкой игрушки 2ч 27. Из истории лоскутной техники 1ч 28-29 Шитье коврика из лоскутков различной ткани. 2ч Художественное творчество (3часа)
30-32 Художественное творчество 3ч 33 Подведение итогов (1 час).
1ч Содержания программы.
Вводное занятие (1 час).
Знакомство с детьми “Круг общения. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном (8часа).
Инструменты и материалы. Материал — бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. Из истории происхождения  ножниц. Беседа. Художественное моделирование из бумаги путем склеивания. Изготовление игрушек из бумаги. Изготовление балеринок, карнавальных масок. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Рукоделие из ниток (6часа)
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические. Аппликация из нитяной крошки; изготовление помпонов, кисточек; поделки из помпонов.
Работа с тканью (14часов).
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли? Аппликация из ткани. Знакомство с наперстком. Знакомство (практическое) со швом «вперед иголку».
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Знакомство и шитье мягкой игрушки. Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
Художественное творчество (3часа).
Работа по замыслу детей. Выполнение коллективной работы.
Выполнение проекта.
Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов. Выставка
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, переводить рисунки при помощи копировальной бумаги шить стежками «вперед иголку».
2 год обучения (34 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Тематическое планирование.
2 класс
№п/пТема занятия Кол-во часов Дата проведения
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. 1ч Работа с нитками(8часаов).
2. Виды ниток. Техники аппликации 1ч 3. Подготовка к выполнению аппликации 1ч 4. Аппликация из нитяной крошки 1ч 5. Изготовление из ниток новогодних шаров 1ч 6. Изготовление поделок из ниток (цыпленок) 1ч 7. Изготовление поделок из ниток (цыпленок). Продолжение 1ч 8. Вазы из ниток своими руками. 1ч 9. Вазы из ниток 1ч Работа с бумагой и картоном (6 часов).
10. Виды бумаги и картона. 1ч 11. Изготовление коробочек - шкатулок 1ч 12-13 Изготовление шкатулок 1ч 14. Изготовление поздравительных открыток 1ч 15. Вырезание снежинок 1ч Работа с тканью(5часов)
16. Технология выполнения аппликации. Аппликация из ткани 1ч 17. Аппликация из ткани 1ч 18. Знакомство со швами «потайной шов». 1ч 19. Шитье мягкой игрушки. 1ч 20. Изготовление сувениров из ткани и меха.
1ч Работа с бисером (5часов).
21. История бисера. Подготовка к работе 1ч 22. Пробные плетения 1ч 23. Плетение браслетов – «фенечек» 1ч 24. Плетение зверюшек из бисера 1ч 25. Параллельное плетение 1ч Вязание крючком (4часа)
26. Сведения из истории вязания. 1ч 27. Вязание воздушных петель. 1ч 28-29. Составление композиции. 1ч Художественное творчество(4часа)
30. Художественное творчество. 1ч 31. Выполнение коллективной работы 1ч 32-33 Выполнение проекта 2ч 34. Подведение итогов 1ч
Содержания программы.
Вводное занятие (1час).
Повторение материалов 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с нитками (8часа).
Повторение: виды ниток; техники аппликации. Аппликация из нитяной крошки. Изготовление из ниток новогодних шаров, поделок из ниток (цыпленок), ваз из ниток своими руками.
Работа с бумагой и картоном (5 часа).
Виды бумаги и картона. Изготовление коробочек - шкатулок. Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. Вырезание снежинок.
Работа с тканью (5)
Технология выполнения аппликации. Аппликация из ткани Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Из истории мягкой игрушки. Шитье мягкой игрушки. Изготовление сувениров из ткани и меха.
Работа с бисером (5часов).
История бисера, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения, украшенные бисером. Плетение колец и браслетов – «фенечек» зверюшек из бисера.
Вязание крючком (4часа)
Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.
Игольница “Грибок”, “Ромашка”.
Вязание игрушек-сувениров.
Художественное творчество (4часа).
Выполнение коллективной работы. Работа по замыслу детей.
Выполнение проекта
Подведение итогов (1 час). Подведение итогов. Выставка
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: 
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
3 класс(34 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в де талях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
Тематическое планирование.
3класс
№п/пТема занятия Кол-во часов Дата проведения
1. Вводное занятие. Техника безопас-ности на занятиях. 1ч Работа с бисером (9часов).
2. Подготовка к работе 1ч 3. Полезные советы; материалы и инструменты 1ч 4. Работа по схемам 1ч 5-6 Чтение схем. Работа по схемам. 2ч 7-8 Плетение брелков, кулонов 2ч 9-10 Ажурные браслеты, кулонов 2ч Работа с бумагой и картоном (6 часа).
11-12 Изготовление игрушек-сувениров 2ч 13-14 Аппликация по желанию детей. 2ч 15-16 Изготовление открыток 2ч Работа с тканью, мехом (6часа).
