Формирование коммуникативных УУД при обучении грамматике английского языка

Формирование коммуникативных УУД.
Методические приемы
для коммуникативно-ориентированного обучения грамматике
(на примере английского языка)

А.М. Зорина, Почетный работник общего и среднего образования РФ,
Заслуженный учитель Республики Башкортостан, учитель высшей категории, г. Оренбург, МОАУ «Гимназия №4»

Поскольку целью изучения грамматики является умение строить речь грамматически правильно, а не изучение грамматики ради самой грамматики, закрепление грамматических явлений необходимо проводить не только в тренировочных упражнениях, но и в устной речи, поскольку грамматика не существует в разрыве от устной и письменной речи, а служит для ее правильного построения.
Что касается тренировочных упражнений, они отбираются в соответствии с уровнем знаний грамматики и объема лексических средств учащихся. Но наиболее эффективно усвоение учащимися грамматики проходит в устных упражнениях, направленных на развитие речи и закрепление грамматических навыков. Ниже приводятся образцы заданий, используемых для достижения этой цели.
Использование ситуаций для отработки грамматических явлений
Для тренировки структуры to be going to можно предложить работу с ситуациями, например, «Ваши друзья и вы решили отправиться в короткое путешествие, но вы не знаете, куда поехать, как туда добраться, жить там в палатках или в доме, что с собой взять». Помимо отработки вышеуказанной структуры, учащиеся отрабатывают вопросительную структуру предложения.
Для отработки модальных глаголов “Мay, can” можно предложить беседу по следующей ситуации: Учитель говорит: “Вчера мой сын громко смеялся. Что заставило его смеяться?” Учащиеся строят предположения, употребляя модальные глаголы в функции предположения. Это же упражнение можно использовать и для отработки различных форм инфинитива.
Для отработки прошедшего неопределенного, прошедшего совершенного продолженного времен, сложного дополнения предлагается следующая ситуация: Учитель говорит: “Вчера мне позвонил мой друг, мы провели время вместе.” Учащиеся пытаются догадаться, кто этот друг, почему друзья долго не встречались, что заставило их встретиться вновь и т.д.
Умение задавать вопросы различных типов способствует развитию навыков инициативной речи. Существует множество методов отработки вопросительной структуры предложения. Среди этих методов – вопросы класса одному из учеников, целью которых является создание новой ситуации. В такую работу следует вовлекать всех учеников группы. Работа будет полезнее, если после ее окончания один из учащихся проговорит всю ситуацию, включая полученную им информацию.
Учитель может начать занятие с диалогического единства “утверждение – вопрос”, т.е. учитель выдает какую-то информацию, например, “Вчера я был в кино”. Учащиеся задают вопросы для получения большей информации. При этом проводится работа по закреплению навыков и умений задавать вопросы. (“Какой фильм вы видели?” “Он был интересный?” “О чем этот фильм?”). Еще пример: Учитель: “Мы получили новую квартиру” Ученики: “Она большая? Сколько в ней комнат? “Где она находится?” и т.д.
Пример:
She cut her finger. (Она порезала палец).
Who cut her finger? (Кто порезал палец?)
Ann. (Анна).
When did she cut it? (Когда она порезала его?)
Yesterday. (Вчера).
What did she cut it with? (Чем она его порезала?).
With a knife. (Ножом).
Why did she cut her finger? (Почему она порезала палец?)
Because the knife was sharp. (потому что нож был острым).
Pupil (sums up): Yesterday Ann cut her finger. She cut it with a knife because it was sharp. (Ученик подытоживает: Вчера Анна порезала палец. Она порезала его ножом, поскольку он был острым).
Существует специальный термин - “провокационные вопросы”. Что подразумевается под термином «провокационный вопрос»? Это вопрос, содержащий фальшивую информацию о той или иной ситуации. Мы можем использовать данный вид работы на любой стадии занятия. Этот прием не только стимулирует активность учащихся, но и заставляет их учиться реагировать спонтанно, а для этого необходимо владение определенным запасом не только лексики, но и грамматики. Кроме того, он имеет и моральное значение, т.к. учит учеников защищать справедливость. Но учитель должен всегда находить для учеников новые темы или предметы обсуждения и варьировать формы их использования. Провокационные вопросы также способствуют развитию навыков неподготовленной речи с использованием различных грамматических времен и других явлений.
