МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР: ЗАДАЧИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Логинова Н.Г. МОНИТОРИНГ ОВЫЙ ЦЕНТР: ЗАДАЧИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индив и- дуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной де я- тельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками уче б- ной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культуро й поведения и речи, основами личной г и- гиены и здорового образа жизни) [ Глава 7, статья 66 ]. В связи с этим приоритетной задачей современной системы образов а- ния является формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) как способность к сам о- развитию и самосовершенствованию. Анализ педагогической и психологической литературы, практический опыт по проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД) показывает, что учителю необходимо переосмыслить свою педагогическую деятельность, выстроить траекторию движения каждого ученика к достиж е- нию планируемых результатов обучения в условиях ФГОС НОО. Данная работа осложняется тем, что оценивание успешности и резул ь- тативности формирования УУД не соотносится с бальным оцениванием предметных знаний и умений , учителям сложно подобрать инструментарий для диагностики, определить методы, приемы, педагогические техники в процессе реализации ФГОС НОО. В целях разрешения данной проблемы в Центре образования №1471 (г. Москва) в 2012 - 2013 учебном году был создан Мониторинговый центр. О с новными задачами данного центра являются:  отбор диагностического инструментария для определения уровня 2 сформированности и динамики развития УУД;  организация и проведение процедуры мони торинга уровня сформир о- ванности и динамики развития УУД;  обработка результатов мониторинга, построение профиля сформир о- ванности УУД и их динамики;  подготовка рекомендаций для учителей начальных классов по выя в- ленным проблемам. Методы и средства реализации поставленных задач отражены в «Пр о- грамме мониторинга уровня сформированности универсальных учебн ых де й- ствий (1 – 4 класс) » на основе мет одического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе . О т действия к мысли » (Москва «Просвещение», 2011 г.) . Диагностическая работа Мониторингого центра осуществляется в два этапа: 1. А нализ уровня сформированности УУД у учащихся начальных классов (сентябрь - декабрь) . 2. А нализ динамики становления УУД у учащихся начальных классов (январь - май). По результатам мониторинга составляется профиль сформированности УУД и их динамики на каждого учащегося и класса в целом (таблица 1) . Данный профиль составляется ежегодно, что позволяет оценить динамику сформированности УУ Д учащегося не только по полугодиям, но и от класса к классу. Так же классным руководителям предлагаются рекомендации по фо р- мированию и развитию УУД у учащихся, организуются и проводятся в ы- ступления на методических объединениях учителей начальных классов, где обсуждаются проблемы формирования УУД и пути их разрешения , как со стороны педагогов, так и со стороны сотрудников Мониторингого центра, вырабатываются общие стратегии действий в данном направлении. 3 Таблица 1 . Профиль уровня сформирова нности УУД Васюковой Екатерины (ФИ учащегося) - I полугодие - II полугодие Уровни: В – высокий, ВС – выше среднего, С – средний, НС – ниже среднего, Н – низкий, ОН – очень низкий. УУД: ЛУУД – личностные, ПУУД – познавательные, РУУД – регулятивные, К У- УД – коммуникативные. 1 КЛАСС уровень В ВС С НС Н ОН ЛУУД ПУУД РУУД КУУД В перспективе деятельности М ониторингого центра планируется:  создать электронную базу профилей сформированности УУД каждого учащегося начальных клас сов Центра образования №1471;  организовать и провести семинары - практикумы для учителей начал ь- ных классов по вопросам становления и формирования УУД;  о беспечить преемственность и единообразие в процедурах оценки к а- чества результатов дошкольной, началь ной и средней ступени образ о- вания в условиях внедре ния ФГОС нового поколения. Таким образом, деятельность М ониторинг ого центра нацеливает уч и- те лей на систематическую рабо ту по проблеме формирования УУД , позвол я- ет своевременно выявить «группу риска» среди учащихся, скорректировать педагогическую деятельность в данном направле нии, обеспечивая результ а- тивность и успешность ученика в контексте новой образовательной паради г- мы.