Нравственная сила добра в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»


ЖиналиеваГульмираМендыбаевна,
учитель русского языка и литературы Новеньской СОШ с.Новенькое Зеленовского района Западно-Казахстанской области.
Урок литературы в 5 классе
Тема: Нравственная сила добра в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»
Цель: Расширять представление учащихся о доброте и великодушии на основе сюжета сказки
Задачи:
- продолжить анализ сказки на основе непосредственной работы с текстом;
- развивать память, мышление и речь; совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
- воспитывать нравственное чувство; формировать читательскую культуру.
Ход урока
Побуждение. Разминка «Друзья по часам»
II. Актуализация
1. Конкурс иллюстраций к сказке.
Показ иллюстраций учащиеся сопровождают комментариями изображенного эпизода.
2. Блиц-опрос:
- Сколько братьев было у Элизы?
- Чем и на чем писали во время уроков братья Элизы?
- Сколько заплатили за книжку Элизы?
- Что дала мачеха детям вместо пирожных и печеных яблок?
- Сколько лет исполнилось Элизе, когда ее отправили домой?
- Что предстояло сделать жабам?
- Кто рассказал Элизе об одиннадцати лебедях в золотых коронах?
III. Диалогическое обучение
1. Исследовательская беседа:
- Почему злой мачехе не удалось довести свои планы до конца?
«Девушка была так набожна и невинна, что колдовство никак не могло подействовать на нее».
- Перед чем оказалось бессильным зло?
Перед чистой душой, любящим и добрым сердцем.
- Найдите в тексте эпизоды, показывающие доброту Элизы.
- Чему научили Элизу деревья, растущие по берегам реки, и морские волны?
- Какие человеческие качества помогли Элизе спасти своих братьев?
Доброта, трудолюбие, целеустремленность, верность, честность, самопожертвование, храбрость, мужество, выдержка.
- От чего исчезали волдыри и утихала боль на обожженных крапивой руках Элизы?
От слез ее младшего брата.
- Почему мышки и дрозд помогают Элизе?
2. Работа с текстом:
- Прочитайте и перескажите близко к тексту сон Элизы, в котором фея фата-моргана рассказывает девушке, как она может спасти своих братьев.
3. Словарная работа.
- Дайте толкование следующим словам:
чучело, лозняк, мешковина, архиепископ, знамение, волокно, благоухание, пурпур, галерея, уста, бранные, исповедальня. В случае затруднений, обратитесь к толковому словарю.
IV. Осмысление:
1. Работа с выразительными средствами языка.
Проверим наблюдательность! Закончите сравнения, которые встречаются в сказке. Объясните, какую роль они играют в тексте
Целый день летели лебеди, как _______________________________________.
Солнце погасло, как ________________________________________________.
Вода тихо вздымалась, словно _______________________________________.
В траве мелькали, точно __________________________________, сотни светлячков.
Высокие стволы стояли, точно _______________________________________.
2.Работа в парах: Природа в сказке «Дикие лебеди» помогает девушке. Выпишите пейзажные зарисовки, доказывающие это.
3.Творческая работа. Написание эссе:
«Добро, Истина и Красота побеждают», - говорил Андерсен. А как считаете вы? Какие человеческие качества помогли Элизе спасти своих братьев?
V. Этап информации о домашнем задании
Часто у Андерсена героями сказок становятся самые обыкновенные предметы: штопальная игла, фонарь, стручки и др. Попробуйте придумать сказку, увидев в обычных предметах, которые вас окружают, что-то волшебное, занимательное, поучительное.
VI. Этап рефлексии. Подведение итогов.