Статья Нравственно-духовное и эстетическое воспитание младших школьников

МБОУ Лицей №7 г.Саяногорска









Нравственно-духовное и эстетическое воспитание школьников.








Авторы: учитель начальных классов Савилова С.Г.
учитель начальных классов Сухачева О.Д.
учитель начальных классов Бибишева Т.М.






Саяногорск , 2014

Большинство детей, помимо семьи, получает нравственное воспитание в детском саду и уже после этого идут в первый класс, где продолжается нравственное воспитание школьников. У детей уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения.
В школе круг общения детей и их обязанностей значительно расширяется. Основной деятельностью для них становится учеба. В школе детям приходится заново выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Осознание важности новой для ребенка деятельности, психологическая его готовность к школьному обучению ложится в основу готовности школьника добросовестно выполнять новые требования взрослых и составляет основу духовно-нравственного воспитания школьников.
Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию детей и эстетическому воспитанию школьников, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей учащихся.Создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся.
Изучая, познавая традиционную культуру народа, необходимо не потерять нити, связывающие прошлое с настоящим и будущим, так как мы - современное поколение людей -являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нам нашими предками. Знание истоков отечественной культуры своего народа помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных народов.
Ведущую роль в реализации программы духовно-нравственного воспитания играет образовательный процесс, строящийся на принципе творческой активности, в процессе которого формируются универсальные учебные действия. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам и религиозным традициям многонационального народа России. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Воспитательные мероприятия планируются по всем направлениям с учетом возрастных особенностей обучающихся. К их проведению привлекаются родители учащихся, педагоги дополнительного образования, по необходимости представители учреждений культуры и спорта, средств массовой информации.
Воспитательный процесс реализуется через системно-деятельностный подход, который позволяет интегрировать различные виды деятельности, в которые включен младший школьник. Преобразование знаний о ценностях, идеалах, нравственных установок, моральных норм в реально действующие смыслообразующие мотивы поведения происходит через собственную деятельность ребенка, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками.
Как работает механизм по формированию нравственного, духовного и эстетического воспитания в нашем лицее? С 2010 года наш лицей реализует программу духовно-нравственного воспитания развития и социализации учащихся 1-4 классов « Я - гражданин своей страны».Внеурочная деятельность организована по направлениям : духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Кружки данных направлений: «Я- гражданин России», «Родничок», «Мой край»,«Веселая кисточка»,«Хор»,«Вокальная студия»,«Театральная мастерская». Программа каждого кружка направлена на формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В каждой параллели начальных классов организуется внеклассное мероприятие отражающее определенную тематику. Материал разбит на части. Каждый класс готовит свою микротему - станцию. 1-е классы в силу своих возрастных особенностей являются зрителями и слушателями. Начиная со 2-го класса дети, включены в практическую деятельность.
Предлагаем познакомиться с системой данной работы на примере нашей параллели (набор детей 2011-12г) Когда мы были первоклассниками учащиеся 4-х классов организовали для нас внеклассное мероприятие « Ай, да Масленица!». Мероприятие проходило в актовом зале. Дети знакомились с фольклором (песнями, плясками, прибаутками, закличками, русскими народными играми).
В 2012-13 учебном году наши дети перешли во 2 класс и сами приняли участие в организации и проведении внеклассного мероприятия « Как хлеб на стол пришел».
Наблюдая за детьми, мы неоднократно замечали, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Мы решили привлечь внимание к этой проблеме детей и родителей. И попытались исправить возникшую ситуацию, поставили цель, задачи, направили на творческий поиск.
Цели: знакомство с этапами прихода хлеба на стол и расширение знаний о пользе хлеба.
Задачи:
1) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»; 2) расширить знания о ценности хлеба, о труде хлебороба;
3) воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу,
4) познакомить с видами хлеба в разных странах; 5) рассказать о народных традициях и обычаях. 6)затронуть через эмоциональную сферу душевные струны.
Каждый 2 класс подготовил свою станцию:
1.Посевная ( посмотрели, как вручную сеяли хлеб на Руси; узнали кто и с помощью какой техники сеют зерновые в современном мире; подготовили образцы злаковых культур)
2.Нива (узнали о разнообразии зерновых культур, на вкус определяли разницу разных видов муки и круп в готовой выпечке)
3.Мельница ( дети исследовали работу мельницы; толкли зернышки в муку; узнали о муке разного помола; сортах муки)
4.Пекарня (узнали о хлебе разных стран и подготовили памятку об этом; сами лепили из теста различные изделия; пробовали выпечку наших мам)
5.Фольклорная ( разучивали, пели русские народные песни, водили хоровод) Данное воспитательное мероприятие было проведено в форме игры-путешествия, что помогло развитию чувства бережливого отношения к хлебу, к труду хлебороба, мельника, пекаря, патриотизма у детей, помогло сплотить ребят в общем деле. Игра была построена последовательно и логично. Была предъявлена тема, выявлены знания детей по затрагиваемой проблеме, новая информация была изложена поступенчато, в результате подытожены этапы долгого, трудного пути появления хлеба на нашем столе, его разновидностях, сил вложенного в него. Знания о ценности хлеба были расширены. В ходе мероприятия, осуществлялось формирование всех видов учебных универсальных действий.
Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях народов России. В результате опроса, проведенного в нашей школе, о том, какие проблемы волнуют подростков, мы выяснили, что вопросы межэтнического общения стоят на одном из последних мест. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы может сделать для поддержания имиджа России, как страны, в котором веками дружно живут народы более ста национальностей, большинство из которых являются коренными?
Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы решили собрать материал о культуре и традициях нашего края, который поможет всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу в 2013-14уч.году с учащимися 3-х классов - подготовили внеклассное мероприятие «Территория дружбы».
Содержание, виды и формы деятельности учащихся конкретизируются в соответствии с темой и целью планируемого мероприятия. В процессе взаимодействия со всеми участниками воспитательного процесса определяются задачи и пути их реализации.
Мероприятия, проводимые в форме проекта обеспечивают интенсивное погружение обучающихся в информационное пространство, которое создается всеми участниками образовательного процесса. Вопросы по теме предстоящего мероприятия предварительно рассматриваются на уроках, через чтение дополнительной литературы, организованные выставки, плакаты, раздаточный материал, передачи жизненного опыта членов семьи и т.п.. Совместная проектная деятельность способствует более эффективной социальной адаптации учащихся, развитию и поддержке творческих способностей, формированию дружеских партнерских взаимоотношений.
Цели:
Воспитывать учащихся в духе толерантности, повышения культуры межнационального общения.
Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства народов России;
Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
Задачи:
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
Изучение истории, культуры и обычаев народов России;
Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родной республики;
Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
Организация совместной деятельности родителей и детей;
Формирование навыков поисково - исследовательской деятельности учащихся.

