Статья «Система упражнений при обучении написанию личного письма на уроках немецкого языка»


Система упражнений при обучении написанию личного письма
на уроках немецкого языка
Кравчук Ольга Михайловна,
учитель немецкого языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 78 г.Новосибирска
Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования, предполагает формирование способности учащихся использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, общаясь с помощью современных средств коммуникации. Овладение письменной речью на иностранном языке является одной из наиболее сложных проблем в контексте языкового образования, проблемой, связанной не только с коммуникативной компетенцией, но и с личностным развитием обучающихся.
Формирование умений выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного и продуктивного характера.
Существуют письменные упражнения, которые целенаправленно подготавливают учащихся к коммуникации в реальных ситуациях: написание писем, почтовых открыток, заполнение формуляров, написание биографии и т.д. На продвинутом уровне обучения это могут быть доклады, комментарии, протоколы и т. д.
Осуществляя речевое общение в реальных условиях, учащийся чаще всего пишет не ради самой речи, а для того, чтобы скоординировать свои действия с партнёром, изменить их, прекратить, изменить уровень информированности.
Учащийся, который пишет письмо конкретному адресату, должен учитывать следующие факторы:
• Текст адресован конкретному адресату: Что ожидает читатель? Что он хочет знать обо мне?
• В основе текста лежит определённое намерение: Почему я пишу? Чего я хочу достичь?
• В тексте письма используются определённые формы выражения и нормы: Какие формальные аспекты я должен учитывать?
• Текст имеет тему и определённое содержание: Что я хочу сообщить?
• Вид отношений: Какие отношения существуют между мной и адресатом: подчинённые отношения учитель-ученик или дружеские отношения? Знаю я адресата лично или он мне совершенно незнаком?
Упражнения для коммуникативно - ориентированного письма относятся, в первую очередь, к написанию писем, т.к. написание писем имеет большое значение в обучении иностранному языку. Уже в школе учащиеся могут вступать в переписку со сверстниками из других стран (по почте или по электронной почте). Письма – это вид текста, в котором учащиеся могут сообщить о себе и одновременно узнать о других. Это повышает мотивацию и учебный успех на уроках иностранного языка.
Подготовка к первому письму на уроке иностранного языка.
На первых уроках иностранного языка учащиеся уже учатся представлять себя и свою семью в классе по-немецки. Также и в начале переписки партнёры представляются друг другу. Написание писем совсем не трудно, и можно уже на первых уроках начинать обучать писать письма на иностранном языке. Сначала это могут быть небольшие упражнения тренировочного характера, с письмами в картинках и с опорами для рассказа о себе. Например:
Mein Name ist__________.
(Ich heiße _____________ ).
Ich bin ….. Jahre alt.
Ich bin …..cm groß.
Пропуски в предложениях учащиеся заполняют своими личными данными.
Meine Schwester ist ____ Jahre alt.
Mein Bruder ist _____Jahre alt.
Meine Katze ist _____ Jahre alt.
Или:
Mein Hobby ist ____ .
Ich sammle _________ .
Ich höre gern ______ .
Ich spiele auch gerne _________ .
Или:
Ich wohne in ________ .
Das ist eine Stadt.
Или:
Meine Schule heißt _____________.
Ich gehe in die Schule____________.
Das ist eine ___________ Schule.
In der Schule lerne ich _________.
Чтобы поддержать учащихся в написании их первого письма на иностранном языке, можно применить следующие упражнения:
- учащимся предлагается за 5 минут заполнить таблицу
Das sage ich über mich
Das frage ich meinen Partner
В левую колонку учащиеся пишут, что они хотят написать о себе, а в правую колонку, что они хотят спросить.
Заполненная таблица может выглядеть так:
Das sage ich über mich
Das frage ich meinen Partner
mein Name/ Alter
meine Familie
mein Hobby
meine Schule
Wie alt bist du?
Hast du Geschwister?
Was sind deine Hobbys?
Wie heißt deine Schule?
Таким образом, учащиеся вырабатывают структурные элементы для письма, которое они должны написать.
- Если необходимо, они могут тренировать отдельные речевые средства устно, например, упражнение «Цепочка»:
Ich heiße … Und du?
Так можно тренировать разнообразные образцы: Ich bin … Jahre alt. Und du?
Упражнения можно проводить как игру: кто сделает ошибку, тот выбывает.
- Если все необходимые для письма фразы и клише учащимися хорошо усвоены, то можно подготовиться к написанию письма с помощью ассоциограммы «О чём можно писать?»
Beruf Mutter?
Name?
Hobby?