Примеры.
a) В начале урока учитель обращается к одному из учеников:
- Kolya, again you’ve left your pen at home! (Коля, ты опять оставил ручку дома!)
But I always bring my pen to school. (Но я всегда приношу ручку в школу).
But today you haven’t brought it. (Но сегодня ты не принес ее).
Why? Here it is. (Почему? Вот она).
But it’s a green pen, and yours is red. (Но это зеленая ручка, а твоя красная).
My pen is green. (Моя ручка зеленая).
(addressing Masha): Masha, is Kolya’s pen green? (Маша, Колина ручка зеленая?)
Yes, his pen is green. (Да, его ручка зеленая.)
Is it really green? Since what time have you had this peen? Etc. (Она действительно зеленая? С каких пор у тебя эта ручка? И т.д.)
The teacher says to a pupil:
Denis, I saw you smoking in the park yesterday. (Denis begins to justify himself proving that the teacher is wrong. He doesn’t smoke at all, and he has witnesses. So those pupils who can witness also take part in the talk.) (Учитель говорит ученику: Денис, я видел, как ты курил в парке вчера. (Денис начинает оправдываться, доказывая, что учитель неправ. Он вообще не курит, и у него есть свидетели. В разговор включаются те ученики, которые могут подтвердить Колину правоту.)
The teacher says:
- Lena, yesterday you were sitting at the cinema in front of me.
Lena says that she wasn’t at the cinema, explains where she was and asks her classmates to support her. So the other pupils are involved in this talk, too. (Учитель говорит: «Лена, вчера в кинотеатре ты сидела впереди меня». Лена говорит, что не была в кино, и просит одноклассников подтвердить это. В разговор вовлекаются другие ученики).
Провокационные вопросы – хороший пример упражнения для тренировки грамматических структур в неподготовленной речи. Для этой цели мы можем использовать ситуации, возникающие в процессе общения случайно, или же мы создаем их искусственно. Но необходимо помнить тот факт, что если учитель использует этот прием, он должен делать это довольно часто, иначе ученики не приобретут необходимый навык участия в живой дискуссии или разговоре. Кроме того, учитель должен думать и искать, чтобы не повторять одну и ту же ситуацию. Успех этого приема лежит в его разнообразии, его соответствии моменту и ситуации и новизне провокации.
Независимо от возраста ученики с удовольствием работают по картинкам. Такая работа может быть разнообразной: например, составить рассказ по сюжетным картинкам о том, что произошло вчера ( в этом случае идет отработка прошедшего неопределенного времени), что только что произошло (отработка настоящего совершенного времени) и т.п.
Можно предложить творческие задания на составление рассказа по картинкам на закрепление сослагательного наклонения. Например, ученик, видя пустую комнату на картинке, составляет рассказ о том, что бы он поместил в том или ином месте в комнате. Это же задание можно выполнить и в диалогической форме.
Работа с предметами на закрепление настоящего совершенного времени. Например, ученик видит разбитую чашку и говорит о том, кто ее разбил, порезался ли человек при этом и т.д.
Можно придумать множество различных ситуаций для создания диалогов с целью отработки того или иного грамматического явления или формы. Например, мама приходит домой с работы усталая, а квартира не прибрана. Она спрашивает дочь, чем та занималась весь день (отработка настоящего совершенного продолженного времени), а затем мама говорит, чего она ожидала от дочери (отработка сложного дополнения и различных форм инфинитива). Одного примера здесь достаточно, т.к. любой учитель может придумать множество различных ситуаций для их разыгрывания, однако при этом необходимо помнить о том, что все они должны быть естественными, жизненными. Эффект такой работы может быть лишь достигнут, только если она проводится систематически и регулярно. При этом для большей эффективности работы можно использовать такой вид диалога, как «инструктивный диалог» или управляемый диалог.
