Публикация Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Гусаркова Т. А.
Е-mail: gu1476@mail.ru

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

На современном этапе развития общества особенно важным становится вопрос нравственно-эстетического развития личности. В настоящее время ребенок развивается в сложных социальных условиях, характеризующихся возрастанием влияния средств массовой информации. Перед педагогами стоит задача формирования правильных ориентиров младших школьников. Задача развития художественного вкуса младших школьников, способность отличать прекрасное от безобразного становится особенно актуальной. Дополнительное образование на данном этапе развития общества, дающее возможности для постоянного совершенствования методов и форм обучения, приобретает черты важнейшей составной части системы образования в России.
Задача эстетического развития детей средствами декоративно-прикладного искусства должна заключаться в том, чтобы развивать необходимые способности учащихся: воображение, эмоциональную отзывчивость, формировать потребности в творчестве и общении с искусством. Показателем эстетического развития детей в процессе обучения декоративной деятельности является степень развития способностей к восприятию и оценке произведений искусства.
Развитие в младшем школьном возрасте понимания образного содержания произведения искусства непосредственно зависит от условий воспитания и обучения детей. Большинство исследователей в области художественной педагогики сходятся во мнении, что чем раньше начинается формирование эстетических и нравственных чувств у ребенка, тем быстрее и качественнее будет проходить процесс формирования личности, закладываться фундамент развития общечеловеческих качеств. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой. Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров Городецкой, Хохломской, Урало-Сибирской росписи. К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Умелое использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с младшими школьниками способствует успешному развитию детского творчества. Общение детей с произведениями искусства вызывает эстетическое переживание, помогает глубже воспринимать явления жизни и находить, создавать образные выражения впечатлений в своих рисунках. Постепенно у детей формируется художественный вкус. Процесс формирования художественного вкуса воспитанников должен проходить грамотно, учитывая особенности детей. Художественный вкус младшего школьника характеризуется тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает в области искусства и окружающей действительности. С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности, и его качество зависит от опыта общения человека с искусством.
Декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей младших школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. Они имеют огромное познавательное значение. Когда дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в единстве. Украшая быт, произведения народного искусства жили вместе с поколениями людей. В них отражались вкусы и идеалы людей определенного времени. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. [1] Многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических). Это видно, например, в Хохломской, Городецкой, Урало-Сибирской росписях. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, народу и его искусству. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Через образцы народного искусства мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и дальнейшего развитии современной национальной культуры. [2]
Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации человека в многообразной системе окружающих эстетических и художественных ценностей. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, становления художественного вкуса.
Список использованной литературы:
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – м.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2000.
2. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-208 с.
3. Соколов М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2009, - 231 с.
4. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. - 175 c.
Эстетика. Под ред. А.А. Радугина.– М., 1998.




15