17-18. Знакомство со швами «крестик», «узелок 2ч 19-20. Шитье мягкой игрушки 2ч 21-22. Изготовление игрушек-сувениров. 2ч Вязание крючком (7часов)
23. История вязания. Воздушная петля, 24. Основные приемы вязания крючком 1ч 25. Фрагменты вязания 1ч 26-27. Прибавление и убавление столбиков 2ч 28-29. Круг, овал, вязание многоугольников 2ч Художественное творчество (4часа).
30. Выполнение проекта 1ч 31. Работа по замыслу детей 1ч 32-33 Выполнение коллективной работы. 2ч 34. Подведение итогов 1ч
Содержания программы.
Вводное занятие (1 час).
Повторение материалов 2-го года обучения, знакомство с программой 3-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с бисером (9 часов).
Беседа “Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Работа со схемам (изучение знаков, условных обозначений). Плетение брошек (работа по схемам). Плетение брелков, кулонов. Ажурные браслеты. Цветочные фантазии Коллективная работа. Композиция из цветов.
Работа с бумагой и картоном (6 часа).
Изготовление игрушек-сувениров. Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями). Аппликация по желанию детей.
Работа с тканью, мехом (6 часа).
Знакомство с профессией портной. Знакомство со швами «крестик», «узелок». Шитье мягкой игрушки. Изготовление сувениров.
Вязание крючком (7часов)
Вводное занятие. История вязания. Образцы пряжи, крючков, изделий. Основные приемы вязания крючком. Воздушная петля, полустолбик. Фрагменты вязания. Прибавление и убавление столбиков. Круг, овал, вязание многоугольников.
Художественное творчество (4часа).
Работа по замыслу детей. Выполнение коллективной работы.
Выполнение проекта. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего»
Подведение итогов (1 час).
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение бисера в окружающем мире.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя различный материал;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Тематическое планирование.
4класс(34 часа)
№п/пТема занятия Кол-во часов Дата проведения
1. Вводное занятие. Техника безопас-ности на занятиях. 1ч Работа с бисером (15часов).
2. Подготовка к работе 1ч 3. Традиционные виды плетения 1ч 4. Цветы из бисера 1ч 5 Выбор схемы для плетения цветов 1 6-7 Методы параллельного плетения на проволоке 2ч 8. Интересные игрушки 1ч 9-10. Выбор схем для плетения игрушек 2ч 11-12. Миниатюрные деревья из бисера 2ч 13-14. Плетение веточек 2ч 15-16. Сборка деревьев 2 Работа с бумагой и картоном (2 часа).
17-18. Изготовление открыток 2ч Работа с тканью, мехом (5часа).
19. Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
1ч 20-21. Шитье из лоскутков различной ткани.
2ч 22-23. Шитье мягкой игрушки. 2ч Вязание крючком (6часов)
24. Вязание крючком 1 25. Основные приемы вязания крючком 1ч 26-27 Вязание полотна 2ч 28-29 Оформление изделия 2ч Художественное творчество (4часа).
30. Выполнение проекта 1 31. Работа по замыслу детей 1 32-33. Выполнение коллективной работы. 2 34. Подведение итогов 1ч
Содержания программы.
Вводное занятие (1 час).
Повторение материалов 3-го года обучения, знакомство с программой 3-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с бисером (15часов).
Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места .Цветы из бисера Цветы на длинном прямостоящем стебле. Изготовление листьев, лепестков. Завершение работы над цветком. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой.Цветущая веточка из бисера. Незабудка. Ромашка. Мак полевой. Композиция из бисерных цветов на природной основе
Интересные игрушки Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Изготовление изделий методом параллельного низания. Лягушка, Краб, Рыбка, Бабочки, Черепаха Изготовление украшений из бисера Закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. Миниатюрные деревья из бисера .Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Коллективная работа. Цветочные фантазии . Миниатюрные деревья
Работа с бумагой и картоном (2 часа).
Изготовление открыток . Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями). Аппликация по желанию детей.
Работа с тканью, мехом (5 часа).
Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Знакомство со швами «сметочный шов». Шитье из лоскутков различной ткани.
Шитье мягкой игрушки. Изготовление сувениров.
Вязание крючком (6часов)
Вводное занятие. История вязания. Образцы пряжи, крючков, изделий. Основные приемы вязания крючком. Воздушная петля, полустолбик. Фрагменты вязания. Прибавление и убавление столбиков. Круг, овал, вязание многоугольников.
Художественное творчество (4часа).
Работа по замыслу детей. Выполнение коллективной работы.
Выполнение проекта. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего»
Подведение итогов (1 час).
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение бисера;
применение вышивки;
способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике
контролировать правильность выполнения работы.
Список литературы
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”