На более продвинутом этапе ученики с помощью учителя могут составлять сказки или просто истории. Можно предложить такую форму работы: учитель произносит первое предложение, но не заканчивает его с тем, чтобы ученик задал вопрос для получения информации. Учитель отвечает на вопрос ученика и продолжает рассказ, в очередной раз не заканчивая предложение. Такой вид работы отвечает сразу нескольким целям: учит говорению (неподготовленная речь), умению задавать вопросы, а также закреплению определенных грамматических форм. При этом нельзя забывать о принципах личного вовлечения и взаимодействия.
Следующий продуктивный прием – различие в объеме информации. Этот прием основан на том факте, что партнеры владеют информацией, распределенной между ними. Они знают только то, что дано им, но если они обменяются имеющейся у них информацией в форме диалога, то будут владеть ею полностью. Например, у обоих учащихся есть карта, но у одного ученика на ней указано место, которое должен найти другой ученик. Таким образом, второй ученик просит первого сказать ему, как найти это место на своей карте. Происходит реальное общение на английском языке, а ему способствует знание необходимой грамматики и лексики.
Несколько слов об «инструктивном методе, основанном на деятельности» (Activity based instructional method), иначе называемом «Hook, line, sinker», т.е. «крючок, леска, грузило», т.е. погружение учащихся в систему обучения по трем ступеням. Этот метод вовлекает значительно успешнее, чем при пассивном участии и апатичном слушании. Что же такое «крючок»? Он включает в себя материал, представляющий интерес для всех учащихся, или основывается на полученных ими раньше знаниях, на которые учащиеся могут опираться. Важно, чтобы «крючок не утонул». Его можно удержать на плаву с помощью дискуссии или групповой деятельности и т.д.»Леска» может быть недолгой, но этот этап также важен. И самая длинная часть – «грузило», когда ученики на практике демонстрируют свои знания, например, показывают информацию в плакатах, таблицах, рекламных роликах.
Составление рассказов с использованием предметов старины или современных предметов. Эту работу можно выполнять группами, попарно, индивидуально и т.д. Рассказ может быть устным или письменным, однако необходимо регламентировать требования к ученикам, например, составить рассказ в настоящем продолженном времени, в прошедшем неопределенном и т.д.
Следующий прием можно использовать как для развития неподготовленной речи, так и для отработки определенных грамматических форм. Например, учитель называет любое слово, скажем, «orange», ученик говорит, какие ассоциации это слово вызывает у него и объясняет, почему, используя заданную грамматическую форму, в данном примере настоящее совершенное время;“Juice, because I have had a glass of orange juice this morning”. Грамматические формы, заданные ученикам, могут быть различны.
Два ученика – следователи. Они стоят спиной к доске. Учитель на доске описывают краткую ситуацию, например, “The house is on fire”. Остальные ученики в классе – свидетели, и они дают описание увиденного в настоящем продолженном времени: People are jumping out of the window. Firemen are carrying hoses. The children are crying, etc. «Следователи» пытаются отгадать ситуацию.
Для отработки пассивного залога можно предложить следующий прием: учитель выбирает любое слово и просит учеников составить совместную мини-лекцию по определенной теме, например, учитель предлагает учащимся слово «Ice-cream», и учащиеся составляют мини-лекцию: Ice-cream is made of milk. Cows are milked by milkmen. и т.д.
Для отработки сослагательного наклонения можно предложить учащимся описать сон, который они хотели увидеть бы ночью, и объяснить, почему.
Упражнение для закрепления сослагательного наклонения: Что, если бы ученик мог щелкнуть пальцами и поехать, куда душе угодно (купить, что душе угодно и т.д.). Обосновать свой выбор.
Совместное составление рассказа, например, на закрепление прошедшего неопределенного и прошедшего продолженного времен: (Cooperative story-telling). Например, краткое содержание написано на доске. Учащиеся должны сочинить детали. Пример:A woman was sitting in a cafe drinking tea one afternoon. (опишите женщину, кафе, чай, погоду в тот день). Suddenly a man ran into the cafй and shouted her name.(опишите мужчину, как звали женщину и т.д.)
