Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья — хранитель духовных ценностей


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Кузенкова

Район
Наталия

Место работы
Викторовна

Должность
Учитель истории, и.о. заместителя директора


Общая информация

Модуль
Основы духовно-нравственной культуры народов России

УМК
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Тема урока
«Культурно-историческая роль семьи» (Семья – хранитель духовных ценностей)

Тип урока
Урок усвоения новых знаний (интерактивный по форме)

Цель, задачи
Цель:
Формирование представления о (традиционной) семье – как о микромодели общества; об основной общественной, культурной единице, носителе исторической традиции.
Задачи:
Образовательные – представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.
Воспитательные – осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; применение коллективной мудрости к собственному опыту; рефлексия по поводу собственной роли в семье, в семейных отношениях.
Развивающие – развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, эмпатии, умения слушать собеседника.

Необходимое оборудование
Учебник, мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска)

Дидактическое обеспечение
Набор иллюстраций-схем «Школа», «Больница», «Биржа труда» и пр. для фронтальной работы; репродукции картин А. Ржевской «Веселая минутка»; В.М. Максимова «Бабушкины сказки», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; карточки с пословицами и поговорками народов России.


Планируемые результаты урока

личностные
ступенька в развитии самосознания,
присвоение коллективного опыта,
развитие рефлексии

предметные
овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения; осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов;
Работа над поиском смысловой основы художественного произведения (текста, картины), фольклора; умение делать практические выводы на основе анализа произведений; выработка умения построения речевого высказывания; умение работать в паре и в группе.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Учебный диалог
Фронтальная беседа
Самопроверка
Взаимоконтроль
Зачетная работа с выполнением проблемного задания в парах/ группах.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная
Атлас России. Издание De Agostini.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 1991.
Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.
Энциклопедия детского фольклора. М.: Белый город, 2008.

Интернет-ресурсы
-

ЭОРы
Заготовка урока в виде презентации; репродукции .




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Мотивация к продуктивному общению и деятельности на уроке (метод эмоциональной мотивации, управления).
Постановка учебного задания и мотивация к его выполнению: тема урока – секрет; в процессе урока учащиеся должны сформулировать тему урока самостоятельно (метод целеполагания; метод использования когнитивного пробела)
Индивидуальная самоорганизация;
Индивидуальная интериоризация эмоциональной и учебной мотивации.

Коммуникативные (общение, взаимодействие, перцепция, умение слушать).

Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (самооценка, развитие образа «Я» через самоорганизацию).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Раскрытие объекта обсуждения («семья»); работа с понятием «семья». (фронтальная беседа).
Актуализация понятия «предмет обсуждения», его связь с объектом обсуждения (фронтальная беседа).
Проведение «ярмарки гипотез» (фронтальная работа), фиксация гипотез темы урока на доске.
Обсуждение, актуализация понятия «семья» (фронтально);
Перцепция понятия «предмет обсуждения» и его связи с объектом обсуждения (индивидуально);
Выдвижение гипотез о конкретной связи «Предмет-объект» в теме урока (фронтально);
Помощь в фиксации гипотез на доске (выборочно).
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение, анализ, выдвижение гипотезы, установление связи «предмет-объект»).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с понятием «семья»)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Выявление затруднения в определении предмета обсуждения. (Фронтальная беседа.);
Локализация области затруднения через актуализацию представления «функции семьи» (фронтальная беседа) ;
Представление функций в виде «социологических метафор» («фабрика», «больница», «школа», «музей», «психотерапевт», «биржа труда», «отдел социальной защиты», «полицейский участок» - каждая из этих функций присуща семье как общественному институту); раскрытие одной из метафор в качестве примера («фабрика» - воспроизводство населения, репродуктивная функция). (Сравнительный метод.);
Организация раскрытия каждой из функций-метафор учащимися (адресная, фронтально-индивидуальная работа).
Вопрос: какие же функции семьи являются предметом урока? Это должно отразиться в формулировании темы (перспективный метод)
Локализация затруднения в предметной области (индивидуально);
Обсуждение понятия «функции семьи» (фронтально);
Выявление соответствующих каждой из «метафор» функций семьи (коллективно/индивидуально).
Перспективная мотивация (индивидуально).
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение, анализ, сравнение, установление связи «предмет-объект», синтез).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с представлением о функциях семьи)

