Рабочая программа по обществознанию для 5 класса (ФГОС) к учебнику Боголюбова

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»



«Рассмотрено» на ШМО
Протокол № ____ от «___»_________ 2015 г

Руководитель ШМО ___________/__________/
«Согласовано»
Зам. директора по УР _______/___________/

«___»_______________2015 г
«Утверждаю»
Директор школы ______________/___________/

Приказ №_____ от «___»____________2015





Рабочая программа
по предмету Обществознание для 5А,Б,В,Г классов
на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы:
Учитель истории и обществознания высшей категории
Никитина Гульнара Робертовна





2015 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 5 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующей цели: развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается в 5 классе 35 часов – 1 час в неделю.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 59 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2012г.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
I. Человек. Загадка человека. Отрочество особая пора жизни.
II. Семья. Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство. Свободное время.
III. Школа. Образование в жизни человека. Образование и самообразование. Одноклассники, сверстники, друзья.
IV. Труд. Труд - основа жизни. Труд и творчество.
V. Родина. Наша Родина Россия. Государственные символы России. Я гражданин России. Мы - многонациональный народ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 59 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2013.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,2009
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.; Просвещение, 2015.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется если учащийся демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; делает элементарные выводы;
- путается в терминах; не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию; затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, не смог ее сформулировать; не раскрыл проблему;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения
0-33
34-60
61-75
76-100

Отметка
2
3
4
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по обществознанию 5 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности ученика
Примечание



~°По плану
По факту








предметные
метапредметные
Личностные



Глава I. Человек (4 часа)

1-2
Загадка человека

Сентябрь

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника; анализировать
схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения.
Осмысливают
гуманистические
традиции и ценности современного общества


Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.
Сравнивать свойства человека и животных



3-4
Отрочество особая
пора жизни.






Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, научаться: анализировать
свои поступки, чувства; работать в группах и парах
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует
знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют интерес к новому материалу.
Описывать отрочество как особую пору жизни.
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости



Глава II. Семья (7 часов)

5- 6
Семья и семейные отношения
Октябрь

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.
Научиться: составлять генеалогическое древо семьи
Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план последовательности действий
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность.
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.
Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи



7- 8
Семейное хозяйство


Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:
Взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства


9-10
Свободное
время



Ноябрь


Научатся: организовывать свое свободное время.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами.
Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей
группой; выражают положительное отношение к процессу познания;
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Характеризовать значимость здорового образа жизни


11
Практическая работа по теме
«Семья»


Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество
Определяют целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий




Глава III. Школа (7 часов)

12-13
Образование в жизни человека

Декабрь

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения.
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования



14-15
Образование и самообразование




Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.
С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний



16-17
Одноклассники, сверстники, друзья

Январь

Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения
Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями





18
Контрольная работа по теме «Школа»

Февраль

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Проявляют доброжелательность
и эмоционально-
нравственную отзывчивость.



Глава IV. Труд (5 часов)







19-20
Труд - основа жизни




Научатся: определять значение труда в жизни
человека.


Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Различать материальную и моральную оценку труда.
Приводить примеры благотворительности и меценатства.


21-22
Труд и творчество


Март

Научатся: определять значение труда в жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль
Выражают адекватное понимание причин успешности учебной деятельности
Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров


23
Контрольная работа по теме «Труд»



Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им



Глава V. Родина (9 часов)







24-25
Наша Родина Россия



Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения.
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства.
Приводить примеры проявлений патриотизма


26-27
Государственные
символы
России

Апрель

Научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Описывать основные государственные символы Российской Федерации.
Знать текст гимна РФ.
Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России


28-29
Гражданин
России



Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я»
как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».
Называть основные права и обязанности граждан РФ.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ


30-31
Мы - многонациональный народ

Май

Научатся: с уважением относиться к образу жизни
и культуре разных народов.

Задают вопросы, формулируют свои
затруднения; предлагают помощь и сотрудничество.

Осознают свою
этническую принадлежность;
проявляют гуманистическое сознание.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей


32
ПОУ по теме
«Родина»




Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Осознают свою
этническую принадлежность;
проявляют гуманистическое
сознание.




Повторение (2 часа)







33-34
Итоговый тест и повторение по теме «Человек и общество»


Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, создавать электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями.
Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.



35
Резерв























Приложение №2
Средства контроля

Перечень контрольных работ

№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
«Школа»
1

2
«Труд»
1

3
Итоговый тест
1


Перечень практических работ
№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
«Человек»
1

2
«Семья»
1






Перечень проектных работ
№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
Защита презентаций «Родина»
1













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315