Технология методической работы в 5 классах.


Технология методической работы в 5 классах
Школа – это мастерская человечности.
Ж.Ж. Руссо
Быть учителем – это призвание.
Я работаю учителем русского языка и литературы более тридцати лет. На протяжении своей педагогической деятельности я не раз задавала себе вопрос: «Как работать с учениками 5-х классов?».
Как только ученики переходят в 5-й класс перед ними встают проблемы: новые учителя, новые предметы. Первое, что испытывает пятиклассник – это страх перед новым учителем. И задача учителя показать ученикам, что новый учитель не строже учителя младших классов, и бояться его не следует.
Работая в двух параллельных 5-х классах, я пришла к следующему выводу: к каждому классу нужен свой индивидуальный подход. Так как 5 класс «а» - это успевающие ученики, а 5 класс «в» - учащиеся в основном слабоуспевающие, то в каждом из них мне пришлось применять разную методику при работе с одним и тем же материалом. Естественно, с сильным классом мы продвигались вперед быстрее, чем со слабым.
Первое, что следует сделать, если вы начинаете работать в 5-х классах,– это посетить первое родительское собрание с целью объяснить свою методику работы, свои требования к ученикам и их родителям, обосновывая их.
Сильные ученики привыкли к тому, что за их успехами следят родители, многим помогают делать уроки. В пятом классе родителям сложно помогать своим детям: во-первых, программа по сравнению с младшими классами сложнее, во-вторых, заданий больше. Чтобы помочь ребенку, родителям нужно уделять им много времени. И естественно, они начинают возмущаться, что детям задают много заданий, что дети не успевают выполнить их в таком количестве. Они возмущаются, что по литературе задают письменные задания, и им, родителям, после работы надо перечитать весь текст, чтобы ответить на те или иные вопросы. Родители не задумываются над тем, что такие задания даются только после того, как произведение учащиеся изучили полностью. Именно об этих ожидающихся трудностях и следует рассказать родителям пятиклассников на первом родительском собрании, объяснив, что все эти задания должны выполнять сами дети, а не родители. Родителям нужно только проследить, чтобы дети выполнили их. На вопрос, почему по литературе задаются письменные задания, родителям нужно объяснить, что это развивает письменную речь учащихся и хорошо помогает при подготовке к ЕГЭ.
Для учителей не секрет, что сейчас, когда требуют обучать детей по развивающей технологии, технологии критического мышления, мы сталкиваемся с трудностями: учащиеся читают мало и многие из них не могут пересказывать. Им сложно определить проблему текста, разделить текст на микротемы. Как помочь учащимся? Очень хорошо помогает прием частичного вступительного пересказа. Учитель начинает пересказ текста и останавливается на самом интересном месте. Ученик сразу же открывает книгу и начинает читать продолжение. Часто учащиеся, читая текст о родном крае, о природе, задают вопрос: о чём этот текст, в чём суть рассказа. И если в пятом классе мы сможем раскрыть красоту родного края через описание природы, то в старших классах такого вопроса от учеников мы не услышим. Они будут восхищаться таким рассказом, а не говорить, что он неинтересный. Большую помощь при пересказе играет толковый словарь. Надо объяснить родителям, а в первую очередь детям, что толковый словарь должен стать для них настольной книгой. Ведь каждое непонятное слово затрудняет пересказ, толкование эпизода.
Помогает быть самостоятельными учащимся 5-х классов урок взаимопроверки. Сильные ученики, «эксперты», составляют задания и в течение урока работают со своей группой: раздают билеты, следят за ответами одноклассников, оценивают их ответы. Следующий зачет принимают те ученики, которые отличись хорошими знаниями за этот период. Такие зачеты помогают ученикам закрепить пройденное, а «экспертам» чувствовать себя ответственными за доверие учителя к ним.
Совсем по-другому приходится работать с учащимися слабого класса. В данном классе ученики, получающие «5» и «4», стоят на том же уровне, что ученики, получающие «4» и «3», в сильном классе. Почему? Здесь оценивание идет по тем же принципам, что и на ЕГЭ. Если задание выполнено верно меньшим количеством учеников, то балл за это задание выше. В классе, где в основном учатся слабые ученики, родители редко следят за выполнением домашних заданий своих детей. Их беспокоит одно: лишь бы дети что-либо не натворили. Следовательно, учитель должен в таком классе рассчитывать только на себя. Изо дня в день следует напоминать таким ученикам, что им надо заниматься больше. Задания в большей части выполняются в данном классе у доски, так как самостоятельно работать дети не любят. Но к самостоятельности их постепенно следует приучать. Только работая самостоятельно, ученик закрепляет знания. После каждой самостоятельной работы следует проводить работу над ошибками. Ученик, допустивший ошибку, должен привести правильный пример. В слабом классе в начале учебного года на уроке литературы вместо пересказа и составления тезисного плана, можно требовать только составление тезисного плана. К концу учебного года ученики уже будут пересказывать текст, так как составить тезисный план, не читая содержания произведения, невозможно.
В слабом классе почти 50% учащихся с отклонениями в поведении. Очень сложно работать с такими детьми, потому что к каждому из них следует найти свой подход. Я разделила таких детей на несколько групп:
1) Дети гиперактивные, которые не могут спокойно сидеть на уроке, они любят привлекать к себе внимание. Таким ученикам кажется, что нарушая дисциплину, они совершают подвиг.
2)Дети активные, которые хотят привлечь внимание не столько учеников, сколько учителя.
3) Дети пассивные. У них одно желание, чтобы их на уроке не заметили.
4) Дети ленивые. Чтобы не работать на уроке, они ломают ручки, не приносят тетради. Они часто просят: а можно просто посидеть.
Как работать с каждой группой?
Первую группу пугают дополнительные занятия. Чтобы лишний раз не оставаться после уроков, они, хоть и с огромным трудом, но начинают работать на уроке.
Второй группе надо показать, что учитель постоянно с ними работает.
С третьей группой сложнее. Таких учеников надо посадить за первые парты, чтобы они даже не могли предположить, что за кем-то можно спрятаться.
Ну а для четвертой группы учителю придется запастись терпением. В начале учебного года, как только можно будет определить к какой группе относится тот или иной ученик, следует завести тетрадь для каждого такого ученика и давать её на уроке, когда они не принесли свою, предупреждая, что с этой тетрадью на ближайшем собрании ознакомятся родители. Это поможет вам держать тесный контакт с родителями, так как они в первую очередь будут контролировать, не забыл ли его ребенок ручку или тетрадь.
Такая работа с каждой группой помогает. Мои исследования показали, что каждая группа начинает работать на уроке, так как знает, что без присмотра их не оставят.
Не зря 5 класс для учащихся среднего звена считается адаптационным периодом. Хотя адаптационными считаются только первые два месяца, я считаю адаптационным весь учебный год. Именно в пятом классе ученики начинают чувствовать себя самостоятельными, желая самоутвердиться. Они ещё дети, но уже и подростки. Учитель должен относиться к ним как к самостоятельной личности, но не забывать: они, как малые дети, только «научились ходить» и ещё боятся «упасть». Нельзя в 5 классе подавлять личность ученика, от этого зависит, как сложится его характер в будущем. Ученик, как губка, впитывает в себя все и от родителей, и от учителей. И если вы не только учитель, но ещё и классный руководитель, надо быть внимательней к ученикам вдвойне. К 11 классу характер ученика часто становится похожим на характер учителя - классного руководителя.
15