Конспект по литературе Бунин Листопад


1.Вводное слово.
- Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
-О каком явлении природе говорится в загадке?
-Мы сегодня будем говорить об осени.
2. Проверка домашнего задания ( стихи русских поэтов об осени)
- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать стихотворение об осени и проиллюстрировать его. 
Иллюстрации вывешиваются на магнитную доску.
– Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями
3. Работа с репродукцией картины
Продолжить этот разговор я предлагаю со знакомства с репродукцией картины Н. Крымова «Осень» 1918 г ( слайд №1)
-Что изобразил художник? О чем картина?
- Какие деревья занимают центральное место? Когда они бывают такими?
-Какие деревья обрамляют картину? Как вы думаете для чего художник изобразил такие темные, зеленые ели?(чтобы создать контраст и подчеркнуть всю сочную густую желтизну)
- Какой это день солнечный или нет? Изобразил ли художник солнце? (нет).
- Как же вы догадались, что день солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают красоту природы по средствам музыки, поэты рисуют картины осенней природы словами .
- Сегодня мы в этом еще раз убедимся.
II. Работа над новым материалом.
1.Сообщение темы урока, задач урока.
Мы узнаем, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.
2.Знакомство с биографией писателя
- Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”( слайд№2)
Написал его великий русский писатель И.А.Бунин  (слайд№3)
-Какие награды за успехи в области литературы получил поэт?
3.Презентация биографии. ” ( Слайды№4-12 ).

4.Знакомство со стихотворением( Слайд№13)
Послушайте стих (Читает учитель . Звучит Вивальди пьеса «Осень»)
Что ещё хочется сказать? (Красота необыкновенная! Кругом красиво, тихо, спокойно.)
2.Словарная работа. ( слайд№14)
Завороженный-(очарованный,околдованный,потрясенный,удивленный)
- Подбери синонимы к словам
- лиловый (фиолетовый,сиреневый), золотой(желтый,изумительный)
-Багряный (красный)
- Как вы понимаете слово замирает ?(застывает)
Вдова - женщина,у которой умер муж
Лазурь -яркий светло- синий цвет
Резьба - рисунок,вырезанный из дерева
Терем - высокий красивый дом в виде башни
Мертвое молчание -
.3. «Жужжащее чтение» -С чем сравнивает осень автор?
Ребята читают тексты (5 минут) жужжащее чтение. После прочтения закрывают глаза, воспроизводят в памяти основное содержание прочитанного. Через 2-3 минуты…
4. Отвечают на вопросы после текста
(повторный вопрос)
-С чем сравнивает осень автор?
-Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)
Прочитать до слов «…высох он от солнца…»
-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что общего у терема и у березы? ( резьба по дереву и на листочках)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ((листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
-Опишите словами, что представили : (слайд № 15)
Опорные слова: день, осень, лес, деревья, дуб, запахи
(1.Солнечный осенний день. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом. В лесу много деревьев , все праздничные. Стоят могучие дубы, пахнет сосновой смолой)
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
-Опишите
Опорные слова : шаги осени, наряды,листопад,
(2.. Тихо, тихо ходит по лесу осень. Она постаралась нарядить лес. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно).
- Прочтите часть до слова «..лес…»
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)
- А что там? (паутина)
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли ветер?
-Что можно расслышать в этой тишине??
Опишите
Опорные слова :паутина,мотылек,небо.звуки
(3..Видны паутинки, они подрагивают, очень ажурны.Насекомых не видно, но вот вьется белый мотылёк и замирает, попав на паутинку. Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.)
Прочтите заключение.- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.).
- Повтор - это одно из ярких выразительных средств языка
5. Какие художестенные приемы языка использывал поэт ?(Слайд№16-17)
6. Работа в группах.
Задание. Отметит в тексте 1 и 2 группа -эпитеты. 3- олицетворения 4- сравнения
Проверка(Слайды№18-20 )
Обобщение: - Скажите, зачем Бунин использует в стих эпитеты, сравнения, повторы звукопись и др.средства выразительности?
(Для создания ярких образов)
7. Работа над выразительностью чтения
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какое настроение передадите при чтении? Почему?
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
-Почему это стих. нельзя читать торопливо?( когда торопишься не замечаешь ничего вокруг .А поэт старается все увидеть и запомнить)
- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
- Потренируйтесь читать выразительно. Расставьте паузы и логические ударения.
-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
Слайд№21
Подтверждает ли И.А. Бунин этим произведением свои слова о том, что «счастье – это полное слияние с природой»
III. Рефлексия
- Понравилось вам стихотворение?
- У вас на парте лежат по два листика красный и желтый. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вам было скучно.
- Ребята, а может кто-нибудь тоже захотел описать свою осень?
IV.Домашнее заданиеСлайд№21
1). Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию.
2) Выставление отметок