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Организация работы с текстом учебника (стр. 56 – «Семья – хранитель духовных ценностей»). (Метод управления, постановки промежуточной задачи.)
Формулирование вывода: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи). (Индуктивное обобщение.)
Фиксация вывода в виде схемы на доске/через мультимедиа:

«Передача опыта в семье»:
отношения

Семья человек

традиции



Организация трех рабочих групп (соответственно рядам);
Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учиться», «отношения», «традиции и обычаи».
Фиксация вывода в виде схемы в тетради:

«Передача опыта в семье»:

отношения

Семья человек

традиции

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых слов, анализ, сравнение, обобщение).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с представлением о функциях семьи, понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Просьба к учащимся, вернуться к исходному заданию и определить предмет урока: о каких функциях семьи можно говорить, исходя из полученной схемы? (ретроспективный метод.)
Организация обсуждения и помощь в формулировании вывода : семья как «школа» и семья как «музей» передает людям опыт прошлого и настоящего. (Фронтальная работа, обобщение.)
Просьба рабочим группам сформулировать тему урока, исходя из объекта («семья») и предмета («передача прошлого и настоящего опыта») обсуждения. (Постановка задачи.)
Фиксация результатов работы групп; сравнение их и коррекция вывода;
Организация фиксации окончательного вывода в виде темы: «Культурно-историческая роль семьи в обществе» (или подобное). (Логическое обобщение.)
Актуализация первичной проблемы (индивидуально);
Обсуждение и попытка формулирования промежуточного вывода (фронтально);
Работа в группах: обсуждение и формулирование темы урока, фиксация и представление результата обсуждения;
Фиксация окончательной формулировки в тетради; сравнение формулировок, рефлексия (в группе/индивидуально).
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание основной темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (анализ, сравнение, обобщение, синтез, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с представлением о культурно-исторических функциях семьи, понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Организация работы с иллюстрацией учебника на стр. 57. Вопрос: О каких традициях рассказывают и какие отношения иллюстрируют данные изображения? (Фронтально-индивидуальная работа.)
Организация фиксации результатов. (Управление.)
Обсуждение иллюстраций, поиск ответов на заданный вопрос с разведением понятий «отношения» и «традиции» (фронтально-индивидуально).
Фиксация результатов в тетради. (Индивидуально.)
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала изобразительного материала, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организация работы в парах с репродукциями картин А. Ржевской «Веселая минутка»; В.М. Максимова «Бабушкины сказки», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». (Репродукции выводятся на экран/доску.)
Вопросы: «Кто герои иллюстрации?», «Какие у них отношения?», «Где происходит действие?», «Сделай выводы о том, какие семейные ценности объединяют героев?» Ответы на вопросы следует записать на контрольном листке и сдать в конце урока. (Иллюстрация, управление, текущий контроль.)
Обсуждение репродукций, поиск ответов на заданные вопросы. Фиксация результатов обсуждения. (В паре).
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала изобразительного материала, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Организация работы в парах с пословицами народов России. В качестве дополнительного задания предлагается подобную предыдущей работу провести с пословицами и выявить ценности, зафиксированные в них народной мудростью.
Ответ также следует зафиксировать в контрольном листке (он подразумевает дополнительную оценку.)
Обсуждение пословиц, поиск ответов на заданные вопросы. Фиксация результатов обсуждения. (В паре).
Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала фольклора).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание – работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Подведение учащихся к ситуации оценки результатов деятельности. Создание ситуации успеха.
Организация записи домашнего задания:
Проанализировать любую народную сказку (стр.60-67) на выбор, выявить ценности, обычаи, традиции, которым учит сказка. Записать в тетрадь.
Проанализировать один из текстов (стр.74-82) на выбор, выявить обычаи и ценности, принятые в выбранной религиозной семейной традиции. Записать в тетрадь.
(Управление.)
Парная и групповая рефлексия результатов деятельности;
Выявление ошибок которые следует избегать;
Запись домашнего задания.
Коммуникативные (общение, взаимодействие, перцепция, умение слушать).

Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (рефлексия, развитие образа «Я» через самоорганизацию).










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715