Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. (закрепление )


Учитель начальных классов
НОУ СОШ «Эрудит»
Котик Валентина Андреевна
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. (закрепление )
Цели урока:
- Формировать у учащихся правильное литературное произношение слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слов;
- совершенствовать умение находить в слове непроверяемые орфограммы;
- совершенствовать умение проверять написание безударных гласных в корне путем подбора однокоренных слов или изменения формы слова, умение находить проверочные слова в ряду однокоренных слов;
- развивать каллиграфические и орфографические умения и навыки;
- формировать навыки самоконтроля;
- развивать связную речь и логическое мышление учащихся;
- воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева);
индивидуальные карточки-снежинки со словарными словами;
листы с заданиями для самостоятельной работы (2 варианта);
иллюстрация зимнего пейзажа.
Картинки с елочными шариками.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: упр. №179.
- Какие части имеет тест?
- Прочитайте начало текста, основную часть.
- Какую концовку вы придумали?
- Назовите слова, в которые вы вставили «а»? «о»? «е»? «и»?
- Как называется эта орфограмма?
3. Объявление темы урока, постановка цели.
- Сегодня мы продолжим работать над этой орфограммой.
- Какие бывают безударные гласные?
- Как мы называем слова с безударной гласной непроверяемой ударением?
4. Словарная работа.
а) - Назовите дату сегодняшнего дня.
- Девятнадцатое декабря.
На доске.
Девятый, девяносто, девять, девяностый.
- Какие это слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Найдите среди них проверочное ко всем словам.
- Каким словом проверим безударную гласную я?
- Назовите форму одного и того же слова.
б) На доске.
Последний лист в к_лендаре,Последний мес_ц на дв_ре.
 - Кто это о себе написал загадку?
- Месяц декабрь.
- Что мы проверим этим словом?
- Какое это слово? Написание какой буквы надо запомнить?
- Найдите в загадке еще словарные слова.
- Календарь, месяц.
- Какое слово можно проверить? Как?
- Запишите группу словарных слов под диктовку (1 ученик работает у доски, 5 учащихся работают на индивидуальных карточках-снеговиках).
- Календарь, месяц, вьюга, иней, сверкает, мелькает, порхает.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и глаголы).
5. Чистописание.
На доске.
аяоеи- Какие буквы записаны? Все ли?
- Почему не все?
- Написаны только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова т. е. словарные слова.
- А теперь назовите те гласные, которые в безударном положении не вызывают затруднения в написании.
уюыэ- Сколько в русском языке гласных букв? (10)
- А у нас написано 9. Какая буква отсутствует? (Ё)
- Верно! Это особенная гласная! Что вы знаете о ней?
- Она всегда ударная. Гласной ё проверяют безударную е.
- Приведите свои примеры.(Вёз-везу, нёс-несу, лётчик- летать).
6. Работа по теме.
1) Угадай слово по описанию.
- В слове такой же корень, как в слове игра, суффикс и окончание такие же, как в слове кормушка. Игрушка.
- Приставка такая, как в слове запел, корень такой, как в слове морозный, суффикс и окончание, как в слове ягодки. ЗАМОРОЗКИ.
- Какая орфограмма в слове? Как проверить парный согласный в корне слова?
2) Вставь подходящие по смыслу слова.
На доске.
Дедушка : на скамейке и ушёл.
У бабушки давно : волосы.
- Какие слова вы вставили?
- Посидел и поседела.
- Чем они отличаются? Подберите проверочные слова.
7. Физминутка.
Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахать,Шесть - за стол тихонько сесть.
- Теперь внимание, новое задание.
8. Работа с учебником.
- Работаем с упражнением № 281. Задания:
1) Найти и списать ту часть текста, в которой говорится, как шел снег.
2) Подчеркнуть буквы, которые нужно проверять.
 
3) Разобрать первое предложение по членам, выписать словосочетания, составить схему.
снежинки (какие?) крупные мохнатые
закружились (где?) в воздухе

9. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках по вариантам.
1В. Изменить слова, обозначающие действия, по образцу.
кормит - кормил
варит -
стонет -
лижет -
тащит -
машет -
топит -
2В. Данные словосочетания заменить одним глаголом.
заниматься лепкой - лепить
наносить вред -
сделать подарок -
издавать крик -
испытать жалость -
излучать свет -
произвести выстрел -
10. Итог урока.  Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Как работать со словами с безударной гласной в корне?
Кто считает, что хорошо усвоил эту тему – повести свой шарик на ёлку. Кто считает, что необходимо еще поработать в данном направлении – положите около ёлки.