Schreiben?

geboren in?
Wie alt?


Beruf Vater?
Wohnort?

Haustier?
Schwester?

И каждый учащийся находит для себя элементы, о которых он хочет написать. Подходящие для письма выражения записываются в таблицу.
Das sage ich über mich:
Das frage ich:
Meine Augen sind blau.
Meine Mutter ist Lehrerin.
Ich bin im Juli geboren. Und deine?
Welchen Beruf hat deine Mutter?
Und du?
Также при написании писем нужно учитывать формальные аспекты. Это учащимся известно, как правило, из родного или другого иностранного языка. Следует объяснить учащимся, как оформляются в письме на немецком языке место и время, фразы приветствия, начало письма, конец письма.
Для тренировки этого можно провести следующие упражнения:
1. Ученики работают в парах. Каждая пара получает разрезанные части письма и реконструирует оригинальную форму письма. Затем правильный вариант письма демонстрируется на экране или на доске, и учащиеся проверяют и обсуждают свои варианты.
2. Также можно приготовить карточки с названиями частей письма, которые учащиеся прикрепляют на ватман. И ватман на некоторое время можно вывесить в классе, пока учащиеся не запомнят этот порядок. Это упражнение учащиеся выполняют в группах. Слова-названия частей письма-следующие: Absender, Anrede, Einleitung, Unterschrift, Hauptteil, Ort und Datum, Gruß, Abschluss.
3. Можно предложить учащимся упорядочить перепутанные части письма с иллюстрациями, а затем написать это письмо уже правильно. Следует также обратить внимание учащихся на плакат на стене, чтобы потренировать с учащимися названия частей письма и их место в письме.
Тот, кто пишет письма, тот получает ответы. Эти ответные письма учащиеся должны понять и ответить на них. Следующие упражнения помогут учащимся понимать содержание писем. Полное и точное понимание письма является предпосылкой для правильной реакции на письмо, для ответного письма. Речь идёт о коммуникативных упражнениях, которые учат учащихся получать основную информацию из писем.
1. Учащиеся читают письмо, ищут главную информацию об авторе письма и заполняют ассоциограмму по заданным пунктам, например:
Anschrift:
Schule:
Familie:
Alter:
Wohnort:
Laura Kratsch


2. Также хорошо тренирует навык написания личного письма упражнение с карточками со словами: Учащиеся должны в предложенном письме найти главную информацию или ключевые понятия. При этом они учатся различать важную и неважную информацию. Упражнение нужно выполнять в быстром темпе, при чтении простых писем достаточно 10 минут. Если интенсивно поработать над двумя письмами, то учебный эффект усиливается.
- Учащиеся образуют пары. Каждый учащийся в паре получает своё письмо и максимально 12 карточек.
- Каждый учащийся в паре самостоятельно читает письмо и подчёркивает ключевые слова или главную информацию.
- Затем каждый учащийся записывает на карточки ключевые слова или главную информацию.
- Учащиеся меняются карточками.
- Затем каждый учащийся реконструирует и записывает письмо, опираясь на карточки.
- Затем учащиеся вместе просматривают письма, сличают с оригиналом и размышляют, почему в письмах отсутствует информация: возможно, ключевые понятия на карточках были не вполне понятными или отсутствовала важная информация.
Таким образом, при систематической тренировке учащиеся овладевают устойчивыми навыками написания личного письма.