Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».


8 класс.
Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».
Цели: Определение уровня сформированности знаний и умений учащихся находить в тексте, определять определять синтаксическую роль однородных членов предложения, умение использовать их в речи.
Воспитывать любовь к литературному наследию русской литературы.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений
Оборудование: текст диктанта,портрет писателя И.С.Шмелёва, раздаточный материал с грамматическим заданием.
План урока.
1.Вступительное слово:
Мы вновь обращаемся к повествованию И.С. Шмелева «Лето Господне», в котором рассказывается о детских годах мальчика Вани. Ваня – сын московского подрядчика Сергея Ивановича Шмелева, осуществляющего различные строительные работы и нанимающего для этого рабочих строительных специальностей: плотников, землекопов, конопатчиков, штукатуров, кровельщиков и др.
2. Чтение текста. Лексический комментарий ( приложение).
3.Диктант
КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ
А вот и другая радость – квашение капусты.
После Воздвижения принимаются парить широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой, до блеска начищают сечки.* Народу пришло много: все плотники, закончившие работу, землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.
Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей капусты, которую на двадцати возах привез огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в огромных корытах из толстенных дубовых досок, стучат десятью сечками с каждого боку, весело перекликаются друг с другом. В корыто, называемое хозяйским, кидают капустку беленькую, «молочную», а в другое, предназначенное для работников, отбираются кочни погрубее, позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую капустку любим, а с горчинкой, покрепче».
Работают молча, хотя Горкин не только не запретил бы петь, но и сам с народом спел бы какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть, потому что дыхание сбивается. Работники вновь стучат металлическими сечками, хрустят кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под солнцем лужу.
Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и перестилается крупной солью, а Горкин привычно шепчет над ней молитву.
(По И.С. Шмелеву)
4.Чтение текста для проверки
5.Грамматическое задание
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте знаками «2-е предложение».
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.
3. Разберите по составу слова: закончившие, с горчинкой.
4. Придумайте и запишите предложение по схеме: ... О: и о, и о, и о.
Грамматическое задание
Вариант 2
1.Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте знаками «4-е предложение».
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.
3. Разберите по составу слова: кровельщики, предназначенное.
4. Придумайте и запишите предложение по схеме: О: о, о, о – …
6.Рефлексия.
Какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в тексте?
Вам понравился этот текст? Что нового вы узнали? Нужно ли современному человеку знать христианские обычаи и традиции? Для чего нужно читать художественную литературу?
7.Д/з повторить правила на орфограммы из текста.
Приложеие.
Воздвиженье Креста Господня – этот церковный праздник отмечается 14 (27) сентября в память о двух событиях – об обретении животворящего креста, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, и о возвращении его от персов, похитивших крест в 614 году при захвате Иерусалима.
152403810 Иван Сергеевич Шмелев(1873–1950)