Каждый 3 класс подготовил свою станцию:
1.Жилища народов России (дети в костюмах народов России рассказывали о жилищах разных народов);
2.Национальная кухня (познакомили с историей возникновения традиционных национальных блюд и с особенностями приготовления);
3.Музыкальные народные инструменты (дети имели возможность узнать о народных инструментах и поиграть на них);
4.Народный костюм ( познакомились с народными костюмами и элементами костюма);
5. Народные промыслы ( познакомились с народными промыслами).
Дети с энтузиазмом отнеслись и проявили большой интерес к рассматриваемой теме: задавали вопросы, отвечали, активно принимали участие в поиске информации, костюмов, рецептов блюд, музыкальных инструментов, предметов быта; исследовали, выясняли, делились новым. В процессе подготовки дети учились вести диалог, координировать свои действия, сотрудничать. С точки зрения достижения планируемых результатов наши мероприятия способствовали решению задач и личностного развития учащихся: активности, ответственности, самоконтролю, самодисциплине, умению делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, стремлению к взаимопониманию, согласию.
Таким образом связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей мы обеспечиваем в общеобразовательном учреждении единое образовательное и воспитательное пространство. Мы полагаем, что любой учитель через данные мероприятия сделает огромный вклад в душу ребенка. Так как через сочувствие, сопереживание мы учим их понять другого человека. Приобщив ребят к истокам нашей культуры, обычаям, особенностям, мы провозглашаем идеи дружбы, взаимопомощи, поддержки и сотрудничества.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

.



































15