Эффективный прием для развития речи и усвоения грамматики - проанализировать данные факты. Учащиеся учатся выражать свои мысли, обосновывать ответ на английском языке, анализируя то или иное грамматическое явление. Однако этот прием можно рекомендовать лишь для продвинутых учеников на продвинутом этапе.
Для закрепления сослагательного наклонения: Предложить свое решение проблемы: Я бы..
Для отработки косвенной речи предлагается такое задание: Сократить высказывание, данное на карточках, передать его содержание в 2-3 фразах в косвенной речи, соблюдая согласование времен.
Для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи учащиеся получают задание принять участие в обсуждении и выработке возможных решений различных дилемм. Предлагая им ситуацию для обсуждения, необходимо нацеливать учеников на употребление модальных глаголов (should, ought to, may, might, could) для выражения своих предложений или советов. Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Учитель же направляет учащихся на выполнение языковой задачи. Так, например, тренируя употребление модальных глаголов, учащиеся активно принимают участие в поиске оптимального решения реальной проблемы, с которой к ним обращается со страниц электронного журнала проживающий в России американец (фонозапись):
A few nights ago I went home from Ussuriisk, and went into a shop to get some food. The total was 38 roubles, I gave the clerk 50 roubles. She gave me back 2 roubles, and then a 50 rouble note. Obviously she thought that the 50 was a 100 rouble note. I told her that she was giving me too much change. She didn’t say anything. She just took back the 50 and gave me a 10. One nice thing about doing the right thing is that you know you have done the right thing. Another nice thing is that when you get recognition for doing the right thing. But this scenario has occured to me three or for times in Russia, and the salespeople have never said thank yo. It makes me feel as if they think I’m an idiot for telling the truth. Or is it because they have lost face? Can my Russian readers write and give me advice? Why is this? And next time, should I say nothing and take the extra money?
Ситуация может разыгрываться в группе, где одни выполняет роль человека, которому нужна помощь в решении проблемы. Позже варианты ответов обсуждаются и выбирается самый разумный из них. Как домашнее здание, учащиеся исследуют одно из решений в деталях и дают письменный совет, само задание которого включает модальные глаголы.
Процесс изучения модальных глаголов не кажется учащимся скучным и трудным, если они выполняют следующее задание:
Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Из представленных предметов вы можете оставить себе те, которым вы найдете применение на острове. Используйте модальные глаголы can, could, may, might в своих вариантах. Выигрывает тот (та команда), кто наберет больше всех полезных предметов. Учащиеся активно выступают со своими предложениями: We could use a newspaper to start a fire. We can use a raft to explore this island. Etc.
Тренируя вопросительные структуры, можно показать учащимся фотографию свою или общего знакомого с каким-нибудь интересным сюжетом и прошу рассказать о том, где и когда это было, а на следующее занятие учащиеся приносят свои фотографии и работают в парах.
При отработке структур в прошедшем совершенном времени учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.п.) Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу I had never..... before, и могут добавить: But always I..(употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активны в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.
Игра – одно из любимых заданий на уроках при обучении грамматики. У учащихся она вызывает чувство приятного напряжения, которое они испытывают, стремясь к цели. Пример игры для отработки вопросов общего типа – “Don’t say “yes” or “no” («Не говорите «да» или «нет»), когда ведущему задаются общие вопросы, на которые он не должен давать ответы “Yes” («Да») или “No” («Нет»). Пример: Do you like to read? – Only detective stories. – Is it Friday today? – It was yesterday., etc.
Ролевые игры. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся к предмету, но и значительно расширяет сферу использования языка. Играют ли они роли исследователей джунглей, подростков, спорящих с родителями, или продавцов магазинов, важно то, что используют вариативные ситуации, выходящие за рамки класса. Пример: Учащимся дается задание подготовиться к избирательной кампании, играя роль кандидата в городскую или государственную думу. Кандидат должен продумать, что пообещать избирателям, для того чтобы получить наибольшее количество голосов.
Данные примеры из опыта многолетней работы, надеюсь, помогут коллегам разнообразить уроки, научить учеников строить речь грамматически правильно. Успехов!
15