Технологическая карта урока-«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне» («Школа России»)


Технологическая карта урока-«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»
(«Школа России»)
№ п/п Параметр Описание
Учебный предмет, класс Русский язык, 3 класс
Тема урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»
Цель урока Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.
Задачи Обучающие – • учить делать самостоятельные выводы по теме; • обогащать письменную речь учащихся; • учить применять полученные знания грамотного письма; • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Развивающие –• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; • формировать самоконтроль и самооценку;• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные - • воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;
• формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.
Ожидаемый учебный результат Предметные результаты Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
МетапредметныеРегулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.
Познавательные:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Оборудование и материалы Для педагога Для учащихся
Учебник, , диск «Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», приложение к уроку (презентация)
Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока Цель - результат Содержание
(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) Деятельность учителя Деятельность ученика Оценка и контроль
Мотивация
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)
Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе -Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! – Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Дети отвечают, высказывают своё мнение Устные ответы
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок
Открытие нового (знания, способа действия)
Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.
Составление плана урока
Воспитание здорового образа жизни
Чтение сказки
Физкультминутка
Минутка чистописания. Сегодня на уроке мы с вами вспомним написание букв ДТЛФ-
Какие звуки они обозначают гласные или согласные? Назовите звонкие и глухие.
На доске записаны предложения Прочитайте!
Мороз и солнце. День чудесный!
Прочитайте орфоэпически, орфографически
Прочитайте с ударением на слово Мороз, на слово солнце и тд.
В каком слове 6 букв и 5 звуков? Запишите: ____________________
Сделайте звуковой анализ слова [ ]Что происходит в корне слова? Определите орфограмму в корне слова?
Прочитайте пословицу
Сердце матери греет лучше солнца. Объясните что она обозначает.
Какое слово вызвало у вас затруднение в написании? Произнесите тихо слово сердце орфоэпически. Что вы заметили? Определите в какой части слова мы не слышим звук [д]? Запишите пословицу с комментированием .Почитайте строки
из сказки
Три девицы под окном пряли поздно вечерком… Из какой сказки эти строки?
Найдите орфограммы в этом предложении. В каком слове вы не слышите звук [д]?
Как вы бы назвали согласные ,которые не произносятся ,но слышатся?
Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели мы перед собой поставим? А кто догадался как надо проверять необходимо писать согласную или нет? Вот как на это ответили герои сказки.
Отдохнем с тобой дружок,
Ставим руки дружно в бок,
Наклонились влево – вправо,
Влево-вправо, влево-вправо,
Потянулись мы на славу,
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
Дети отвечают, высказывают своё мнение
Прописывают буквы и соединения.
Обосновывают выбор
Отвечают - ветер
Отвечают –
Вспоминают изученные орфограммы, называют проверочные слова (девицы, окном, поздно вечерком находят проверочные слова.)
Дети формулируют тему и задачи урока?
Один из учеников читает сказку, другие слушают.
Чтение сказки учеником.
Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
Обосновывают выбор и отвечают
Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной
Читают и запоминают правило и объясняют его в парах.
Устные ответы
Правильные ответы на вопросы
(оценка)
Выполнение упражнений физкультминутки
(контроль)
Подведение детей к самостоятельно-
му выводу
Проверка понимания способа действия
Задание выполняется в группах
Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117 чтение сведений о языке
- Каким словом приветствуют при встрече?
( учитель крепит карточку с представленным словом на доску)
- Какой удивительный день ! Как ярко светит …(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)
- Посмотрите на слова. Что необычного в них?
- А теперь я произнесите эти слова так как мы говорим эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные мы произносим?
Мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.
Поработаем в группе.(Каждой группе даются свои слова.)
- Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. - Запишите попарно эти слова.- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Здравствуйте!
Солнце
Сердце
Отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук. СЕРДЦЕ
Выбирают подходящие карточки
Отвечают
Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова
Записывают слова,
осуществляют самооценку
Высказывают своё мнение
Вспоминают правила работы в группе
Выполняют задание
печальный - грустныйвесёлый – радостныйздешний – местныйвсадник – наездникогромный – гигантскийзнаменитый – известныйправдивый – честныйгневный – яростныйхмурая - ненастнаяАргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп Устные ответы
(оценка)
Умение слушать, понимать прочитанное
(контроль)
Поиск информации
(контроль)
Ответы на вопросы
(оценка)
Работа с материалом учебника
(контроль)
Правила работы в парах
(контроль и оценка)
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Развитие мелкой моторики
Проверка понимания способа действия
Пальчиковая гимнастика
(слайд 6)
Учебник, с. 118, упр.226
Словарная работа
