Доклад: Нравственно — эстетическое воспитание в процессе творческого труда


Доклад
ТЕМА: НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ
ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА
Автор: Рубайло Татьяна Александровна
Нельзя сводить духовный мир маленького человечка к ученью. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
В. Сухомлинский.

Как известно, эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности. Особое место в составе нравственно-эстетического воспитания занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружающей действительности и отношений между людьми.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса , в первую очередь с нравственным воспитанием и как бы пронизывает их, предопределяя их эффективность за счет целенаправленности процесса формирования у детей развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное и гармонною в окружающем мире. Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте, педагог дополнительного образования должен передать это детям, знакомя их с различными видами народного искусства.
Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами
природы, искусства, труда и через общение. Система дополнительного образование является мощным средством, способствующим нравственно- эстетическому развитию личности ребенка, необходимым условием для его самореализации. Требует осмысления целей, путей, форм и методов ее совершенствования и развития. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. Поэтому возникает необходимость в познании законно - мерностей художественно - творческой деятельности детей при обучении и воспитании в системе дополнительного образования и совершенствование через все виды деятельности . Обучение детей творческой деятельности происходит в кружках, студиях, секциях и т.д. является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических и художественных вкусов. Все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, помогает вывести ее на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самосовершенствования.
Больше возможностей при обучении в этом направлении у дополнительного образования. Изучение этих предметов способствует эстетическому развитию детей через создание выразительных образов, возможностей различных стилизаций, созданию своих творческих работ.
Художественное воплощение идеи при работе в кружках, студиях формирует умение и навыки в работе с материалом, инструментами дозволяет совершенствовать творческие способности, пространственное представление и творческое воображение. Преподаватель дополнительного образования призван помочь учащимся освоить способы творческой деятельности в той или иной области как средство выражения своего отношения к миру. Он призван научить восприятию искусства своих учеников, воспитать их визуальную культуру, то есть помочь осознать себя как участника и источник формирования духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.
Недостаточный уровень эстетических культур, засилье в средствах массовой информации продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных подростков. Значительными возможностями в решении задач нравственно- эстетического воспитания детей обладает система дополнительного образования, основными функциями которой является культурообразующая и личностнопорождающая. В сфере дополнительного образования, ребенок осознавая себя как личность способен преобразовать мир по законам Добра, Красоты и Истины. Основной смысл с культурологических позиций это переход от идеи «технообразованного» человека к идее «человека культуры». Это обусловило возможность решения проблем нравственно - эстетического воспитания.
Все формы нравственно-эстетического воспитания достигают эффективности при создании условий, среди которых важное место занимают следующие:
- создание культурно-эстетической воспитательной среды, базирующейся на принципах, мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности;
- разработка и реализация разноуровневых образовательных программ, позволяющих включить воспитанника в ситуации нравственно-эстетического выбора на основе диалога, сотрудничества с педагогами и сверстниками ;- взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи.
Родители, разделяя интересы, увлечения и потребности ребенка, поддерживая его в творческой деятельности, тем самым укрепляют семейные связи, в которых позитивно развиваются детско-родительские отношения, что оказывает существенное влияние на духовность, нравственность и воспитанность подростка .
Что могут дать занятия в кружке:
На первом занятии показываешь детям фотографии и иллюстрации из книг изделий известных народных мастеров. Но их это ни чуть не волнует.
ЦЕЛЬ наша - увлечь не достигла успеха .А теперь посмотрите настоящую работу выполненную своими руками.
Пропильная резьба (с помощью лобзика ) придает деревянному изделию тонкое изящество линий, ажурность. Этот вид резьбы могут вполне освоить даже младшие школьники
Вырезав, к примеру ,одну запятую, мастер добавлял к ней еще одну - получался простой узор, дорисовал сверху или снизу еще запятые- получался более сложный ажурный рисунок. Школьника ожили, у них проявилось искреннее любопытство. Только после этого мы приступили к работе. Важное воспитательное значение в работе кружка имеют выставки, конкурсы художественных работ детей .
Чем больше давать ребятам свободы в творчестве, тем лучше будет результат.
Занятия в кружке представляют большие возможности для профессиональной ориентации.
Эстетическое образование, приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.