Мастер-класс Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы


Мастер-класс "Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
Учитель МКОУ МОССШ Комарова К.И.
Цель: осмыслить возможности использования приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы.
Эпиграф: Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Ф.И. Янкович де Мириево Слайд 1

Ход мастер-класса
Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Приём «Верите ли вы…»
- Верите ли вы, что по окончании мастер-класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что ваша работа на мастер-классе будет плодотворной?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться? Слайд 2
Внесите ваши ответы в рабочий лист. Мы к ним еще вернемся в конце мастер-класса.
1 этап: Мотивация
- В процессе работы каждый педагог задает себе вопросы: Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом? Как осуществить развитие у учеников таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Слайд 3 Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на различных уроках, во внеурочной деятельности.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология развития критического мышления помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях общения.
2 этап: Теоретическая часть
Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.
Чтобы правильно составить урок по данной технологии, надо соблюдать 3 стадии, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд 4
Первый этап работы в технологии называется стадией вызова - «создание мотива к обучению», задача которой - актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа и т.п.), причем работа направленная, осмысленная. Третий этап – «рефлексия» - размышления, обобщения, оценивания новой информации. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
3 этап. Практическая часть.
Цель: участники увидят на примере художественного произведения один из приемов работы на второй стадии урока в технологии развития критического мышления – метода «перекрестной дискуссии».
Теперь я предлагаю в ходе работы над конкретным художественным текстом рассмотреть практическое применение одного из приемов технологии развития критического мышления – метода «перекрестной дискуссии».
Для этого обратимся к тексту рассказа мастера обличения человеческого ничтожества и пошлости А.Чехова «Размазня».
Прошу вас внимательно прочитать текст, чтобы ответить на вопрос: Разве можно на этом  свете не быть зубастой? На чтение вам отводится 5 минут.
В ваших рабочих листах вы найдете таблицу аргументов ЗА и ПРОТИВ. Вам необходимо заполнить ее аргументами и по итогам разделиться на две группы: команда утверждения и команда отрицания. На работу вам отводится 5 минут. Слайд 5
Разве можно на этом  свете не быть зубастой?
ДА НЕТ
Давайте поочередно огласим аргументы и попробуем выяснить, возможно ли принять однозначное решение по интересующему нас вопросу.
4 этап: Подведение итогов.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.
Напишите синквейн к слову «дискуссия» Слайд 7.Синквейн -стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Давайте теперь вернемся к ответам на вопросы «Верите ли вы…», которые вы дали в начале занятия. Оправдались ли ваши ожидания? Если да, то мастер-класс можно считать удавшимся.
Прошу вас проанализировать мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой. Слайд 8
Спасибо за плодотворную работу!
Желаю вам дальнейших творческих успехов!
Литература
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – С-Пб: Альянс «Дельта», 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – С-Пб: Альянс «Дельта», 2003.
Чехов
Фото с сайта http://i.ytimg.com/vi/JbMq9HthT1E/maxresdefault.jpg