Работа в парах
(Учебник, стр.119, упр.227)
Выполнение заданий с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык»
Наши пальчики сцепились,
И тянулись, и крутились,
Каждый хочет победить,
И награду получить.
-Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.
- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:
Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?
- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?
Скоро Новый год. Это весёлый …
Страх, гнев, испуг, счастье –это чувство.
- Как проверить непроизносимую согласную? Необходимо запомнить
-Поработаем всем классом. Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.
Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова
Обосновывают выбор ответа (лестница)
Отвечают, делают выводы
Чувство, лестница, праздник
Обосновывают выбор ответа (праздник)
Повторяют правило.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой
Закрепляют новый материал игровыми упражнениями
Вспоминают правила работы в парах.
Объясняют написание слов чудесный, прекрасный.
Формулируют свои предположения в паре.
Осуществляют взаимопроверку Самостоятельная работа
(оценка)
Устные ответы
Правила работы в парах
(контроль и оценка)
Разбор предложений .Подведение итогов.
Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Задание на дом. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Работа с бумажными солнышками
(слайд 7)
Учебник, стр.120, упр.231 - С какими согласными мы познакомились?
- Почему их так назвали?
- Как проверить слово с непроизносимой согласной?
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
- У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него?
- Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.
- А теперь покажите ваши солнышки.
Учитель даёт комментарий к домашнему заданию
- Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник) Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Слушают учителя и определяют, чего не хватает
Формулируют конечный результат своей работы
Рисуют улыбку или ротик – по настроению.
Поднимают рисунки вверх и показывают
Планируют выполнение домашнего задания Устные ответы
(оценка)
Усвоение нового материала
(контроль)
Запись домашнего задания
(контроль)
Мороз и солнце. День чудесный!
В каком слове 6 букв и 5 звуков? Запишите: ____________________
Сделайте звуковой анализ слова. [ ]Что происходит в корне слова? Определите орфограмму в корне слова?
Прочитайте предложение.
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра…
В каком слове 6 букв и 5 звуков? Запишите: ____________________
Сделайте звуковой анализ слова. [ ]Что происходит в корне слова? Определите орфограмму в корне слова?
Прочитайте предложение.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
Из толкового словаря:
Праздник – день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь.
Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.
Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.
Сверстник – тоже, что и ровесник, человек одинакового возраста
Проверка.
- Подберите проверочные слова.
- Значит, это словарные слова, которые надо запомнить. Почему же в этих словах появились эти согласные, если мы заглянем в этимологический словарь, то узнаем историю происхождения этих слов и увидим, что эти буквы не зря находятся в этих словах.
Из этимологического словаря:
Слово праздник в древнерусском языке звучало ПРАЗДЬ, что означало свободное от работы время.
Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕСТВИЦА, от слова ЛЕСТВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств-(современный -ств-) и суффикса в.
Слово сверстник произошло от древнерусского слова СВЕРСТЬ, что означает «одинаковый возраст».
б) Работа с текстом.
-А сейчас рассмотрим следующее задание к рубрике «у природы нет плохой погоды». Ответственными по этому вопросу будут корректоры.
У каждой группы карточки под №3.
Задание: Прочитайте предложения и замените выделенные слова. Подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.
Редко светит светило.
Стоят пасмурные дни.
Печально в эту пору в лесу.
Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
(Солнце, ненастные, грустно, яростный)
Проверка.
- Что у нас получилось? Озаглавьте текст.
- Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова, подберите проверочные слова, выделите орфограмму.
в) Работа с фразеологизмами.
У каждой группы карточки под №4.
- За это задание отвечают специалисты по отделу развлечений.
- Отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук. СЕРДЦЕ
- У каждого из вас карточка с фразеологизмом. Объясните значение.
У меня на сердце камень. Переживание за кого-то
Сердце кровью обливается. Искренне, с любовью
Скажу, положа руку на сердце. Плохо, тяжело на душе
Подарил от чистого сердца. Искренне, честно, без утайки
I группа – Зимой …… светит, но не греет. (Солнце)
II группа – В большом …… и далёкое близко. (Сердце)
III группа – Тот, кто …….. , приносит счастье другим. (Счастлив)
1 вариант Чес…ный, чудес…ный.
2 вариант Хрус…нуть, прекрас…ный.
1.Мороз и со(?)нце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный-
Пора, красавица, проснись…
- Спишите стихотворение.
- Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово солнце, прелестный.)
Как вы можете их проверить? (Подобрать проверочные однокоренные словаВыборочные диктанты.гр раб
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
(Н. Некрасов.)
 
Ненастная погодка!
Метет по всей земле,
Предсказывала сводка Метели в феврале.
(А. Барто.)
 
Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник,
Праздник Мая,
Праздник солнца и весны!
То дождь проливной,
То буря ужасная.
Всем надоела погода … (ненастная).
 
Возит этот груз чудесный
Машинист, нам всем …(известный).
 
Утром к нам в оконце
Заглянуло … (солнце).
 
От дождей верхушками поник
И шуршит у берега … (тростник).
 
Для зайчишки самый вкусный,
Самый сочный лист … (капустный).