Роль дополнительного образования в формировании личности одаренного ребенка.






Доклад


«Роль дополнительного образования
в формировании личности одаренного ребенка».







Дзагоев О.Ш.





Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ, лицеев и гимназий – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, без особого учета способностей конкретного ребенка, когда каждый ученик старшей школы должен в полном объеме знать курс всех предметов преподаваемых в данном учебном заведении, а вся школьная программа целиком направлена на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, особенно одаренных. «Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года» нацеливает музыкальные, хореографические, художественные, спортивные школы, театральные студии, секции технического творчества на создание благоприятных условий личностного роста каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым ученикам, способствование увеличению количества одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности.
В последнее время учитывая пожелания учеников, а также родителей, в современной школьной базовой программе начинают зарождаться идеи дифференциации образования – разрабатываются усложненные программы для одаренных учеников, коррекционные для малоспособных учеников, ознакомительные для желающих получить только первоначальные сведения о предмете и специализированные для получения полного объема знаний. Таким образом у учеников появляется возможность более углубленного изучения предметов, необходимых для дальнейшего профессионального образования .
В самой идее дополнительного образования уже давно существуют гибкие содержательные «рамки» обучающих программ, обеспечивающие возможность от стандартного до глубокого изучения различных тематических разделов. Для обычных учеников, занимающихся в детских объединениях, главной задачей является приобщение их к разным видам искусств или спорту, воспитание активных участников художественной самодеятельности, любительского спорта, пропагандистов культурного и здорового образа жизни. Программы для таких детей нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений, навыков в интересующих его дисциплинах. Использовать для обучения одаренных детей стандартную программу нецелесообразно, так как она будет тормозить развитие такого ребенка. Дети с неординарными способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии должны учиться по программам ускоренного или расширенного содержания. Такие индивидуальные программы достаточно легко реализовать в системе дополнительного образования, в частности в ДДТ, где большинство занятий - индивидуально, а группы немногочисленны.
Обогащенные программы углубленного типа получили широкое распространение именно в системе дополнительного образования. Только здесь, учитывая индивидуальные уроки и малокомплектные группы ускоренное прохождение учебной программы с одаренными детьми осуществляется очень естественно и позитивно, в условиях же обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. Но здесь кроется достаточно серьезная проблема - одаренный ребенок будет самым младшим в классе среди более взрослых учеников. Такая не соответствующая возрасту социальная ситуация может оказаться слишком трудным препятствием для одаренного ребенка, у которого успешное освоение школьной программы будет сопряжено с большими моральными затратами, несовпадением личных интересов.
Давно доказан тот факт, что успехи в интеллектуальном развитии у способных детей очень часто обратно пропорциональны их проблемам в эмоционально-личностном развитии и порой все это приобретает серьезный характер. А ведь эти проблемы эмоционально-личностного плана, такие как тревожность, неуверенность в себе, некомфортность пребывания в определенном детском коллективе, могут привести например к заниженной самооценке, а иногда и полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Как правило межличностные отношения в школьном возрасте играют существенную роль в сознании своего Я, но очень часто они развиваются куда менее успешно по сравнению с интеллектуальными достижениями даже у обычных детей, а тем более у одаренных, чья психика более ранимая. Поэтому наверное эти дети имеют помимо прочего огромный творческий потенциал, они живут в своих созиданиях, им легче выразиться в живописи, музыке, стихах, танце, в любом творчестве, которое в полной мере способно удовлетворить как их потребности, так и амбиции . Важно только вырабатывать у таких детей настойчивость - чтобы не сдавались и доводили начатое до конца; уверенность в себе, в том что раз они способны – значит могут; научить их реально оценивать свои сильные и слабые стороны; способствовать развитию их самопознания и самосовершенствования. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость. Проработав в системе образования длительное время, я могу подтвердить мнение многих психологов, исследователей, педагогов-практиков о том, что система дополнительного образования действительно помимо обучения оказывает положительное влияние на развитие «Я» -концепции и самооценку своих учеников, помогает выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, способствует развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал одаренных детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени. И все потому что основополагающим фактором является индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам, немногочисленным группам и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.
В рамках общеобразовательной школы ускорение обучения и изменение содержания программ путем их обогащения так же достигается с помощью перевода талантливых учеников на персональное обучение. Для них разрабатываются индивидуальные программы прохождения школьных предметов. Подобный подход позволяет одаренным детям продвигаться в учебе значительно дальше, чем их сверстникам, учитывает повышенную потребность в умственной нагрузке и соответствует индивидуальным особенностям темпа интеллектуального развития.
Несмотря на то, что российская (советская) система образования многие десятилетия принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира, считать ее идеальной невозможно. В последнее время общественное сознание претерпело значительные модуляции и последствием этих изменений в частности в методике преподавания стали разработки и внедрение образовательно-развивающих программ. Этот путь перспективен, поскольку именно он открывает возможности для осуществления целостного, креативного развития подрастающего поколения. От прежней системы образования до сих пор остались некоторые недостатки, один из которых является серьёзной проблемой дополнительного образования. Дело в том, что ученики средней и старшей школ очень сильно загружены основными занятиями, когда уроки плюс домашние задания достигают в совокупности около 70-и часов в неделю (у нас столько времени даже взрослое население не работает!) и поэтому продолжать занятия по интересам, выбранными несколькими годами ранее они не могут, так как нет свободного времени. Наверное нужно скорректировать такой объем нагрузки на школьников, тем более что для достаточно большого количества обучающихся знания и навыки полученные в дополнительном образовании становятся основой их будущей профессии или ее частью. Часы, потраченные на изучение школьных предметов и выполнение домашнего задания необходимо несколько уменьшить по принципу «лучше меньше да лучше» и передать освободившееся время в подсистему дополнительного образования, с тем чтобы ученики имели возможность продолжать изучение выбранных по интересу занятий. А так же можно приглядеться к опыту некоторых других государств. Например, к Китаю, где обучение в школах искусств, спортивных секциях не только усиленно приветствуется, но и поощряется дополнительными баллами при поступлении в высшие учебные заведения на любой факультет. Может быть, этим объясняются их выдающиеся спортивные, музыкальные и даже экономические достижения? Ученикам школ Англии вообще не задается домашнее задание, весь образовательный процесс, основной и дополнительный, проходит в стенах учебного заведения, и несмотря на это научный и производственный потенциалы не ощущают недостатка хороших, грамотных специалистов.
Ведь действительно большинство детей в чем-то талантливо, и поэтому надо дать каждому ребенку возможность отыскать свою нишу, ту область познавательной деятельности, где его способности окажутся наиболее яркими. А предназначение учителей школ и педагогов учреждений дополнительного образования заметить эти таланты, помочь им развиваться в полной мере, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Вот еще одно интересное исследование на эту тему: зарубежными психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который в своё время дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев – оказалось, что почти все они в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда юные увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией. Поэтому суть всех школьных реформ должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество детей имело возможность получить разностороннее, полноценное образование, которое обеспечит им в будущем достойный уровень жизни. Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут возможно в состоявшихся талантливых специалистов является стратегической задачей нашей системы образования.

15